Прибыль и рентабельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли и рентабельности, определить их функции в экономике, выявить источники формирования прибыли.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- определить сущность прибыли и рентабельности, выделить источники ее образования и определить факторы, влияющие на прибыль;
- изучить методику факторного анализа прибыли и рентабельности и применить ее для расчета влияния факторов на прибыль и рентабельность;
- на основе проведенного анализа выявить резервы роста данных показателей на объекте исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 17
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И Е ВИДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

Прибыль и рентабельность.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

    Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

    Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств  фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

    Фонд  накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и  т.д.

    Фонд  социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

    На  основании изложенного материала  можно сделать следующие выводы.

    Прибыль является основным показателем финансово-хозяйственной  деятельность, так как основной целью предприятия, функционирующего в условиях полного хозяйственного расчета, является получение прибыли от осуществления хозяйственной деятельности. Прибыль предприятия служит источником уплаты налогов, расширения производства, стимулирования труда работников, выплат дивидендов учредителям. В экономике используются различные виды прибыли, основными являются: общая прибыль, прибыль от реализации, прибыль от внереализационных доходов, чистая прибыль. Предприятие, имеющее прибыль, имеет возможность более эффективно совершенствовать свою материально-техническую базу, оно пользуется хорошей репутацией в банках, в государственных органах. 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ  И Е ВИДЫ

 

    В настоящее время не существует единого  обобщающего показателя, определяющего  эффективность функционирования организации. Многие авторы принимают точку зрения, согласно которой эффективность деятельности предприятия должна отражаться системой показателей, но общепризнанной формы выражения эффективности пока нет [9, с.36].

    Для оценки уровня эффективности функционирования некоторые авторы предлагают использовать показатели рентабельности.

    Рентабельность  – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Чаще всего рентабельность измеряется с помощью системы  показателей.

    Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:

    1. Показатели, базирующиеся на затратном  подходе. Их уровень определяется  соотношением прибыли с затратами.  К ним относится рентабельность  текущих затрат.

    2. Показатели, характеризующие эффективность  системы продаж, которые определяются соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции. Это такие показатели, как:

    рентабельность  отдельных видов продаж;

    общая рентабельность продаж.

  1. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход. Их уровень определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала. Это следующие показатели:

      рентабельность  совокупных активов или общая  рентабельность;

      рентабельность  операционного капитала;

      рентабельность  оборотного капитала;

      рентабельность  собственного капитала. [9,с.37]

    Рентабельность  продаж – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятий общественного питания  за определенный период и рассчитывается как отношение прибыли отчетного  периода к товарообороту, умноженное на 100.

    Данный  показатель отражает долю прибыли отчетного  периода в продажной цене реализованных  покупных товаров и продукции  собственного производства.

    Для оценки эффективности работы предприятия  общественного питания недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.

    Роль  и значение рентабельности заключается  в следующем:

    - данный показатель является одним  из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

    - повышение рентабельности характеризует  цель предприятия в рыночной  экономике;

    - рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности  предприятия,

    - рост рентабельности способствует  повышению финансовой устойчивости предприятия;

    - увеличение рентабельности обеспечивает  победу предприятия в конкурентной  борьбе и способствует выживанию  предприятия в рыночной экономике;

    - рентабельность имеет важное  значение для собственников, так  как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции;

    - уровень рентабельности интересует  кредиторов и заемщиков денежных  средств с точки зрения реальности  получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных  средств, платежеспособности предприятия;

    - динамика рентабельности предприятия  изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

    - показатель рентабельности характеризует  привлекательность бизнеса в  данной сфере предпринимательства.

    При расчете рентабельности используется как общая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия общественного питания. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

    В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый из них играет определенную роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

    Наиболее  широкое распространение в аналитической  работе получил показатель рентабельности товарооборота. Он определяется по формуле:

    Рт = ОП(ЧП)/ВТ*100,

    где ОП, ЧП – соответственно общая и чистая прибыль;

    ВТ  – валовой товарооборот.

    Этот  показатель характеризует связь  между финансовыми результатами и торговой выручкой. Однако он имеет  некоторые недостатки: не характеризует  эффективность использования вложенных  средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относительно высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. Поэтому показатель рентабельности, исчисленный путем сопоставления прибыли и товарооборота, можно использовать лишь для оценки в совокупности с другими показателями, ибо как частный показатель он освещает только одну сторону явления.

    Рентабельность  можно представить как отношение  чистой прибыли к валовому доходу:

    Р = ЧП/ВД*100.

    Рентабельность  текущих затрат позволяет определить эффективность произведенных расходов и окупаемость:

    Р = БП(ЧП)/И*100,

    где И – издержки производства и обращения.

    Однако  этот показатель не отражает эффективность  использования основных и оборотных фондов. Поэтому необходимо сопоставить прибыль с основными и оборотными фондами предприятия.

    Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность  их использования (рентабельность основных фондов):

    Ро.ф. = П/ОФ*100,

    где ОФ – среднегодовая стоимость  основных фондов.

    Уровень рентабельности зависит от изменения  фондоотдачи, оборачиваемости оборотных  средств, рентабельности товарооборота. Их взаимосвязь может быть представлена следующим образом:

    Р = Рm(1/Фо + 1/К),

    где Рm – рентабельность товарооборота;

    Фо  – фондоотдача основных фондов;

    К – коэффициент оборачиваемости  оборотных средств.

    Фондоотдача предприятия общественного питания  определяется отношением валового товарооборота или оборота по продукции собственного производства к среднегодовой стоимости основных фондов.

    Фондоотдача на предприятии питания рассчитывается по формулам:

    Ф = ВТ/ОФ,

    Ф = ПСП/ОФ,

    Фа = ПСП/ОФ акт,

    где ВТ – валовой товарооборот;

    ОФ  – среднегодовая стоимость основных фондов;

    ПСП – оборот по продукции собственного производства;

    Фа  – фондоотдача активной части  основных фондов;

    ОФ  акт – среднегодовая стоимость  активной части основных фондов [2, с.199].

    В странах с рыночной экономикой в  качестве одного из основных показателей рентабельности определяется показатель рентабельности капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики главная цель – получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал.

    Рентабельность  рассчитывается так:

    Рк = П/К*100,

    где К – капитал.

    Мировая практика стандартной оценки хозяйственной, финансовой, инвестиционной и другой деятельности предприятий предлагает использование системы взаимосвязанных  показателей предприятий предлагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяют для оценки текущего положения дел на предприятии, другие – для проведения динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности, по предприятиям-аналогам и предприятиям конкурентам. С этой целью разработана научно-обоснованная система показателей рентабельности. Рентабельность определяют отношением прибыли:

  1. к активам или их составляющим,
  2. к пассивам или к отдельным их видам,
  3. к затратам (издержкам производства и обращения или к фонду оплаты труда), к экономическому потенциалу (средствам труда плюс предметам труда плюс расход средств на оплату труда), к показателям хозяйственной деятельности (товарообороту, выпуску продукции) [12, с. 165].

    Рентабельность  рекомендуют рассчитывать раздельно  по прибыли от реализации собственной  продукции и покупных товаров, общей  и чистой прибыли, что позволяет изучать влияние на ее размер изменения состава прибыли, ее распределения и использования.

Информация о работе Прибыль и рентабельность