Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать определение понятиям показатели качества продукции, показатели конкурентоспособности продукции, установить взаимосвязь между этими показателями и деятельностью предприятия.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются: 1) изучить эти понятия; 2) проанализировать данные показатели; 3) выявить связь между качеством товара, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью самого предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..…………………3
Вопрос 1. Понятие качества продукции ………………………...….………………...5
Вопрос 2. Показатели качества продукции ………………...……………….………..6
Вопрос 3. Понятие конкурентоспособности …………………………………………9
Вопрос 4. Показатели конкурентоспособности …………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Понятия и показатели качества и конкурентоспособности.docx

— 91.25 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Кемеровская  государственная  медицинская академия»  Министерства здравоохранения  и социального  развития 

Факультет Экономики и управления на предприятии  здравоохранения 

Кафедра экономики и управления в здравоохранении 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

по  дисциплине: ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

тема: Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2010

       
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………….……..…………………3

Вопрос 1. Понятие качества продукции ………………………...….………………...5

Вопрос 2. Показатели качества продукции ………………...……………….………..6

Вопрос 3. Понятие конкурентоспособности …………………………………………9

Вопрос 4. Показатели конкурентоспособности  …………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы……………………………………………..….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

     Цель  данной работы: дать определение понятиям показатели качества продукции, показатели конкурентоспособности продукции, установить взаимосвязь между этими  показателями и деятельностью предприятия.

     Исходя  из указанной цели исследования, основными  задачами являются: 1) изучить эти  понятия; 2) проанализировать данные показатели; 3) выявить связь между качеством товара, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью самого предприятия.

     Как отмечается в литературе, в конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим  форумом. Одной из главных причин такого положения является то, что  в России системно и профессионально  проблемами конкурентоспособности  никогда никто не занимался.

        Впервые на государственном уровне актуальность повышения конкурентоспособности России прозвучала в Ежегодном послании первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 30 марта 1999г. “Россия на рубеже эпох”. Он отметил, что “главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: “способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России”. Отсюда и вытекает актуальность данной проблемы и состоит она в необходимости получения новых знаний по данному вопросу.

     В течение многих десятков лет в  нашей стране, в условиях высокой  монополизации производителей, регулятором  производства продукции являлся  не реальный спрос, а  административно-командный  механизм экономики, который регулировал потребление, формировал потребности и выпуск продукции. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 1. Понятие качества продукции

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом - «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1. Согласно международному стандарту ИСО 8402-080 качество продукции (услуги) - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают предполагаемые потребности.

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления  независимо от того, какие специфические  потребности ей предназначалось  удовлетворять. Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества2». Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

     Вопрос 2. Показатели качества продукции 

     Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке  и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества.

     Оценочные показатели количественно характеризуют  те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

     Функциональные  показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность  продукции удовлетворять заданные потребности. 
Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности.

     Показатели  функциональной пригодности характеризуют  техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции  выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Например, к ним относятся единичные  показатели - грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, комплексные - калорийность, производительность и т.д.

     Показатели  надежность продукции характеризуют  ее способность сохранять во времени  в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов  и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Единичным показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости, восстанавливаемости.

     Показатели  энергомичности продукции характеризуют  удобства и комфорт потребления  продукции в производительных и  бытовых процессах системы «человек-предмет-среда». В эту группу показателей входят подгруппы гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических  показателей.

     Гигиенические показатели – это показатели качества продукции и элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность: уровень освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, гигроскопичности, запыленности, шума, вибрации и т.д.

     Антропометрические  показатели – это показатели качества продукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого  тела.

     Показатели  эстетичности продукции характеризуют  ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции  эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы  показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности  композиций, совершенства производственного  исполнения и сохранности товарного  вида. Художественная выразительность  определяет способность продукции  отражать в форме эстетические представления  и нормы.

     Рациональность  формы определяет соответствие формы  объективным условиям эксплуатации продукции, а также отражение  в ней функционально- конструкторской  сущности продукции.

     Целостность композиции определяет гармоничное  единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы  изделия, его согласованность с  другими изделиями.

     Совершенство  производственного исполнения и  сохранность товарного вида продукции  оказывают влияние на особенности  эстетического восприятия формы  продукции.

     Каждая  из рассмотренных подгрупп показателей  эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем  качества (эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств, присущих каждой из этих подгрупп. Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы технологичности и ресурсопотребления.

     Показатели  технологичности выражают особенности  состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени  для производства (добычи) продукции  и/или ее потребления 
(эксплуатации).

     Показатели  ресурсопотребления характеризуют  затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению.

     Природоохранные показатели качества продукции характеризуют  ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они  объединяются в две группы показателей  – безопасности и экологичности.

     Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или  эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции.

     Показатели  экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия  на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении и эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.

     Подводя итог можно отметить, что качество для потребителей определяется по формуле:

     Qc = f(Qp;Qstg;Qs)

     Где Qc- качество для потребителя;

Информация о работе Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции