Повышение конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности 4
Сущность конкурентоспособности продукции предприятия. 4
Комплексная система управления качеством КС УКП и Международные стандарты МС ИСО серии 9000 16
2. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 18
2.1 Характеристика предприятия и его место в отрасли 18
2.2 Анализ работы предприятия по качеству за 2003 год 21
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции 24
3.1 Мероприятия по разработке системы качества ООО «Мебельная компания «НИКС» 24
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 85.16 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Теоретические основы конкурентоспособности                                             4

    1. Сущность конкурентоспособности продукции предприятия.                      4
    2. Комплексная система управления качеством КС УКП и Международные стандарты МС ИСО серии 9000                                                                     16

2. Характеристика предприятия и  выпускаемой продукции                           18

2.1 Характеристика предприятия  и его место в отрасли                                  18

2.2  Анализ работы предприятия  по качеству за 2003 год                                21

3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности  продукции            24

3.1 Мероприятия по разработке  системы качества ООО «Мебельная компания «НИКС»                                                                                               24

Заключение                                                                                                           33

Список литературы                                                                                              34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного  изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Сегодня ни одна  серьезная компания не может  обойтись без оценки своего конкурентного  положения на рынке и конкурентоспособности  своей продукции. Несмотря на разнообразные  методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Одним из основных составляющих конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  выпускаемой на предприятии продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы конкурентоспособности

 

1.1 Сущность конкурентоспособности продукции предприятия.

 

В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха является предпринимательство  и предпринимательский стиль  деятельности. Основной моделью для  оптимизации прибыли в краткосрочной  и долгосрочной перспективе является модель выбора стратегических позиций  предприятия в конкуренции.

Предпринимательское поведение предприятия ориентировано  на конкуренцию. В Федеральном законе «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на  товарных рынках» конкуренция определяется как «состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке». Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда. Средством конкуренции является товары и услуги, с помощью которых  соперничающие фирмы стремятся  завоевать признание и получить деньги от потребителя.

В завоевании конкурентных преимуществ фирма  должна действовать следующим образом:

- лучше  конкурентов производить качественные  товары и продавать их по  более низким ценам;

- быстрее  конкурентов выявлять неудовлетворенные  рыночные потребности и удовлетворять;

- ближе  конкурентов быть с потенциальными  потребителями (клиентами), т. е.  создавать и поддерживать прочные  и тесные связи с потребителями,  формировать приверженность к  торговой марке;

- отдельно  от  конкурентов создавать уникальные  продукты для определенных групп  потребителей.

Если  рассматривать понятие «конкурентоспособность»  применительно к предприятию, то его можно определить как возможность  эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия  средств. Производство и реализация конкурентоспособной продукции  – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно  к отдельному товару,- это совокупность качественных и стоимостных характеристик  изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот  товар, комплекс потребительских и  стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, т.е. позволяет  быть прибыльно обменным на деньги в условиях широкого предложения  к обмену других товаров-аналогов.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

 

В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

 

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии.

Он, например, может:

• добиться отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;

• выбрать  из намеченных к производству товаров  один, являющийся наиболее привлекательным  для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

• отыскать новое применение выпускаемым товарам;

• своевременно изъять экономически неэффективный  товар из сбытовой программы предприятия:

• найти  выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

• осуществлять модификацию выпускаемых товаров  в соответствии с новыми вкусами  и потребностями покупателей;

• регулярно  развивать и совершенствовать систему  сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом;

Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

Чтобы оценить  конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя  из оценки существующей и перспективной  конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

• продолжать ли производство данного товара и  его сбыт;

• провести ли модернизацию для превращения  товара в товар рыночной новизны;

• снять  ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

Стоит приступить ли к поиску нового рынка сбыта  с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия  товаропроводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса  проданного товара.

Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству

Однако  создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, т.е. сервисное обслуживание.

Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

 

Конкурентоспособность и качество, — концентрированное  выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Происходящий  в России с большими трудностями  переход к рыночной экономике  заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что  если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность  ее изготовителей.

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия