Такая
модель, хорошо зарекомендовавшая себя
в период стабильного роста строительной
отрасли, была апробирована и активно
применялась в Москве и других крупных
городах.
Положительной
стороной для частного инвестора-застройщика
в этой модели являлась поддержка
со стороны муниципалитета и возможность
вернуть свои затраты за счет эксплуатации
коммерческой недвижимости и/или продажи
квартир. Город же получал в свою собственность
необходимые объекты социальной инфраструктуры.
Помимо прочего, частный инвестор не нес
никаких эксплуатационных затрат на содержание
таких объектов.
Экономические
изменения в стране и в мире, стагнация
строительного комплекса могут весьма
негативно сказаться на применимости
данной модели. Ранее заключенные инвестиционные
договоры будут в конечном итоге завершены
(с просрочками исполнения и судебными
спорами или без таковых), но перспективы
заключения новых подобных соглашений
вызывают обоснованные сомнения.
Модель концессионного
соглашения
Федеральный закон
от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях» (далее – Концессионный
закон) предусматривает, что объектами
такого соглашения могут быть «объекты
здравоохранения, в том числе объекты,
предназначенные для санаторно-курортного
лечения; объекты образования, культуры,
спорта, объекты, используемые для организации
отдыха граждан и туризма, иные объекты
социально-культурного назначения». Типовые
концессионные соглашения были утверждены:
для объектов образования – Постановлением
Правительства Российской Федерации от
11 ноября 2006 года № 671, а для объектов здравоохранения
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2009 № 138.
Несмотря
на то, что первое Постановление
было принято два с половиной
года назад, достаточной правоприменительной
практики по нему, так же как и
по второму из названных постановлений,
принятому совсем недавно, не имеется.
Это может быть связано как с объективными,
так и с субъективными причинами: отсутствием
потребности в концессиях в области социальной
инфраструктуры при работавшей традиционной
модели ГЧП, основанной на принципах инвестиционного
договора, и нежеланием власти «отдавать»
социальную сферу на откуп частному бизнесу.
По нашему мнению, изменение социально-экономической
ситуации должно пробудить интерес региональных
и муниципальных властей к концессионному
механизму финансирования развития социальной
инфраструктуры.
Спецификой
концессионной модели в сфере
здравоохранения и образования,
по нашему мнению, является необходимость
осуществления одним концессионером
двух видов деятельности:
1) деятельности
по строительству/реконструкции объекта
здравоохранения/ образования; и
2) деятельности
по оказанию медицинских или образовательных
услуг.
Помимо
экономических трудностей совмещения,
появляются юридические проблемы, связанные
в частности с получением отличающихся
друг от друга лицензий и разрешений.
Способом разрешения подобных проблем
может стать использование концессионером
договора о совместной деятельности (простого
товарищества), что допускается Концессионным
законом (пункт 2 части 1 статьи 5).
Еще
одной особенностью концессионных
соглашений в социальной сфере является
то, что в ходе их реализации должен быть
предоставлен законодательно гарантированный
минимум социальных услуг населению: обязательное
медицинское страхование в здравоохранении
и обеспечение доступности бесплатного
общего среднего образования. Решением
этой задачи может стать как предусмотренная
Концессионным законом возможность принятия
на себя концедентом «части расходов на
создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения, использование
(эксплуатацию) объекта концессионного
соглашения» (часть 13 статьи 3), так и получение
концессионером в той или иной форме субсидий
от соответствующего уровня главного
распорядителя бюджетных средств на обеспечение
оказания социальных услуг и/или на реконструкцию
/ строительство соответствующего объекта.
Выбор той или иной формы или их совмещение
зависят от условий каждого конкретного
проекта.
Следует
сказать и о концессионной
плате, вернее – об использовании
предоставленной законом возможности
не предусматривать ее в концессионном
соглашении. Часть 1.1 статьи 7 Концессионного
закона предусматривает, что «в случае
реализации концессионером производимых
товаров, выполнения работ, оказания услуг
по регулируемым ценам (тарифам) или с
учетом установленных надбавок к ценам
(тарифам), а также в случаях, если условиями
концессионного соглашения предусмотрено
принятие концедентом на себя части расходов
на создание и (или) реконструкцию, использование
(эксплуатацию) объекта концессионного
соглашения, концессионная плата концессионным
соглашением может не предусматриваться».
Учитывая экономические особенности деятельности
образовательных и медицинских учреждений,
в частности отсутствие у них «сверхдоходов»
и «природной ренты», концессионные соглашения
в отраслях социальной инфраструктуры
не должны предусматривать выплату концессионного
вознаграждения. В противном случае вероятность
привлечения частных инвесторов в эту
сферу будет стремиться к нулю.
Финансирование
концедентом части затрат концессионера
на эксплуатацию объекта социальной
инфраструктуры значительно приближает
российскую модель концессионного соглашения
к хорошо зарекомендовавшей себя в
зарубежной практике модели контрактов
жизненного цикла (life cycle contracts), достаточно
подробно описанной в статье М.Черниговского.
Учитывая
вышеизложенное, модель концессионного
соглашения в сфере социальной инфраструктуры
можно представить в виде следующей схемы
(см.приложение 1).
Заключение
Таким
образом, первоочередной задачей для
развития ЧГП в здравоохранении
является привлечение внимания государства,
бизнеса и общественности к возможностям
ЧГП. Здесь активную роль призваны сыграть
НКО, которые могут продемонстрировать
органам власти федерального и регионального
уровня, а также деловому сообществу возможности
использования ЧГП. Целесообразно проведение
конференций, круглых столов, распространение
материалов по вопросам ЧГП с участием
всех заинтересованных сторон. Только
совместное обсуждение проектов, поиска
путей и форм кооперации между государством
и бизнесом способно сформировать понимание,
повысить доверие между сторонами и, в
конечном итоге, вести к развитию ЧГП в
различных формах и модификациях. Наиболее
эффективным способом будет реализация
первых проектов ЧГП в здравоохранении,
которые наглядно смогут продемонстрировать
позитивные возможности от ЧГП.
В
дальнейшем необходимо закрепление
этих практик нормативно-правовыми
рамками. Для этого, согласно нормам
ФЗ «О концессионных соглашениях»,
необходимо разработать ТКС в
отношении объектов здравоохранения.
Наличие такого ТКС откроет возможности
для дальнейшего распространения этой
практики в области здравоохранения. Здесь
активную роль призвано сыграть Министерство
здравоохранения и социального развития
РФ, профильный комитет Государственной
Думы РФ.
Также
важным направлением могло бы стать формирование
единого межсекторного (государство, бизнес,
НКО) центра по сбору заявок на проекты
ЧГП в здравоохранении. Данный центр мог
бы способствовать выстраиванию диалога
с профильными ведомствами, обобщать лучшие
практики в области ЧГП в здравоохранении,
развивать методологию ЧГП и т.п., а также
представлять интересы здравоохранения
в различных государственных ведомствах.
Список
использованной литературы
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 года // Российская газета. – 25 декабря
1993 года.
- Всеобщая
декларация прав человека (принята на
третьей сессии Генеральной Ассамблеи
ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948
г.) // Библиотечка Российской газеты. -
выпуск №22-23. - 1999 г.
- Приказ Минздрава
РФ от 21 марта 2004 г. №113 «Об утверждении
Концепции охраны здоровья здоровых в
Российской Федерации» // Здравоохранение.
- 2004 г. - №8.
- Приказ Минздрава
РФ от 21 марта 2004 г. №114 «Об утверждении
отраслевой программы «Охрана и укрепление
здоровья здоровых на 2004-2010 годы» // Здравоохранение.
- 2004 г. - №7.
- Постановление
Главного государственного санитарного
врача РФ от 30 мая 2004 г. №108 «О введении
в действие санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.4.1328-03» // Российская газета.
-20 июня 2004 г. - №119/1.
- Решение Коллегии
Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. «О ходе
реализации Концепции развития здравоохранения
и медицинской науки, задачах на 2001 - 2006
годы и на период до 2010 года» (Протокол
№6)
- Агабабьян
Э.М. Экономические основы воспроизводства
нематериальных благ при социализме. -
М.: Наука, 2008 – 216с.
- Здоровье
населения и окружающая среда: Методическое
пособие/Под общей редакцией д.м.н. Е.Н.Беляева:
Вып.3, Т.1 - М.: Информационно-издательский
центр Минздрава России, 2009. - Ч.1: Об организации
системы социально-гигиенического мониторинга.
- Калашников
против Российской Федерации (Жалоба №47095/991).
Постановление Европейского Суда по правам
человека от 15 июля 2008 г. // Российская газета.
- 17 октября 2008 г. - №197, 19 октября 2003 г. -
№199.
- Климин В.Г.
Пакетное медицинское страхование – фактор
насущный. Развитие здравоохранения на
региональном и муниципальном уровнях.-2007.-
451с.
- Климин В.Г.
Финансовая модель медицинского страхования
в агропромышленном комплексе. Прод. безопасность
в системе народосбережения. // Мат. межд.
науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ,
2007.- С. 22
- Климин В.Г.,
Казак А.Ю. Роль медицинского страхования
в развитии социально ориентированного
бизнеса. // Вестник Урал. мед. акад. науки.
Екатеринбург.- 2007.-№4.- 83
- Климин В.Г.,
Князева Е.Г. Адаптивность институциональных
и финансовых основ медицинского страхования.
// Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.-
2006.-№3.- С. 22
- Климин В.Г.,
Князева Е.Г. Теоретические и финансово-организационные
основы медицинского страхования. // Известия
Уральского государственного экономического
университета. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ,
2007.-Вып.5(17). – С. 5
- Климин В.Г.,
Кузьмин С.В., Гурвич В.Б. Проблемы и пути
обеспечения страховой защиты населения,
подверженного негативному воздействию
факторов среды обитания, в целях управления
риском для здоровья. // Вестник Урал. мед.
акад. науки. Екатеринбург.- 2006.-№3.- С. 64
- Климин В.Г.,
Никонов Б.И., Гурвич В.Б. Развитие добровольного
страхования рисков для здоровья населения
в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической
обстановкой. // Вестник Урал. мед. акад.
науки. Спец.выпуск. Екатеринбург.- 2004.-
С. 95
- Климин В.Г.,
Фрейз В.А., Бадаев Ф.И. Пакетное медицинское
страхование как возможный механизм реализации
профилактического направления национального
проекта «Здоровье» в РФ. // Вестник Урал.
мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2006.-№3.-
С. 37
- Климин В.Г.,
Фрейз В.А., Бадаев Ф.И. Пакетное страхование
– новый этап в развитии медицинского
страхования в России. Пр. // Вестник Урал.
мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2004.- С.
94
- Климин В.Г.,
Шандалов А.Г., Вяликова Н.И. Сравнительный
анализ уровня оказания медицинской помощи
в системе обязательного медицинского
страхования по результатам медико-страховой
экспертизы в 2001-2003гг. по территории обслуживания
«Страховая компания «Мединком». Пр. //
Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.-
2004.- С. 302
- Климин В.Г.,
Шандалов А.Г., Устинова И.Г. Защита прав
застрахованных как инструмент реализации
социальной политики государства. // Вестник
Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2006.-№3.-
С. 64
- Климин В.Г.,
Шастин А.С. Новые технологии в организации
финансирования медицинских учреждений
в условиях обязательного медицинского
страхования. Новые высокие технологии.
// Мат. всеросс. науч.-практ. конф. Екатеринбург:
АТН РФ, 2006.- С. 112
- Климин В.Г.,
Шастин А.С., Князева Е.Г. Анализ финансовой
емкости лечебно-профилактических учреждений
в системе ОМС. Финансы, денежное обращение
и кредит. // Мат науч.-практ. конф. Екатеринбург:
Изд. УрГЭУ, 2007.- С. 115
- Климин В.Г.,
Шастин А.С., Князева Е.Г. Реформа финансового
обеспечения здравоохранения. Финансы,
денежное обращение и кредит: Науч.зап./
Отв. ред. А.Ю.Казак. Екатеринбург: Изд.
УрГЭУ, 2008.- С. 201
- Климин В.Г.,
Шастин А.С., Мильштейн М.И.Первый опыт
разработки и использования информационно-программной
системы в практике работы страховой компании,
функционирующей в системе обязательного
медицинского страхования. // Вестник Урал.
гос. мед. акад. Екатеринбург: Изд. УГМА,
1995.- С. 55
- Комментарий
к Трудовому кодексу Российской Федерации
/ Под ред. К.Н.Гусова - М.: ООО «ТК Велби»,
ООО «Издательство Проспект». – 2009.
- Королев
Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской
Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ».
– 2009.
- Кулагина
Э.Н., Введенская В.В. Экономическая теория
и экономика здравоохранения - Н.Новгород.:
НГМА.2006. – 328с.
- Медицинская
газета. 2007. - № 27 – С. 4.
- Парягина
О.А. Некоторые тенденции и проблемы развития
российского законодательства о здравоохранении
// Юридический вестник. – 2008. - №3.
- Поляков
И.В., Максимов А.В. От единого государства
к единой системе здравоохранения сексуальные
истории // Проблемы управления здравоохранением.
- №1. – 2007.
- Постатейный
комментарий к Конституции Российской
Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М;
Новая Правовая культура, 2008. - с.214.
- Путило Н.В.
Законодательство субъектов Российской
Федерации о здравоохранении // Журнал
российского права. - №2. -февраль 2008 г.
- Сальников
В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое
обеспечение здравоохранения в советский
период // Журнал российского права. - №1.
- январь 2008 г. – с.52.
- Соколов
Д.А. «Основные направления реформирования
системы здравоохранения в западноевропейских
странах, по которым идет реформа российского
здравоохранения» // Проблемы управления
здравоохранения, 2009, №1. – С. 53
- Соколов
Д.А. «Оценка расходов населения из личных
средств на здравоохранение в субъектах
Российской Федерации и в целом по Российской
Федерации» // Проблемы управления здравоохранения,
2009, №3. – С. 38
- Соколов
Д.А. «Реформирование управления и финансового
обеспечения систем здравоохранения»
// Социальный вестник пенсионных и социальных
фондов стран СНГ и Балтии, 2007, № 3 – С.
45
- Соколов
Д.А. «Современные подходы к оценке источников
финансирования российского здравоохранения
по версии системы счетов» // Научные ведомости
Белгородского государственного университета,
2009, № 10(50), выпуск 8. – С. 37
- Теория государства
и права. Учебный курс – М.: 2009.
- Ткаченко
Ю.А. Проект реформы здравоохранения в
РФ // Здравоохранение. – 2009. - №4.
- Тобес Брижит.
Право на здоровье. Теория и практика -
М. Устойчивый мир. 2007 г.
- Флек В.О.,
Соколов Д.А. «Оценка финансирования здравоохранения,
в том числе Программы государственных
гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи
в 2007 году» // Менеджер здравоохранения,
2008, № 8. – С. 58
- Экономика
и жизнь. 2006. - № 25. - С. 23.
Приложение
Приложение
1