Понятие реформирования и реструктуризации организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – дать предложения по управлению процессами реформирования и реструктуризации организации.
Задачи исследования:
Разъяснить теоретические основы управления процессами реформирования и реструктуризации организации;
Дать экономико-правовую характеристику организации;
Проанализировать состояние и эффективность структуры управления организацией

Содержание

Введение 2
Глава 1 Теоретические основы управления процессами реформирования и реструктуризации организации 4
1.1 Понятие реформирования и реструктуризации организации 4
1.2 Механизм управления реструктуризацией в современных условиях 7
Глава 2 Экономико-правовая характеристика организации 16
2.1 Правовой статус и организационное устройство 16
2.2 Виды деятельности и экономические условия хозяйствования 23
2.3 Показатели размеров и специализации организации 24
2.4 Экономические показатели 26
Глава 3 Состояние и эффективность структуры управления организацией 27
3.1 Состояние структуры управления организацией 27
3.2 Эффективность структуры управления 27
организацией 27
Глава 4 Предложения по реформированию и реструктуризации организации 30
4.1 Обоснование проекта по реформированию и реструктуризации управления организации 30
4.2 Обоснование механизма реструктуризации и реформирования структуры управления 32
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Управление процессами реформирования и реструктуризации организации.doc

— 823.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Не вызывает сомнения тот факт, что организация в целях сохранения конкурентоспособности или улучшения качества оказания услуг (будь то коммерческое предприятие или государственное учреждение) на рынке товаров или услуг, должно время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Принципиально важный вопрос заключается в следующем: как организация может противостоять существенным изменениям внешней среды, которые возникают нерегулярно и непредсказуемо, а также с помощью каких действий сохранять свою жизнеспособность и достигать стратегических целей.

Управление (в системных  терминах) - это взаимодействие управляющей  и управляемой систем с целью  трансформации управляемой системы  в систему с заданными целевыми характеристиками. В более общем виде управление - это преодоление неопределенности.

Изменения в стратегии, производственных процессах, культуре и, соответственно, управлении организацией могут осуществляться постепенно, в виде мелких шагов, или радикально, скачкообразно. Соответственно, говорят о революционной и эволюционной моделях изменений, процессах реформирования и регулирования (настройки).

Реформирование - постепенное  целенаправленное преобразование системы. Поскольку структура системы  обеспечивает сохранение ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях, основным способом (методом) реформирования системы является изменение ее структур - реструктуризация.

Под реструктуризацией  следует понимать комплексное преобразование организации, которое связано с изменением присущих ему структур. В качестве основных структурных компонент выступают производственная, информационная и организационная структуры. Вместе с тем, возможны изменения в ряде значимых структур: собственности, бизнес-процессов, технологических процессов, активов и пассивов, персонала и т. п.

Иначе говоря, реструктуризация может охватывать совершенствование  структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических  аспектах деятельности, совершенствование  финансово-экономической политики и повышение на этой основе эффективности производства, конкурентоспособности продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности. [12, с .15]

Характерной особенностью реструктуризации является комплексность проводимых преобразований. В результате реструктуризации состояние организации меняется и она переходит к новым условиям функционирования, соответствующим изменившимся условиям внешней среды.

Темой курсовой работы является - управление процессами реформирования и реструктуризации организации.

Объект исследования -  Управление дошкольного образования  и воспитания Администрации города Ижевска.

Предмет исследования - процессы реформирования и реструктуризации организации.

Цель исследования –  дать предложения по управлению процессами реформирования и реструктуризации организации.

Задачи исследования:

Разъяснить теоретические основы управления процессами реформирования и реструктуризации организации;

Дать экономико-правовую характеристику организации;

Проанализировать состояние и эффективность структуры управления организацией;

Дать предложения по реформированию и реструктуризации организации.

 

  1. Теоретические основы управления процессами реформирования и реструктуризации организации
    1. Понятие реформирования и реструктуризации организации

Организация (Юридическое  лицо) представляет собой общественный механизм, создание которого преследует коллективные цели, деятельность которого каким-то образом управляется, и  который каким-то образом отделён от окружения.

Организация это целевое  объединение ресурсов. Организация  имеет структуру. Организации созданные  человеком (людьми) характеризуются  наличием человека как активного  ресурса. Для организаций созданных  человеком характерно наличие функций управления и планирования. Функция управления это (ближайший аналог) кинетическая энергия организации. Функция планирования это (ближайший аналог) потенциальная энергия организации. Необходимо отметить, что организация входящая в более крупную, является для последней ресурсом. [10, с .23]

По российскому законодательству — зарегистрированная в установленном  законом порядке организация  называется юридическое лицо.

Единой классификации  организаций нет. Возможна классификация  по цели, ресурсам и их сочетанию и объединению.

На организацию  оказывают влияние следующие  факторы:

  • политические (законодательство, политическая стабильность, формы собственности),
  • экономические (уровень жизни, капитал, поставщики, потребители, конъюнктура рынка, цены).
  • правовые (законодательные требования к организации бизнеса, к налогообложению),
  • социальные (нормы поведения, уровень образованности),
  • ресурсные (люди, природные ресурсы, территория, инфраструктура),
  • технологические (развитие науки, развитие технологии),
  • стратегические (экономичность, конкурентоспособность, внедрение нововведений),
  • миссия (предлагаемые товары/услуги, группы потребителей, место и роль на рынке, технология, философия, имидж),
  • структурные факторы (структура и функции, человеческий фактор, организационные характеристики и неформальная структура организации).

Каждая организация рано или поздно под воздействием внешних факторов (изменения спроса на продукцию, появления новых технологий и др.) сталкивается с необходимостью изменения своих структур (производственной, организационной, информационной, финансовой) и комплексного изменения функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы.

В наиболее общем смысле реструктуризация является переходом  от одного типа структуры к другому, наилучшим образом отвечающему условиям функционирования предприятия

Данное понятие, как  процесс комплексного изменения  методов и условий функционирования организации в соответствии с  внешними условиями рынка и стратегией ее развития вошло в деловой обиход сравнительно недавно. Однако и в эпоху административно-плановой экономики процессы реформирования, реорганизации, изменения методов функционирования как отдельных организаций, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались.

Реструктуризация является одной из форм развития организации, важнейшим элементом хозяйственной политики, средством адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Это изменение структуры организации. Каждая организация имеет внутреннее строение, характеризующееся структурой. Как система организация представляет собой совокупность технических, технологических, организационных и социальных подсистем, которые отличаются целями функционирования, функциями, методами и характером протекаемых в них процессов.

Реструктуризация может затрагивать все стороны деятельности предприятия, его структурные компоненты. Совокупность указанных элементов известна как модель 7-С, разработанная Т. Питерсом. Сюда входят:

    •   Стратегия организации (долгосрочные цели и средства по их достижению);
    • Структура (состав подразделений организации и связи между ними);
    • Системы и процедуры (подсистемы, функции и процедуры управления организацией, включая технологию подготовки и принятия управленческих решений);
    • Состав персонала (описание структуры кадров организации);
    • Стиль (характеристика форм деятельности работников аппарата управления организацией);
    • Совокупность навыков персонала (кадровый потенциал организации);

Чаще всего реструктуризация оказывает положительное влияние  на следующие показатели:

— эффективность управления;

— производительность труда;

— качество и конкурентоспособность  продукции (работ, услуг);

— объем реализации;

— уровень оплаты труда;

— организацию труда  и технику безопасности;

— психологический климат в коллективе;

— влияние работников на управление;

— кадровую политику;

— отношения с партнерами и контрагентами;

— инвестиционную привлекательность  предприятия;

— отношения с органами государственной власти;

— рентабельность и финансовое положение предприятия.

Таким образом, мы можем говорить, что основной целью реструктуризации организации является изменение ее структурных компонентов и их связей, которое позволяет устойчиво функционировать в изменившихся условиях.

 

    1. Механизм управления реструктуризацией в современных условиях

Перед руководителями, которые осознают, что реструктуризации не избежать, возникает сложная задача разработки и реализации программы-проекта реструктуризации, которая должна предусматривать существенное изменение структуры.

Даже для профессионально  подготовленных руководителей сложность этой комплексной задачи значительно превышает все известные им до этого момента типы задач и по той причине является основным препятствием для их успешного воплощения в жизнь.

Здесь речь идет не только о теоретической и концептуальной сложности объекта-предприятия, но и о сложности воплощения программы.

В зависимости от исходного  состояния организации и сложности системы, решающей проблему, характер процесса нахождения решения руководителями организации может быть различным, а следовательно, будет и различным выбор методов решения.

В настоящее время  большинство специалистов предлагают базовую версию процесса реструктуризации, которая предусматривает достаточно жесткую последовательность выполнения этапов подготовки и проведения реструктуризации (табл. 1)

Базовая версия, однако, отражает лишь последовательность действий и не дает представления о существующих возможностях и механизме выбора направлений преобразований, вариантов  решений в зависимости от состояний  предприятия, ситуационных факторов.

 Поэтому, мы будем  рассматривать процесс реструктуризации  с предшествующими для нее  следующими этапами:

      • оценка состояния хозяйственной системы (по уровню и динамике основных показателей);
      • выработка позиции собственника и топ-менеджмента в отношении необходимости реконструктивных мероприятий, и в том числе реструктуризации;
      • постановка задачи подготовки концепции реструктуризации;
      • рассмотрение и принятие концепции или решение о ее доработке;
      • подготовка проекта (вариантов проекта) реструктуризации;
      • выработка позиции собственника (владельца) в отношении проекта реструктуризации;
      • проверка наличия всех видов обеспечения проведения реструктуризации (в том числе и нормативно-правовых);
      • принятие решения о начале осуществления проекта реструктуризации и создании рабочих органов по мониторингу и координации деятельности участников процессов реструктуризации, включая ее коррекцию.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Базовая версия процесса реструктуризации

Полная диагностика  предприятия

Анализ и разработка концепции

Программа реструктуризации

Реализация программы  реструктуризации

Финансовое состояние

 

Состояние активов

 

Объемы продаж

 

Загрузка фондов

 

Рентабельность цеха, участка

 

Структура издержек

Миссия

 

Критерии успеха

 

Бизнес процессы

 

Сегменты рынка

 

Потребители

 

Специализация

 

Конкуренты

 

Стратегия роста или выживания

 

Текущие стратегии

Бизнес-планы

 

Планы действий

 

Описание новых функций

 

Описание бизнес-процессов

 

Система учета

 

Функциональные стратегии, модели

 

План персонала

Детализация планов

 

Информирование сотрудников

 

Стимулы активного участия

 

Контроль сроков

 

Финансовая и производственная реструктуризация


Таким образом, как минимум  семь подготовительных этапов предшествуют началу реструктуризации. Любая задержка за пределами этих этапов, как впрочем, и любого из них, в силу взаимосвязанности процессов будет вызывать потери различного рода, в том числе упущенную выгоду. Случай такого рода следовало бы рассматривать как один из вариантов проекта реструктуризации с большей продолжительностью. Эффект которого должен быть уменьшен на размер упущенной выгоды.

Информация о работе Понятие реформирования и реструктуризации организации