Предприятия в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективно становится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этом уровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесь создаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляется заработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения техники и технологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Понятие и классификация организаций………………………
1.1. Механизм функционирования организации в условиях рыночной
экономики………………………………………………………………...
1.2. Жизненный цикл предприятия………………………………
2. Производительность труда работников промышленного предприятия и методы ее измерения. Факторы и резервы роста производительности труда………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Задача 1
Задача 2
Список источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая(новая).docx

— 50.76 Кб (Скачать)

     В нашей стране действует Федеральный  закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российский Федерации». Малое предпринимательство  может иметь место только на частном  предприятии или на предприятии, в уставном капитале которого доля государственной и муниципальной  собственности не превышает 25%.

     Согласно  российскому закону, к малому предпринимательству  относятся предприятия со следующими показателями по числу работников:

     1) Промышленность, строительство транспорт  – 100 человек;

     2) Сельское хозяйство, научно-техническая  сфера – 60 человек;

     3) Оптовая торговля – 50 человек;

     4) Розничная торговля и бытовое  обслуживание – 30 человек;

     5) Остальные отрасли и другие виды деятельности – 50 человек.

     Следует подчеркнуть, что малые предприятия  – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в  конкретную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в  современной динамичной жизни неуклонно  возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную системы, через  систему франчайзинга в крупные  производственные комплексы, и большие  компании являются клиентами малых  фирм, а последние – поставщиками больших.

     Преимущества  малого бизнеса заключаются в  гибкости, высокой адаптивной способности  к изменениям рыночной конъюнктуры. Предприятия малого бизнеса оперативнее  отражают изменения потребительского спроса, существенно облегчают территориальный  и отраслевой перелив рабочей  силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности  для широкого развития конкуренции. Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

     Конкретно роль малого бизнеса проявляется  в том, что его развитие способствует:

     1) созданию новых рабочих мест;

     2) внедрению новых товаров и  услуг, расширению их ассортимента;

     3) удовлетворению нужд крупных  предприятий;

     4) обеспечению специализированными товарами и услугами.

     Число малых предприятий по отраслям экономики  характеризуется следующими цифрами (данные на конец 2004 г.).

     Всего предприятий, тыс.     953,1

     В том числе по отраслям, % к итогу:

     промышленность      13,4

     сельское  хозяйство      2,0

     транспорт и связь      3,4

     строительство       12,7

     торговля  и общественное питание    46,3

     наука и научное обслуживание    2,2

     Приведенные данные свидетельствуют о том, что  около половины малых предприятий  России заняты торговлей и общественным питанием, но их количество недостаточно в промышленности, сельском хозяйстве, науке и научном обслуживании.

     Численность работников малых предприятий составляет около 9 млн человек, или примерно 12% всего занятого населения. На малых  предприятиях в 2004 году было произведено 2273,9 млрд руб. продукции (работ, услуг).

     Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике  практически всех развитых стран, в  нем занято до половины работающего  населения.

     Мировая статистика свидетельствует, что в  среднем в разных странах малый  бизнес дает до 50% национального продукта. В торговле на долю малого бизнеса  приходится 65% частных компаний, в  строительстве – 38%, в секторе  бытовых услуг  и досуга – 23%, в  секторе деловых услуг – 13%, на транспорте и в коммунальных услугах  – 10%.

     Из  этого следует, что потенциальные  возможности малого бизнеса для  развития экономики России использованы пока далеко не полностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Механизм функционирования организации в условиях рыночной экономики

     Механизм  функционирования организации в  условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к  организации (предприятию), - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение  прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем  прибыльнее работает предприятие.

     Исходя  из этого каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить  товаров (оказывать услуг), где и  как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает  решения в соответствии со своими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправильно выбранные  действия.

     В конечном итоге функционирование предприятий  в условиях рынка предполагает поиск  и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы  не только удержаться, но и развиваться  на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь  всегда оптимальное соотношение  между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы  приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения  продукции до покупателя, проводить  соответствующую товарную политику и т.д.

     Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, содержание и назначение которых  довольно многообразно. Условно их можно разделить на три группы.

     1. Факторы ресурсного обеспечения  производства. К ним относятся  производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты,  земля, сырье и материалы, топливо,  рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо  производство продукции и оказание  услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

     2. Факторы, обеспечивающие желаемый  уровень экономического и технического  развития предприятия (НТП, организация  труда и производства, повышение  квалификации, инновации и инвестиции  и т.д.).

     3. Факторы, обеспечивающие коммерческую  эффективность производственно-хозяйственной  деятельности предприятия (умение  вести высокоэффективную коммерческую  и снабженческую деятельность).

     Какой-либо строго очерченной грани между этими  группами нет. К примеру, большая  часть средств производства является не только необходимым условием производства товаров и оказания услуг, но и  определяет его технический уровень. Вместе с тем, по степени воздействия  на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы  предприятия, его возможности, а  степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

     Особо выделяется третья группа факторов. Ее возникновение непосредственно  связано с рыночными отношениями, а реализация направлена:

     1) На обеспечение ритмичности производства  путем снабжения его всеми  необходимыми ресурсами для производства  товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования  рынка;

     2) Снижение издержек производства  или их удержание на определенном  уровне посредством проведения  эффективной коммерческой работы;

     3) Получения прибыли в объеме, обеспечивающем  техническое и экономическое  развитие предприятия.

     Это достигается путем проведения маркетинга товара. Различная роль факторов в  производстве товаров и развитии предприятия определяет специфику  использования каждой группы факторов.

     Особенность ресурсного обеспечения состоит  в том, что оно по своей стоимости  составляет более 90% имущества и  денежных средств предприятия, а  также переносит свою стоимость  на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда вытекают и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу своей большей стоимости и  продолжительности использования  должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному  и качественному составу –  быть достаточными для производства необходимой продукции и в  то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

     Это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального  использования наличных производственных ресурсов, что прежде всего требует  рассмотрения содержания таких экономических  категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в  условиях рыночных отношений. Без них  невозможно решение проблемы: что, сколько, как и в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции  и оказанием услуг. В частности, при принятии решения о том, сколько  и какой продукции производить, большое значение имеет знание средних  издержек производства на единицу продукции.

     Однако  это недостаточно. Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать  масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). Дело в том, что с ростом, масштабов  производства, вызванным дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции  снижается. Но это снижение не может  быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Иными словами, надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат. На практике это означает получение наибольшей прибыли.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеются три  основных источника получения прибыли:

     1) Монопольное положение предприятия  по выпуску продукции;

     2) Производственная и коммерческая  деятельность (подавляющее число  предприятий). В данном случае  величина прибыли зависит от  правильной производственной направленности (выбора продуктов, пользующихся  высоким и стабильным спросом); от степени конкурентоспособности  продукции (цены, сроков поставки, обслуживания и т.д.); от объемов  выпускаемой продукции и, наконец,  от структуры снижения издержек  производства;

     3) Инновационная деятельность, т.е.  внедрение новшеств во все  элементы функционирования предприятия.

     Эффективность функционирования предприятия и  его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон деятельности предприятия. Само по себе использование  того или иного фактора вне  связи с другими факторами  еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое  развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит  управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает  – может – хочет – успевает. При отсутствии хотя бы одного из элементов  система рушится. Однако чтобы выполнить  эти требования, управление должно иметь собственную внутреннюю содержательную организацию.

     Характерными  чертами рыночных отношений являются вовлечение в сферу их интересов  не только крупного бизнеса, но и огромного  количества предпринимателей, частных  собственников, а также динамичность протекания хозяйственных процессов. Это и предопределяет необходимость  изучения коммерческой и предпринимательской деятельности, особенностей ее проявления в различных видах бизнеса и в организации малых предприятий.

Информация о работе Предприятия в условиях рынка