Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:05, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли и рентабельности, определить их функции в экономике, выявить источники формирования прибыли.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- определить сущность прибыли и рентабельности, выделить источники ее образования и определить факторы, влияющие на прибыль;
- изучить методику факторного анализа прибыли и рентабельности и применить ее для расчета влияния факторов на прибыль и рентабельность;
- на основе проведенного анализа выявить резервы роста данных показателей на объекте исследования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 17
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И Е ВИДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Сущность
распределительной функции
Значение
стимулирующей функции
Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны, они связаны между собой и выделить чистое их содержание представляется сложным.
В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товаров и услуг, основанной на привлечении прежде всего труда и капитала. Кроме того, источниками образования прибыли выступают предпринимательская способность, внедрение различных инноваций, достижение оптимальных объемов деятельности, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств. Доказано, что прибыль предприятия возрастает при экономии постоянных издержек и растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам не будет ниже рентабельности вложенного капитала.
Прибыль тесно связана с жизненным циклом предприятия. Оценка жизненных циклов с позиции прибыльности предприятия показывает, что она должна за период с «рождения» до «зрелости» достичь максимальной прибыли, а на стадии «выживания» обеспечить поиск новшеств, способствующих «омолаживанию» предприятия.
В зависимости от метода исчисления в экономической теории в практике различают следующие виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, чистую, облагаемую и необлагаемую налогом [2, с.161].
Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия.
В зависимости от порядка определения различают общую, налогооблагаемую и чистую прибыль.
Общая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), от операционных доходов и расходов, от внереализационных операций.
Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между общей прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из общей прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно.
В зависимости от метода оценки различают номинальную и реальную прибыль.
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
Реальная
прибыль – это номинальная
прибыль, скорректированная с учетом
инфляции. Она характеризует реальную
покупательную способность
В зависимости от размера прибыли различают минимальную, нормальную и максимальную прибыль.
Минимальной
считается такая прибыль, которая
после уплаты налогов обеспечивает
предприятию минимальный
Вариант
минимизации прибыли
Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности.
Максимальная прибыль связана с реализацией целей поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое ставит целью максимизировать прибыль, должно, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой – рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль.
Кроме того, различают и другие виды прибыли.
Капитализированная прибыль – прибыль акционерного общества, направляемая на увеличение собственного капитала и резервов.
Монопольная прибыль – повышенная прибыль, которую позволяет получить монопольный контроль за рынком.
Прибыль до налогообложения – прибыль коммерческой организации до вычета налогов в соответствии с действующим законодательством.
Нераспределенная прибыль понимается, во-первых, как прибыль акционерного общества, компании, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды предприятия, и, во-вторых, как прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели.
Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибыли, они представляют собой существенную часть капитала большинства компаний.
Плановая прибыль– это размер прибыли, получаемой при обеспечении плановых затрат и объема выручки от реализации услуг.
«Притягательная прибыль» - величина прибыли, порождающая стремление других компаний проникнуть в данную сферу бизнеса.
Реинвестированная прибыль – доля годовой прибыли компании, не распределенная между акционерами, повторно инвестируемая в активы этой компании.
Случайная прибыль – увеличение собственного капитала фирмы в результате случайных операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности.
Упущенная прибыль – потенциальная прибыль, которая не была получена.
Учредительная прибыль – доход, полученный учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции в форме разницы между суммой реализации акций и суммой их номинальной стоимости.
Спекулятивная прибыль – прибыль от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и исполнением проходит довольно значительный промежуток времени.
В зарубежной практике для определения прибыли применяется показатель «потолок наличности», который вычисляется путем прибавления к чистой прибыли амортизационных отчислений [3].
Таблица 1. Виды прибыли по основным классификационным признакам
Признаки классификации прибыли | Виды прибыли по соответствующим признакам классификации |
1. Источники формирования прибыли | Прибыль от реализации
продукции, товаров, услуг
Прибыль от прочей реализации Прибыль от внереализационных операций |
2. Рассматриваемый период формирования прибыли | Прибыль прошлого
периода
Прибыль отчетного периода Прибыль планируемого периода |
3. Состав элементов, формирующих прибыль | Маржинальная
прибыль
Прибыль отчетного года Чистая прибыль |
4. Характер налогообложения прибыли | Налогооблагаемая
прибыль
Прибыль, не подлежащая налогообложению |
5. Значение итогового результата | Прибыль (положительная
величина)
Убыток (отрицательная величина) |
Источник [4, с.190].
По источникам формирования прибыли выделяют три ее основных вида: прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; прибыль от прочей реализации; прибыль от внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации состоит из прибыли от реализации излишнего оборудования, неиспользуемых основных фондов и других видов основных средств, являющихся собственностью предприятия. Прибыль от внереализационных операций представляет собой разность между доходами и расходами от внереализационных операций. В состав доходов по внереализационным операциям входят: штрафы, пени, неустойки полученные, полученные проценты по счетам за хранение денежных средств в банке, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, излишки объектов основных средств и других активов, выявленные при инвентаризации и др.
Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).
По рассматриваемому периоду формирования прибыль подразделяют на прибыль прошлого года, прибыль отчетного периода, прибыль планового периода. Такое деление прибыли необходимо для проведения ее анализа, выявления тенденций развития и расчете на плановый период. По составу элементов, формирующих прибыль, выделяют маржинальную прибыль, прибыль отчетного периода (балансовую), чистую прибыль.
Маржинальная прибыль представляет собой сумму валового дохода от реализации продукции собственного производства и покупных товаров за вычетом суммы постоянных расходов.
Прибыль отчетного периода представляет собой результат деятельности. Чистая прибыль характеризует сумму прибыли отчетного периода, уменьшенную на сумму налоговых платежей, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Основные показатели прибыли предприятия рассчитываются следующим образом.
Валовая прибыль по видам деятельности (ВП)
ВП
= Вр – С,
где ВР - выручка от реализации продуктов и услуг по видам деятельности без налогов с продаж ;
С - себестоимость продуктов, услуг.
Валовая прибыль от управления капиталом (ВПу.к.)
ВПу.к. = Д и.– ТР, (2) где Ди.- доходы от передачи имущества третьим лицам;
ТР - текущие расходы.
Валовая прибыль от внереализационных расходов (ВПв.р.):
ВПв.р. = Дв.о. – Рв.о. (3)
где Д.в.о. - доходы от внереализационных операций;
Рв.о. – расходы по внереализационным операциям.
Общая прибыль (ОП):
ОП = ВП + ВПу.к. + ВПв.р. (4) Чистая прибыль (нераспределенная) (ЧП):
ЧП = БП – Н, (5)
где БП - балансовая прибыль;
Н – налоги из прибыли.
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.