Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа
елью данной курсовой работы является изучение посредничества в сфере здравоохранения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить здравоохранение как сектор национальной экономики;
- проанализировать отраслевую структуру в сфере здравоохранения;
- разработать экономическую модель посредника в сфере здравоохранения.
Введение 3
Глава 1. Здравоохранение как сектор национальной экономики 7
1.1 Здравоохранение как система: общие принципы. 7
1.2 Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики 12
1.3 Угрозы для системы здравоохранения в России 17
Глава 2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере здравоохранения в РФ 23
2.1 Роль ЧГП в здравоохранении 24
2.2 Условия для успешной работы ЧГП 29
2.3 Распределение ролей в партнерствах в сфере здравоохранения 31
2.4 Формы ЧГП в России 33
Глава 3. Разработка модели посредника в сфере здравоохранения 37
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Развитие взаимодополняющих региональных законодательств. Успешная работа ЧГП, осуществляющих противодействие ВИЧ/СПИДу, туберкулезу и малярии на уровне регионов, зависит от способности федеральных структур обеспечить общие для всех регионов стандарты сбора данных, адаптации и использования опыта успешной работы, законодательные условия для защиты прав человека, законодательства в области употребления наркотиков и лечения наркотической зависимости, ценообразования в сфере лекарственного обеспечения, производства и распространения дженериков, миграции.
Четкие
правовые рамки. ЧГП регулярно сталкиваются
с трудностями из-за недостаточно
четкого правового
На настоящий момент выделить несколько основных форм ЧГП, используемых в России:
государственный контракт;
концессия;
соглашение о разделе продукции.
В то время как государственный контракт является усеченной формой ЧГП, направленной на поставку товаров и услуг для государственных органов, а соглашения о разделе продукции были разработаны, прежде всего, для сферы природных ресурсов, наибольший интерес и наибольшие возможности для использования ЧГП в России предоставляет форма концессии. Принятие в 2005 г. ФЗ «О концессионных соглашениях» создало условия для применения в России этой наиболее распространенной за рубежом формы ЧГП.
Концессия - это наиболее универсальная, но и наиболее сложная форма ЧГП. ФЗ «О концессионных соглашениях» разрабатывался в России более 12 лет. Закон направлен на создание частным инвесторам благоприятных условий для инвестиций в государственные объекты, а также призван обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.
Установленный
формат концессионных соглашений содержит
в себе элементы различных договоров,
в основном подряда и аренды. Согласно
международной классификации форм ЧГП
- это схемы ВОТ (строительство-управление-
В настоящее время создание и подписание ТКС - важнейшая задача для развития ЧГП в конкретных сферах. В 2006-07 гг. Правительство РФ приняло ряд ТКС. В частности, Постановление Правительства РФ от 09.02.07 № 90 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения», Постановление Правительства РФ от 22.12.06 № 791 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования», Постановление Правительства РФ от 05.12.06 № 747 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений» и др.
В настоящее время подготовка проектов ТКС осуществляется Департаментом инвестиционной политики МЭРТ РФ в сотрудничестве с отраслевыми министерствами и ведомствами. После согласования проекта ТКС с Аппаратом правительства РФ документ выходит в форме Постановления Правительства РФ. Таким образом, разработка и принятие ТКС представляет собой достаточно длительную процедуру, требующую согласования между различными ведомствами. При этом оперативность принятия отдельных ТКС в немалой степени зависит от сложившихся межведомственных отношений, а также от наличия политической воли и лоббистского ресурса по каждому из направлений.
Опыт
принятия первых ТКС показал, что
процесс этот может проистекать
с высокой долей сложности, и
эффективный процесс
На
наш взгляд, концессия - перспективная
форма ЧГП для сферы
Однако развитие ЧГП в области здравоохранения требует разработки специализированного ТКС, которое закрепит основы взаимодействия частного сектора и государства при работе с объектами здравоохранения. Однако такое ТКС пока не принято. В то же время существующий закон «О концессионных соглашениях» направлен, прежде всего, на поддержку крупных проектов в области развития инфраструктуры. И хотя в этой сфере достигнут определенный прогресс по сравнению с 90-ми годами, когда основным приоритетом государства было развитие форм ЧГП, способствующих освоению природоресурсных богатств страны, это не вселяет оптимизма с точки зрения других областей использования ЧГП, в том числе в сфере здравоохранения.
В российской практике ЧГП используется также и широкая трактовка практически любого партнерства бизнеса и государства. Типичным в последние годы является использование понятия ЧГП как способа объединения любых усилий государства и бизнеса в развитии различных хозяйственных объектов и целых регионов. При этом происходит простое распределение объектов хозяйственной деятельности на той или территории или в секторе экономики, когда не используется ни одна из законодательно предусмотренных форм ЧГП, а разделяются лишь роли и ответственность за дальнейшую эксплуатацию различных производственных сооружений и объектов строительства. В таком случае государственные и частные вложения дополняют друг друга, не будучи вообще юридически оформленными, например, строительство и эксплуатация аэропортов, подготовка к зимней Олимпиаде-2014 и т.д.
Для более активного использования ЧГП в области здравоохранения государство, бизнес и гражданское общество должны проявить активность в равной мере. Учитывая тот факт, что здравоохранение не воспринимается государственными структурами, в том числе - действующими в области здравоохранения, как приоритетная сфера реализации проектов ЧГП, НКО должны привлечь внимание федеральных и региональных властей к возможностям использования ЧГП в здравоохранении.
Здравоохранение также не воспринимается и деловым сообществом как важная область для совместной кооперации с государством. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, проекты в сфере транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетики, строительства и промышленности представляют для компаний гораздо больший интерес, чем сфера здравоохранения. Так, интерес компаний к сфере транспортной инфраструктуры более чем в 3,5 раза выше, чем к здравоохранению, а к ЖКХ - более чем в 3 раза.
Показательным примером использования модели ЧГП в здравоохранении служит проект создания Нижегородского онкологического научного центра (НОНЦ). Этот проект разрабатывается уже несколько лет. Для разработки плана развития проекта с использованием механизмов ЧГП были привлечены ведущие британские консультанты, имеющие 25-летний опыт в этой области.
Тем не менее проект продвигается очень медленно. Одна из причин - отсутствие интереса к проектам ЧГП в российском здравоохранении. По мнению директора российского офиса «Грант Торнтон» В.Кипчатова, в российском здравоохранении до сих пор нет интереса к ЧГП, также до сих пор нет не только специальных подразделений, но и конкретных специалистов, отвечающих за данную сферу: «Чтобы построить НОНЦ, эту глыбу придется сдвигать не только на региональном, но и на общегосударственном уровне». По мнению участников проекта, внедрение успешного мирового опыта ЧГП в области здравоохранения на опыте НОНЦ будет означать сдвиг и начало глубокого реформирования существующего в российской медицине порядка.
Одним из объяснений отсутствия интереса к проектам ЧГП в здравоохранении со стороны бизнеса и государства служит недостаточная информированность делового сообщества и органов власти о возможных формах взаимодействия с использованием механизмов ЧГП в области здравоохранения. Другая причина - недостаточно высокая стоимость проектов в сфере здравоохранения. Компаниям проще самостоятельно профинансировать строительство больницы или лечебного центра и затем оперировать этим объектом на правах частной собственности, чем использовать сложный и недостаточно проработанный механизм ЧГП.
В то же время все более активной становится деятельность бизнеса в области поддержки и развития здравоохранения, осуществляемая в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО). Многие крупные компании вкладывают существенные ресурсы в развитие больниц, поликлиник, лечебных центров, санаториев, особенно в регионах своего присутствия. Создаваемые и поддерживаемые бизнес-структурами в тесном сотрудничестве с государственными органами объекты инфраструктуры здравоохранения служат важным вкладом в поддержание должного уровня медицинского обслуживания населения. В рамках КСО компании также софинансируют проекты в сфере профилактики, лечения, диагностики, вакцинации против различных заболеваний и пр.
Однако такие социальные инвестиции в форме благотворительной поддержки со стороны российских компаний, в отличие от ЧГП, носят зачастую разовый и несистемный характер и меняются в зависимости от текущих интересов власти и бизнеса в конкретных ситуациях и регионах. Основное отличие корпоративной благотворительности от бизнес-проектов ЧГП состоит в том, что проекты ЧГП, с точки зрения делового сообщества, направлены на извлечение прибыли, в то время как КСО и благотворительность не ставят перед собой таких целей.
Еще одной формой развития местных сообществ, в том числе в сфере здравоохранения, являются фонды местных сообществ. По своему содержанию эта форма близка к ЧГП. Фонды финансируются за счет крупного и среднего бизнеса, органов власти, частных лиц, международных грантов. В попечительский совет фонда, как правило, входят представители всех трех секторов: НКО, власти и бизнеса. В Российской Федерации в настоящее время уже действуют 20 фондов местных сообществ и число их постепенно растет6.
С 2003 г. функционирует Партнерство (ассоциация) фондов местных сообществ, призванное организовывать обмен опытом в этой области и дальнейшее распространение этой формы эффективного трехстороннего взаимодействия на новые регионы страны. Хотя такая институциональная форма объединения усилий бизнеса, государства и НКО и не является ЧГП как таковой, однако в условиях непосредственного участия НКО в соединении финансовых усилий государственных органов и бизнеса в различных сферах деятельности обеспечивается их прозрачность, некоррупционность и высокая эффективность. Тем не менее, она может все же рассматриваться как еще одна форма ЧГП. Просто в данном варианте партнерства роль НКО не ограничивается функциями поддержки, консультирования и обучения, а институционализируется в форме равноправного партнерства с бизнесом и государственной властью.
Другим
примером организующей роли НКО в
рамках ЧГП может служить проект
Российского медиа-партнерства, в
рамках которого некоммерческая организация
«Трансатлантические партнеры против
СПИДа» берет на себя координирующую
роль, используя потенциал
На настоящий момент условно можно выделить две модели ГЧП в рассматриваемых сферах:
1) традиционную модель инвестиционного договора;
2) потенциально перспективную концессионную модель.
Традиционная модель
Традиционная модель предполагает заключение между публичной властью (региональной или муниципальной) и девелопером-застройщиком инвестиционного договора. В соответствии с договором девелопер в качестве «нагрузки» от бюджета за предоставленную возможность строить жилую и/или коммерческую недвижимость, которая будет находится в его собственности, обязуется построить и/или реконструировать определенные объекты здравоохранения и/или образования (больницы, поликлиники, школы, центры детского творчества и т.п.), а затем передать их в собственность субъекта РФ или муниципалитета.