Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
Систематизация и закрепление теоретических знаний и практических знаний по дисциплине;
Углубление теоретических знаний в сфере общественного питания, как в специфической сфере деятельности;
Формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
Формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
Развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Определение уровня подготовленности студентов к выполнению функциональных обязанностей по специальности «Технология продукции общественного питания».
Введение……………………………………………………стр. 3
Цели и задачи выполнения курсовой работы……………стр. 5
Глава 1. Теоретические основы
1.1 История развития общественного питания……….….стр. 6
1.2 Значение отрасли общественного питания...........…...стр. 9
1.3 Специфика отрасли общественного питания…...........стр. 12
1.4 Классификация предприятий О. П………………........стр. 16
Глава 2. Практические расчеты специфических показателей в общественном питании
2.1 Особенности производственной программы и товарооборота в общественном питании……………………………………стр. 25
2.2 Расчет специфических показателей в О. П…….…….стр. 26
Заключение…………………………………………...…….стр. 29
Список используемой литературы………………………..стр. 31
Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Столовые различают:
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции.
Закусочные различают:
Предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово «экспресс» или «бистро».
Предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
Предприятия быстрого обслуживания различают:
На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.
Буфет - предприятие общественного питания, находящееся в жилых и общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные блюда, закуски, горячие, сладкие блюда несложного изготовления, мучные кулинарные, булочные и кондитерские изделия, и покупные товары.
Буфеты различают:
Кафетерий - предприятие общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки из кофе, чая, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, мучные булочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления, и покупные товары.
Потребление продукции общественного питания в кафетериях осуществляется, как правило, стоя.
Кофейня - предприятие общественного питания, специализирующееся на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао и чая, мучных блюд и мучных булочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности в ограниченном ассортименте, а также алкогольных напитков и покупных товаров.
Потребление продукции общественного питания в кофейнях осуществляется, как правило, за столиками, метод обслуживания - официантами.
Предприятия общественного питания различных типов (кроме ресторанов) с вместимостью зала не более 16 мест при определении типа могут прибавлять к своему наименованию приставку «мини»: мини-кафе, мини-бар, мини-закусочная и т. д.
Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары. Допускается организация кафетерия в торговом зале магазина кулинарии.
Глава 2. Практические расчеты специфических показателей в общественном питании
2.1 Особенности производственной программы и товарооборота в О. П.
Товарооборот общественного
Задача №1. Провести анализ товарооборота.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изучение выполнения плана |
Изучение динамики | |||
ПЛАН |
ФАКТ |
% выполн. |
Отклон. от плана |
Темп роста в % |
Отклон. от прошл. года | ||
1.ТО покупной продукции, тыс., руб. |
1385 |
1405 |
1472 |
104,8 |
67 |
106,3 |
87 |
2.ТО собственной продукции, тыс., руб. |
2865 |
2895 |
2903 |
100,3 |
8 |
101,3 |
38 |
3.РТО, тыс., руб. |
4250 |
4300 |
4375 |
101,7 |
75 |
102,9 |
125 |
4.Ут.о. с.п., в % |
67,4 |
67,3 |
66,3 |
98,5 |
-1 |
98,3 |
-1,1 |
Расчеты данных таблицы указаны в Приложении 1
Вывод: План по розничному товарообороту перевыполнен на 1,7 % или 75 т. р., это произошло из-за того что товарооборот по покупной продукции вырос. В отчетном периоде, по сравнению с прошлым, произошел рост розничного ТО на 2,9 % или 125 т. р. за счет увеличения ТО по покупной продукции. Уровень ТО собственной продукции по плану не выполнен и по сравнению с прошлым годом снизился. Анализ показателей ТО дает увидеть, что значения отчетного года не ниже показателей прошлого года, что означает эффективную работу предприятия.
2.2 Расчет специфических показателей в О. П.
Задача № 2
Провести анализ экономической эффективности по комбинату общественного питания за прошлый и отчетный годы. Дать общую оценку деятельности предприятия, сделать выводы.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отчетный год в % к прошлому |
Показатели результатов | |||
Товарооборот общественного питания |
334 800 |
435 240 |
130 |
Прибыль отчетного периода |
6317 |
9495 |
150,3 |
Валовой доход |
99 440 |
130 700 |
131,4 |
Чистая продукция |
37 523 |
50 063 |
133,4 |
Показатели ресурсов и затрат | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов |
63 820 |
82 328 |
129 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств |
37 800 |
50 840 |
134,4 |
Трудовые ресурсы: |
46 |
47 |
102,1 |
31 206 |
40 568 |
130 | |
Среднегодовая стоимость функционирующего капитала |
101 620 |
133 168 |
131,04 |
Среднегодовая стоимость примененных ресурсов |
69 006 |
91 408 |
132,4 |
Издержки производства и обращения (текущие затраты) |
82 997 |
107 896 |
129,9 |
Обобщающие показатели эффективности | |||
Рентабельность, % |
9,1 |
10,3 |
113,1 |
ТО на 1 р. текущих затрат, р. |
4,03 |
4,03 |
100 |
Уровень издержек производства и обращения |
24,7 |
24,7 |
100 |
Рентабельность текущих затрат, % |
7,6 |
8,8 |
115,7 |
Частные показатели
эффективности использования | |||
Фондоотдача, р. |
5,2 |
5,2 |
100 |
Рентабельность основных фондов, % |
9,8 |
11,5 |
117,3 |
Частные показатели
эффективности использования | |||
Рентабельность оборотных средств, % |
16,7 |
18,6 |
111,3 |
Рентабельность |
6,2 |
7,1 |
114,5 |
Частные показатели
эффективности использования | |||
Производительность труда,
измеренная: б) чистой продукцией в) прибылью |
7278,2 |
9260,4 |
127,2 |
815,7 |
1065,1 |
130,5 | |
137,3 |
202 |
147,1 | |
ТО на 1 р. фонда зар. платы, р. |
10,7 |
10,7 |
100 |
Уровень фонда зар. платы, % |
9,3 |
9,3 |
100 |
Рентабельность фонда зар. платы, % |
20,2 |
23,4 |
115,8 |
Удельный вес прибыли в валовом доходе, % |
6,3 |
7,2 |
114,2 |
Удельный вес фонда зар. платы в чистой продукции, % |
83,1 |
81,03 |
97,5 |
Удельный вес прибыли в чистой продукции, % |
16,8 |
18,9 |
112,5 |
Средняя зар. плата, тыс. руб. |
678,3 |
863,1 |
127,2 |
Фондовооруженность труда работников основными и оборотными средствами |
2209,1 |
2833,3 |
128,2 |
Расчеты данных таблицы указаны в Приложении 2
Вывод: За отчетный год товарооборот превысил прошлый на 130 % или 100 440 т. р. Прибыль так же возросла до 150,3 % (3178 т. р.) следовательно, увеличился и размер издержек, он составляет 129,9 % (24 899 т. р.). Чистая продукция возросла на 133, 4 % при почти неизменившейся среднесписочной численности работников, она составляет 102,1 %. Среднегодовая стоимость основных фондов возросла на 18 508 т. р. или 129 %. Валовой доход, по сравнению с прошлым годов, вырос на 31 260 т. р. или 131,4 %. Исходя из данных показателей, следует заметить, что комбинат питания работает эффективно, увеличивая свои показатели каждый год. Уровень издержек, фондоотдача, уровень заработной платы остались неизменными, по сравнению и предшествующим годом. Снизившихся показателей нет, что показывает улучшение работы предприятия.
Заключение
После проведенного анализа данной темы мы можем видеть важность, необходимость и главное специфичность предприятий общественного питания в сравнении с другими видами предприятий. Именно общественное питание, которое так быстро развивается на сегодняшний день, играет важную роль в жизни современного человека.
Общественное питание экономит материальные и трудовые ресурсы общества, способствует переустройству быта населения, освобождает женщин от домашней работы и дает им возможности для активного участия в общественной жизни.
В процессе производства предприятия данной отрасли создают продукцию, имеющую стоимость, отличную от стоимости продуктов, использованных в качестве исходного сырья.
Таким образом, в процессе производства
на предприятиях создается новый
продукт. Собственная продукция
общественного питания
Важные задачи поставлены перед работниками общественного питания по улучшению качества пищи. Строгое соблюдение правил технологической обработки продуктов и санитарного режима на производстве, использование высококачественного сырья и продуктов, изучение опыта лучших мастеров — необходимые условия для успешного решения этих задач.
Все шире применяются такие формы работы ресторанов, как организация семейных обедов в предпраздничные, субботние и воскресные дни, дегустация блюд национальных кухонь, тематические вечера-балы, заказы на организацию праздничных вечеров в честь юбилейных дат, обслуживание торжеств на дому и т. д.
Информация о работе Предприятие общественного питания как специфический объект хозяйствования