Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать определение понятиям показатели качества продукции, показатели конкурентоспособности продукции, установить взаимосвязь между этими показателями и деятельностью предприятия.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются: 1) изучить эти понятия; 2) проанализировать данные показатели; 3) выявить связь между качеством товара, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью самого предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..…………………3
Вопрос 1. Понятие качества продукции ………………………...….………………...5
Вопрос 2. Показатели качества продукции ………………...……………….………..6
Вопрос 3. Понятие конкурентоспособности …………………………………………9
Вопрос 4. Показатели конкурентоспособности …………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Понятия и показатели качества и конкурентоспособности.docx

— 91.25 Кб (Скачать)

     Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров, сводя  ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая  политика в борьбе за повышение конкурентоспособности  производимых товаров.

     Такая же картина просматривается и  с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия  более гибкие, чем более они  соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в  конкретном соперничестве с другими  товарами на рынке. В первую очередь  это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом  разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.

     Также напрямую влияет на конкурентоспособность, принимаемые на себя изготовителем товара, гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

     Организационные условия приобретения товаров производителями  обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.6

Стандарты играют большую роль в определении  конкурентоспособности:

  • соответствие стандартам - это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю;
  • основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

     В настоящее время покупатель предъявляет  к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность  товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:

     1) хорошо подготовленная стратегия,  определяющая наиболее оптимальный  уровень сервиса для каждого  сегмента работника;

     2) умелое использование рекламы,  доносящей до покупателя все  преимущества сервиса и гарантирующей  прочную связь клиента с покупателем;

     3) учетная система поставки запасных  частей;

     4) система правил вызова сотрудников  сервисной службы к клиенту;

     5) обучение персонала, связанное  с доведением до каждого исполнителя  стандартов обслуживания.

     Нельзя  забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств  товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель  сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его  конкурентоспособности.

     Комплекс  конкурентоспособности товара состоит  из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

     Технические параметры наиболее жесткие. По ним  можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному  виду (классу) продукции. Это также  характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения  технических параметров. Это также  и эргономические показатели, отражающие, насколько товар соответствует  свойствам человеческого организма  и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной).

     Экономические параметры представлены величиной  затрат на производство товара: его  ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое  обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

     Социально - организационные параметры - это  учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации  производства, сбыта, рекламы товара. Стоит отметить, что конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Многие  компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют  добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке.

     'Таким  образом, при неизменности качественных  характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних  и внешних по отношению к  товару факторов. 
 
 
 
 
 

     4. Показатели конкурентоспособности

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:

     

     где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру, Пi, – величина i-го параметра для анализируемой продукции, Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью, n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра  при выборе товара потребителем.

     Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

     

     где Тm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi, – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai, – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке.

     Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

         где 3, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

     Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных  затрат на эксплуатацию продукции:

        где Т– срок службы; i– год по порядку.

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности:

        где i – число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1, ..., п – виды продукции; а, – коэффициент важности (значимости, предпочтительности) для покупателя i – го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя: bi = +1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); bi = –1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.)

     Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать  единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является: 

        Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.7

     Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при  решении других проблем.

     Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью. Потребителя  интересует не природа продукта, а  то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи  покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем  большее количество покупателей  подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность  продукции.

     Происходящий  в России переход к рынку заставляет по-новому взглянуть на проблему качества и конкурентоспособности продукции. Если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции. В связи с этим перед производителями  продукции возникают задачи планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного его уровня и наилучшего способа организации  процесса обеспечения качества. Все  эти проблемы могут успешно решаться лишь при едином подходе к понятию  качества, способов и методов его  измерения. Такой подход может быть обеспечен лишь через внедрение  системы стандартов качества на предприятии. должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

     Схему параметров конкурентоспособности можно представить следующим образом:8

Информация о работе Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции