Предприятие как специфический объект хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:55, реферат

Описание работы

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход. Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Работа содержит 1 файл

Предприятие как специфический объект хозяйствования.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период. 

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

гибкость, предусматривающая  постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки  плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, “сдвигая” период планирования {например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных  участников процесса функционирования предприятия;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и  самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение  в плане всех направлений финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую  из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого  принципа требует разработки различных  сценариев будущего развития предприятия  исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность  увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования. 

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки – “Прогнозирование и планирование экономической деятельности”. 

2.3. Конкуренция   как важнейший фактор  влияния  хозяйственный среды предприятия  на характер ведения экономики  предприятия 
 

Конкурентоспособность предприятия определяется, с одной  стороны, факторами конкурентной среды, с другой – факторами базирования. 

Факторы базирования  и факторы конкурентной среды  находятся между собой в тесном диалектическом единстве. Оказывая постоянное влияние друг на друга, вытекая один из другого, рассматриваемые блоки  факторов формируют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование. 

Операционная  эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем  это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов. 

Напротив, стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов  видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. 

Можно утверждать, что операционная эффективность  обеспечивает получение прибыли  в процессе реализации прибавочной  стоимости, а стратегическое позиционирование, создавая, поддерживая и расширяя рынки сбыта, – саму возможность этого процесса.  Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как предприятие организует и выполняет отдельные виды деятельности. Посредством этой деятельности предприятия создают определенные ценности для своих покупателей. Конечная ценность, созданная предприятием, определяется тем, сколько потребители готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые предприятием. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, предприятие рентабельно. Чтобы получить конкурентное преимущество, предприятие должно либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить продукцию с меньшими издержками (операционная эффективность), либо действовать так, чтобы давать покупателям продукцию с большей ценностью, за которую можно получить большую цену (стратегическое позиционирование). 

Виды деятельности предприятия можно объединить в  так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в  цепочку ценности, вносят свой вклад  в потребительную стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность и вторичная, т. е. поддерживающая деятельность. К первичным видам деятельности относятся:1) логистика;2) выполнение работ;3) маркетинг и продажи; 4) послепродажное обслуживание. 

Вторичные виды деятельности призваны обеспечить осуществление  первичных. К поддерживающим видам  деятельности относятся: 

1)материально-техническое  снабжение; 2)развитие технологии; 3)управление  людскими ресурсами;4) инфраструктура  предприятия. 

Избранная предприятием конкурентная стратегия определяет способ, которым оно выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, в сложном, высокоточном и наукоемком производстве для успеха обязательны развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а в простом производстве главную роль может играть реклама, так как процесс изготовления несложен, а о послепродажном обслуживании и речи не идет. 

Предприятие получает конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или  исходные компоненты производства. 

Но предприятие  – это не только сумма всех видов  его деятельности. Цепочка ценности предприятия – это система взаимозависимых видов деятельности, между которыми существуют связи. Эти связи возникают, когда способ выполнения какого-либо вида деятельности влияет на издержки или эффективность других видов деятельности. Связи часто приводят к тому, что дополнительные затраты при “подгонке” отдельных видов деятельности друг к другу окупаются в дальнейшем. Например, более дорогие конструкция и комплектующие изделия или более тщательный контроль качества позволяют снизить расходы на послепродажное обслуживание. Предприятия должны нести подобные издержки в соответствии со своей стратегией для достижения конкурентного преимущества. 

Наличие связей также требует согласования разных видов деятельности. Чтобы не сорвать  сроки поставки, например, нужно, чтобы производство, обеспечение поставок сырья и комплектующих, вспомогательная деятельность (например, пусконаладочные работы) были хорошо увязаны. Четкое согласование обеспечивает своевременную поставку товара заказчику без необходимости иметь дорогостоящие средства доставки. Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы при заключении сделок, дает более четкую информацию, что облегчает управление и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде. Это также действенный способ сократить общее время, необходимое для выполнения разных видов деятельности, что имеет все большее значение для конкурентного преимущества. Например, такое согласование существенно сокращает время разработки и запуска в производство новых видов продукции, а также приема заказов и доставки продукции. 

Тщательное управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества. Многие из этих связей не бросаются  в глаза, и предприятия – конкуренты могут их и не заметить. Для того, чтобы извлечь выгоду из этих связей, нужны и сложные организационные процедуры, и принятие компромиссных решений во имя выгоды в дальнейшем, в том числе в случаях, когда организационные линии не пересекаются (такие случаи редки). 

2.4. Сопоставление  затрат  и результатов как метод   рационального функционирования  предприятия 
 

В настоящее  время в большинстве организаций  уделяют большое внимание организационной  стороне дела, полагая, что экономический механизм в условиях рыночной экономики действует сам по себе. Однако без введения системы экономической ответственности в организации в целом, в частности, без создания системы управления затратами, невозможно повысить эффективность и рентабельность производства, размеры получаемой прибыли. 

Нет необходимости  доказывать, что управление затратами  на производстве, особенно в условиях рынка, – стержневое направление  всей системы управления предприятием, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической прибыли. 

В хозяйственной  практике для характеристики затрат предприятия используются различные  понятия и термины: «издержки», «расходы или затраты предприятия», «затраты на производство», «себестоимость продукции» и т.д. Принято считать, что если затраты обозначаются термином “издержки”, то “затраты на производство” и “издержки производства” тождественны по смыслу и содержанию. Но термин ” издержки производства” может применяться в экономическом смысле и включать издержки упущенных возможностей. В таком случае налицо противопоставление бухгалтерскому понятию затрат. 

Затраты организации  – это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в  деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения: 

затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и  каких ресурсов было использовано; 

величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении; 

·определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием отдела или другим видом деятельности). 

Затраты на производство – это затраты, обоснованные условиями  производства и направленные на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 

Предприятия могут  осуществлять не только производство и сбыт продукции (работ, услуг), но и  ряд других видов деятельности: подготовку кадров, научно-исследовательские работы, обеспечение социальных потребностей работающих и др. 

Сопоставление затрат и результатов деятельности – суть экономики предприятия. Результаты деятельности организации включают производственные, экономические (финансовые), социальные и др. результаты. Эффективность работы предприятия можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов. 

В условиях переходной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимального  экономического результата – прибыли. Все виды деятельности предприятия направлены на получение прибыли. 

Затраты организации  можно разделить на две большие  группы: 

·     затраты, непосредственно связанные  с изготовлением продукции (работ  или услуг) и зависящие от степени  загрузки производственных мощностей (чисто производственные затраты); 

·     затраты на организацию и подготовку производства. 

Прямые производственные затраты – это те, которые непосредственно  можно отнести к услугам, продукции  и заказам: прежде всего заработная плата за произведенную работу и материалы, израсходованные при ее выполнении. Сюда же входят особые единичные затраты процесса изготовления и сбыта, поскольку они могут быть отнесены непосредственно на продукт или отдельную трудовую операцию. Прямые производственные затраты являются одновременно базой для расчета нижней границы цены продукции. Продажа товара по ценам ниже прямых затрат увеличивает риск убытка, равный величине затрат на организацию производства. 

Основой организации  учета производственной деятельности организации является экономически обоснованная классификация производственных затрат. 

В рекомендациях  по планированию, учету затрат и  калькулированию себестоимости  продукции применяются различные  типы группировок затрат: 

по их характеру  – производственные и внепроизводственные; 

по видам –  элементы расходов и статьи калькуляции; 

Информация о работе Предприятие как специфический объект хозяйствования