Повышение конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности 4
Сущность конкурентоспособности продукции предприятия. 4
Комплексная система управления качеством КС УКП и Международные стандарты МС ИСО серии 9000 16
2. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 18
2.1 Характеристика предприятия и его место в отрасли 18
2.2 Анализ работы предприятия по качеству за 2003 год 21
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции 24
3.1 Мероприятия по разработке системы качества ООО «Мебельная компания «НИКС» 24
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 85.16 Кб (Скачать)

Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его  жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

В практической деятельности и в теоретических  изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в  частности. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично  процесс развития и изменения  сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему.

Первый уровень —  «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень —  «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень —  «соответствие фактическим требованиям, рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень —  «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

В соответствии с определением Международной организации  по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

 

 

 

 

 

Конкурентоспособность


товара (продукта)

Показатели внешнего формирования

Показатели качества

Экономические показатели

Долговре-менные

Кратко-срочные

Стандарти-зируемые

 

 

(определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями)

Регламен-тируемые

 

 

(определяемые техническими регламентами и постановле-ниями)

Единовре-менные

 

 

(затраты на преобретения продукции)

Текущие

 

 

 

(затраты на эксплуатацию  продукции)

тенденции развития экономики

тенденции развития рынка

тенденции

НТП

устойчивые сдвиги в структуре  потребления

прочие

прочие

колебания конъюнктуры

внезапное появление или  уход конкурента

с рынка

изменение моды

назначение

эргономичные

 

 

 

другие

Патентно-правовые

безопасности

экологически

прочие

оплаченная стоимость  изделия

расходы на транспор-тирование

налоги, таможенные сборы

Расходы на монтаж, пред-продажное обслуживание

прочие

расходы на обслуживание, услуги

расходы

на ремонт

расходы

на запчасти

расходы на топливо, энергию

расходы на амортизацию

Расходы на утилизацию изделия

прочие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции

 

 

Качество  выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя  его «стержень». В принципе низкокачественный  товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или  высоко конкурентный товар. Имеющиеся  на практике исключения в этом отношении  лишь подтверждают общие положения.

 

Переход России к рыночной экономики вызывает необходимость в новых подходах к проблеме качества и конкурентоспособности, требующих: все более полного учета изготовителями рыночного фактора; сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно-экономическим мерам управления качествам; перехода к гибкой системе стандартизации и сертификации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров; организации работы по переходу в перспективе к тотальному обеспечению качества.

Процесс планирования качества носит непрерывный  характер, поскольку постоянное обновление и совершенствование продукции — обязательное условие успеха производителя на рынке.

В силу своей  комплексности и многогранности качество — проблема, требующая  на уровне промышленного предприятия, фирмы согласованных усилий всех подразделений и служб для принятия решений. Согласованность усилий — непременное условие поддержания качества продукции на требуемом уровне. Чтобы данное условие соблюдалось в полной мере, необходима четкая программа действий, в которой формулируются цели и задачи, методы и средства решения проблемы качества в течение планируемого периода, приводятся расчеты по соотношению затраты — выпуск для определения экономической эффективности всей работы по поддержанию качества и установлению предельных уровней связанных с этим затрат как в целом, так и по отдельным видам продуктов ассортимента. Наличие такой программы позволяет не только иметь полное представление о состоянии дел на предприятии в целом с решением проблемы качества и наметить соответствующие меры по ее решению, но и определить направления действий служб и подразделений в пределах их функций, области взаимодействия, требующих объединенных усилий.

Решение проблемы качества в России в новых  условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной  базы. Ее составные элементы — Закон  о защите прав потребителей; Законы о стандартизации и сертификации; Закон о государственном надзоре за стандартами, нормами и правилами; Закон о метрологии, — тесно увязанные с другими «смежными» законодательными актами (например, такими, как Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон «Об охране окружающей среды»).

Ситуация  на российском  рынке сложилась  таким образом, что мебель отечественных  производителей из-за приемлемой цены, в основном, используется для меблировки государственных учреждений. Частные  фирмы и лица больше внимания уделяют  качеству, поэтому склоняются в сторону  продукции иностранных производителей. По скольку  ООО «МК «ЭЛИТ» ориентированна на частных потребителей, соответственно необходимо уделить внимание качеству производимой продукции.

К показателям  качества продукции относятся следующие  группы показателей:

    • назначения продукции;
    • надежность (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
    • экологичности;
    • эргономичности;
    • технологичности;
    • эстетичности;
    • стандартизации и унификации;
    • патенто - правовые;
    • безопасности применения;
    • сертификационные.

Любая мера качества, которую целесообразно  использовать, должна позволить нам  найти ответы на следующие четыре вопроса:

- соответствует  ли параметры изделия требованиям  потребителя;

- отвечает  ли изделие всем юридическим  и нормативным критериям;

- соответствует  ли изделие ожиданиям потребителей;

- превосходит  ли изделие конкурирующие   товары.

Для оценки выполнения поставленной задачи в процессе проектирования, производства и контроля продукции стандартами ИСО установлены  следующие понятия:

- Оценка  качества - предполагает наличие  методов и средств, с помощью  которых потребитель (или нормативный  орган) может убедиться, является  ли качество адекватным тем  или иным требованиям.

- Обеспечение  качества – это процесс формирования  приемлемого уровня качества  наиболее экономичным образом.

- Контроль  качества – это действия, обеспечивающие  измерение характеристик изделия  и оценку их соответствия указанным  требованиям.

Оценка  качества, обеспечение качества –  взаимосвязанные понятия, на которых  строятся механизмы сертификации продукции  и систем качества. Для реализации этих механизмов необходимы документированные  системы качества.

Документированные системы качества весьма полезны, поскольку  при правильном внедрении ( что можно  оценить с помощью проверок) они  представляют потребителю свидетельство  того, что качество изделия, которое  ему требуется ( и параметры которого он определил), будет с известной  вероятностью достигнуто. Кроме того, они дают нормативным органам  свидетельство того, что изделия  будут поставляться в безопасном для использования состоянии.

 

1.2  Комплексная система управления качеством КС УКП и Международные стандарты МС ИСО серии 9000

 

До начала экономических преобразований в  стране сложилась и функционировала  Единая система государственного управления качеством продукции – ЕС ГУКП, в состав которой входили отраслевые и региональные системы, а также  комплексные системы управления качеством продукции на предприятии  – КС УКП.

 При  этом суть управления заключалась  в определении и регламентации  требований к техническому уровню  и потребительским свойствам  продукции, обеспечении, контролем  и стимулировании реализации  этих требований.

Такое управлении качеством продукции было вполне адекватным и , судя по всему, единственно  возможным в условиях планово – распределительной системы управления народным хозяйством, основу которой даже при введении хозрасчетных отношений, составляли командно-административные методы.

Как только командно-административная система  управления производством и сама планово-распределительная экономика  стали перестраиваться, а фактически распадаться, возникла необходимость  в серьезном  изучении особенностей управления производством и качеством  продукции в условиях рыночных отношений  с заказчиками.

Такой путь был найден в создании системы  обеспечения качества, отвечающей требованиям  международных стандартов МС ИСО  серии 9000.

 МС ИСО серии 9000.

Международные стандарты МС ИСО серии 9000 представляют собой систему руководящих принципов  в области управлении качеством  и направлены на постоянное совершенствование  основ данной системы.

Ни одной  другой стандарт или инструмент в  области управления качеством не играл такой роли, как стандарты  ИСО серии 9000. Об их важности свидетельствует  тот факт, что независимыми органами по сертификации уже более чем  в 70 странах, применяющих стандарты  ИСО серии 9000, было выдано почти 100 тысяч  сертификатов.

ИСО 9000 –  это комплекс международных стандартов качества, устанавливающих минимум  требований к практике, позволяющих  признать ее хорошей с целью создания доверия к бизнесу и гарантирующих, что поставщики и потребители  « говорят на одном языке».

Стандарт  ИСО 9000 может использоваться для  внешних целей ( договорные отношения  с участием второй стороны или  использование схем сертификации третьей  стороной ) или для внутренних  ( например, для улучшения качества изделия ).

Данный  стандарт – это своего рода инструкция для предприятия, что следует  делать, должно определить само предприятие, исходя из своих технических возможностей и поставленных задач.

Учитывая, что стандарты ИСО серии 9000 распостраняются на все виды товаров и услуг для всех коммерческих и бюджетных организаций, они, по своему определению , носят общий характер и допускают варьирование в широких пределах методов выполнения установленных требований.

Стандарты устанавливают требования, которые  определяют, какие элементы необходимы для включения в системы качества. Однако целью этих международных  стандартов не является навязывание  единообразия систем качества. Эти  стандарты являются общими, не зависящими от какой-либо конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. На проектирование и внедрение системы качества неизбежно должны оказывать влияние  различия в потребностях организации, специфика ее задач, поставляемые ею продукция и услуги, а также  применяемые технологии, иные процессы и традиции.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия