Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать определение понятиям показатели качества продукции, показатели конкурентоспособности продукции, установить взаимосвязь между этими показателями и деятельностью предприятия.
Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются: 1) изучить эти понятия; 2) проанализировать данные показатели; 3) выявить связь между качеством товара, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью самого предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..…………………3
Вопрос 1. Понятие качества продукции ………………………...….………………...5
Вопрос 2. Показатели качества продукции ………………...……………….………..6
Вопрос 3. Понятие конкурентоспособности …………………………………………9
Вопрос 4. Показатели конкурентоспособности …………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Понятия и показатели качества и конкурентоспособности.docx

— 91.25 Кб (Скачать)

     Qp- качество продукции;

     Qstg – качество сопутствующих товаров или услуг;

     Qs – качество сервисного обслуживания. 

     3. Понятие конкурентоспособности

     Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на мой взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре). Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

     Понятие конкурентоспособности можно выразить следующим образом: конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     “Европейский  форум по проблемам управления”  определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

     В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия–производителя продукции  соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит  от конкурентоспособности товара и  совокупности экономических методов  деятельности предприятия, оказывающих  воздействие на результаты конкурентной борьбы.

     Поскольку конкуренция предприятий на рынке  принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

     В ряде случаев используются интегральный показатель конкурентоспособности  продукта, который может быть рассчитан  по следующему алгоритму:

     1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем  их сравнения с базовыми, эталонными  показателями или показателями  для продуктов – конкурентов: 

      (расчеты ведутся в процентах), где Qi – показатель конкурентоспособности по i–му параметру, Pi – величина i–го параметра продукта, Pio – величина i–го параметра для продукта – эталона.

     2. Рассчитывается интегральный показатель  конкурентоспособности (сводный  индекс конкурентоспособности):

       где n – число оцениваемых параметров, ai – вес i-го параметра.

     Очевидно, что чем ближе приближается K к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

     При оценке конкурентоспособности конкретного  продукта его по приведенной формуле  можно сравнить с подобными продуктами – конкурентами (образцами –  конкурентами), для которых также  было проведено подобное сравнение  с эталонным образцом, и сделать  вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом–конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый  продукт уступает образцу по конкурентоспособности; К > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности  К = 1.

     При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт  были аналогичными по назначению и  условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей.

     Важным  направлением исследования конкурентоспособности  продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов  на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей  последовательности:

     1. Оцениваются продукты данной  фирмы и ее главных конкурентов  на исследуемом рынке по двум  критериям: интегральному показателю  качества, в данном случае характеризующему  уровень потребительских свойств  товара, его способность решать  проблемы потребителей, и цене. В  случае, когда имеется ограниченное  число ведущих показателей качества  возможно использование отдельных  показателей и цены.

     2. Все исследуемые продукты наносятся  на поле матрицы: качество-цена, используя в случае необходимости  в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.

     3. Для всей совокупности анализируемых  продуктов определяется среднее  значение показателя качества  и цены и проводятся линии,  характеризующие эти средние  значения.

     4. Подобная оценка проводится для  всех важнейших рынков.

     5. По степени концентрации продуктов  фирм-конкурентов в различных  квадрантах матрицы определяется  острота конкурентной борьбы  на отдельных рынках и на  совокупном рынке. 

     6. Исходя из принципа предпочтительности  деятельности на рынках, где острота  конкурентной борьбы наименьшая (если кто придерживается другого  мнения, то его выбор будет  иным), корректируется производственно-сбытовая  политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и  рынка сбыта. Например, осуществляется  переход на выпуск более простой,  но и более дешевой продукции. 

     Оценка  возможностей фирмы позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности3. По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике  оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.

     

     Рис. 1.Многоугольник конкурентоспособности

     Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент  в состоянии улучшить свою деятельность.

     По  результатам исследований, проведенных  по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный  анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.

     На  основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются  мероприятия по закреплению сильных  сторон и ликвидации слабых мест. Иногда, как отмечалось выше, определяется интегральный показатель конкурентоспособности.4

     Обобщая вышеизложенное, можно указать, что  на конкурентоспособность продукции  влияют следующие факторы:

  • нормативные;
  • технические;
  • экономические;
  • организационные.

     К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

     Рассмотрим  отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара. Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

     Основные  требования потребителей к техническим  показателям находят отражение  в национальном и международном  стандартах.

     Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические  условия на его изготовление, правила  приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При  оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

     Соответствие  стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.5

     В каждой стране существует своя система  стандартизации товаров, соответствующая  степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии. Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

     Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и правил различных стран. В  этих целях функционирует специально созданная Международная Организация  Стандартизации. Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание правительственных должностных лиц при Европейской Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

     Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно  меняется в соответствии с темпами  научно-технического прогресса, происходящего  как внутри страны, так и у ведущих  мировых производителей той или  иной продукции.

     На  мой взгляд, целесообразно рассмотреть и коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Информация о работе Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции