Планирование участков и цехов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 07:45, контрольная работа

Описание работы

В стадии проектного задания составляется совмещенный генеральный план предприятия, на котором указывается расположение проектируемых, существующих, реконструируемых и подлежащих сносу зданий и сооружений, наносятся все транспортные пути и коммуникации, а также отмечается вертикальная привязка основных зданий и сооружений.
к

Содержание

Теоретический блок………………………………………………….3
Генеральный план…………………………………………………...3
Практический блок ………………………………………………….16
Детальный способ расчета количества оборудования для поточного производства…………………………………………….16
Детальный способ расчета количества оборудования для непоточного производства………………………………………….23
Библиографический список……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Контрольная(Планирование участков и цехов).docx

— 199.95 Кб (Скачать)
 

Содержание

  1. Теоретический блок………………………………………………….3
    1. Генеральный план…………………………………………………...3
  2. Практический блок ………………………………………………….16
    1. Детальный способ расчета количества оборудования для         поточного производства…………………………………………….16
    2. Детальный способ расчета количества оборудования для   непоточного производства………………………………………….23

    Библиографический список……………………………………………32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          1.Теоретический блок.

          1.1 Генеральный план.

     Под генеральным планом понимается план расположения на участке всех зданий предприятия, сооружений и устройств ( складских, транспортных, энергетических, инженерно- и санитарно- технических), зеленых насаждений и ограждений с изображением рельефа участка  горизонталями и указанием вертикальных отметок изображенных объектов.

        Генеральный план разрабатывается  в стадии проектного задания  и в стадии рабочих чертежей.

        В стадии проектного задания  составляется совмещенный генеральный  план предприятия, на котором  указывается расположение проектируемых,  существующих, реконструируемых и  подлежащих сносу зданий и  сооружений, наносятся все транспортные  пути и коммуникации, а также  отмечается вертикальная привязка  основных зданий и сооружений.

        Подсчет необходимых площадей  для цехов и зданий можно  произвести:

  1. по технико-экономическим показателям аналогичных производств или
  2. на основании плана расположения требующегося оборудования, количество которого и последовательность расположения определены по технологическому процессу, а также на основании расчета и планировки вспомогательных отделений.

     Для определения необходимых площадей цехов и зданий по технико-экономическим  показателям с целью получения  более правильных результатов следует  взять два-три показателя и, сделав по ним подсчет, сопоставить конечные результаты. Для этого можно использовать следующие технико- экономические  показатели:

     1) годовой выпуск готовой продукции  в ценностном или весовом выражении  или штуках с 1 м2 производственной площади;

     2) годовой выпуск готовой продукции  , выраженный в рублях, тоннах  или штуках с единицы основного  оборудования;

     3) годовой выпуск продукции, выраженный  в рублях, тоннах или штуках, приходящийся  на одного производственного   рабочего;

     4) площадь, приходящаяся на единицу  основного оборудования или на  одного производственного рабочего.

     При подсчете по первому показателю непосредственно  получают размер необходимой производственной площади, по второму — необходимое  количество основного оборудования, по третьему — необходимое количество производственных рабочих. Пользуясь  четвертым показателем , определяют размер необходимой производственной площади для оборудования , подсчитанного  по второму показателю , и для  количества производственных рабочих , подсчитанного по третьему показателю.

          Определив таким образом размер  производственной площади по  каждому цеху , берут по процентным  соотношениям, выведенным на основании  подсчетов по ряду разработанных  проектов, размеры вспомогательных  площадей, входящих в состав цеха.

            Более точно производственные  площади, размеры цехов и вспомогательных  отделений определяют на основании  разработанных планов расположения  требующегося оборудования, количество  которого подсчитано по данным  спроектированного технологического  процесса.

           Подсчитав тем или другим способом  потребную для каждого  цеха  площадь здания, его размеры, тип  и форму, определяют также площади  и размеры всех вспомогательных  зданий, сооружений и устройств;  устанавливают направления всех  коммуникаций, проходящих по территории  участка.

            Таким образом, на основании  расчетных и планировочных данных, полученных в результате разработки  проектного задания каждого объекта,  входящего в состав завода, устанавливают  взаимное расположение всех зданий, сооружений и устройств на  территории участка и решают  все 

          

вопросы его благоустройства, т.е. составляют генеральный план.

           Приступая к наметке расположения  зданий на плане участка , необходимо  прежде всего выбрать ту или  иную схему движения материалов, полуфабрикатов и изделий, обусловленную  последовательным ходом технологического  процесса, формой и размерами  участка и направлением железнодорожной  линии, проходящей поблизости  участка.

         В стадии выполнения рабочих  чертежей генеральный план, разработанный  в проектном задании, уточняется  и детализируется в той мере, в какой это необходимо для  выполнения  строительно- монтажных  работ.

            При составлении рационального  генерального плана особенно  рельефно необходимо выразить  идею, заложенную в основе проекта  , которая позволит с наибольшей  выгодой использовать имеющиеся  условия для проектируемого предприятия.

          Сложность составления генерального  плана объясняется тем, что  он должен удовлетворять сочетанию  общих и частных требований, вытекающих  из условий производственного  характера, специфики отдельных  участков.

         Наиболее удачное согласование  этих требований определяет рациональное  расположение производственных  и вспомогательных зданий, сооружений  и устройств. Эти требования  обусловлены характером производства, технологического процесса, местных  условий и стремлением получить  наилучший экономический эффект.

         С целью получения наибольшей  технико- экономической эффективности  обычно при проектировании разрабатывают  несколько вариантов генеральных  планов и в результате сопоставления  вариантов выбирают наиболее  рациональный и эффективный в  техническом и экономическом  отношении.

          Основные положения по разработке  генерального плана машиностроительного  предприятия сводятся к следующему: 

     
  1. Генеральный план предприятия должен разрабатываться  на основе наиболее рациональной организации  производственного 
  2. процесса и применения прогрессивных  видов транспорта исходя из лучшего использования площади территорию
  3. Планировку и застройку территории предприятия , предусмотренные генеральным планом , необходимо увязывать с проектами планировки прилегающих жилых районов населенных пунктов и соседних предприятий, а также ближайшими магистралями, железнодорожными, автомобильными, шоссейными и водными путями.
  4. Здания производственных цехов и складов должны располагаться в соответствии с последовательным ходом производственного процесса, что дает возможность получить постоянное общее направление грузов.
  5. Здания вспомогательных цехов нужно располагать поблизости к зданиям производственных цехов, имеющих наибольшее количество оборудования.
  6. Необходимо обеспечить наименьший путь движения материалов, полуфабрикатов и изделий по территории завода для достижения наименьших расходов на внутризаводской транспорт.
  7. Предусмотреть блокирование производственных и вспомогательных цехов, складов, административно-конторских и бытовых помещений в одном или нескольких крупных зданиях; предприятия инструментальной и приборостроительной промышленности, а также специализированные по выпуску агрегатов узлов и деталей заводы автомобильной, тракторной, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей легкого и среднего машиностроения как правило, следует размещать в одном корпусе, что является наиболее целесообразным в экономическом и техническом отношениях.
  8. Необходимо, чтобы взаимное расположение зданий и разрывы между ними удовлетворяли правилам и нормам, установленным законодательными и планировочными органами в отношении пожарной безопасности, санитарно- технических и других требований.
  9. Здания располагать так, чтобы обеспечить возможность дальнейшего расширения цехов и всего завода без нарушения генерального плана, без сноса построенных зданий и с наименьшими затратами, если такое расширение предусматривается по заданию при условии технико-экономического обоснования целесообразности.
  10. Наиболее полно использовать местные пути сообщения — железнодорожные, водные, шоссейные, и автомобильные.
  11. При перевозе грузов большого веса, а также при доставке сырья, топлива, полуфабрикатов т.п. Из дальних районов необходимо предусматривать ввод железнодорожной ветки на территорию завода; при этом следует стремиться во  избежание потери площади к наиболее рациональному расположению железнодорожных путей, соответствующему размеру грузооборота и особенностям участка. Ввод железнодорожной ветки на территорию завода должен быть со стороны , противоположной предзаводской площадке.
  12. Здания и сооружения располагать по отношению к странам света и направлению преобладающих ветров таким образом, чтобы были обеспечены наиболее благоприятные условия для естественного освещении и их проветривания.
  13. Предприятия и здания для производства, выделяющего газ, дым, пыль, неприятный запах, располагать по отношению к другим зданиям и жилым районам с подветренной стороны, учитывая направление господствующих ветров.
  14. Здания, однородные по производственному характеру и санитарно-гигиеническим условиям, по возможности необходимо сосредоточивать отдельными группами, разделив территорию завода на зоны, не нарушая однако, технологической схемы их расположения.
  15. Предусмотреть озеленение не используемой под застройку территории предприятия с посадкой деревьев и кустарников и устройство газонов. На магистральных проездах, используемых для массового прохода работающих на предприятии, применять рядовую посадку деревьев и кустарников.
  16. На территории завода устраивать автомобильные дороги и тротуары городского типа- с бордюрным камнем и гладким  беспыльным покрытием.
  17. Необходимо соблюдение основного, руководящего принципа- кратчайший прямолинейный путь движения материалов и полуфабрикатов без обратных и встречных движений; правильность и простота контуров зданий и последовательная технологическая схема следующего порядка:

     сырьевые  склады- ввоз сырья; заготовительные  цехи- литейные, кузнечные и др., обрабатывающие цехи- механические, сборочные и  др., склады готовой продукции -вывоз  готовой продукции; межцеховые потоки грузов- в процессе обработки и  направляют по возможности кратчайшими  и прямыми путями, связывающими цехи и склады; вспомогательные цехи, здания и сооружения располагаются  поблизости от основных обслуживаемых  ими цехов, не стесняя технологического потока грузов: административно- общественная группа зданий располагается по фасадной линии завода.

          Соблюдая при разработке генерального  плана указанные принципиальные  положения, необходимо при определении  взаимного расположения учитывать  их назначение и специфический  характер выполняемых в них  производственных процессов.

            Объединение производственных и  вспомогательных цехов в одном  здании в виде блока цехов,  а также целых предприятий  в одном корпусе, как уже  известно, целесообразно в экономическом  и техническом отношениях,

так как  постройка отдельных мелких зданий обходится значительно дороже, чем  одного более крупного здания , а  в производственном отношении совместное расположение нескольких цехов в  одном здании значительно сокращает  путь движения материалов, полуфабрикатов и изделий и дает возможность  устройства объединенных вспомогательных  отделений , складов и обслуживающих  помещений.

         Объединение нескольких цехов  в один блок и размещение  их в одном здании сокращают  также размеры территории завода, длину внутризаводских путей  и коммуникационных линий, уменьшают  расходы на благоустройство и  ограждение территории и расходы  по эксплуатации завода . Поэтому  при проектировании генерального  плана завода во всех случаях,  где это возможно, необходимо  производить объединение производственных  и вспомогательных цехов и  размещение их в одном здании, как одноэтажно так и многоэтажно.

          Объединение цехов и устройств  в одном здании целесообразно  производить по признаку однородности  технологических процессов и  производственной связи. Часто  производят такое объединение  цехов в группу литейную, кузнечную,  прессовую, деревообделочную, механосборочную  и т.п.

          Сосредоточивание зданий отдельными  группами в соответствующих зонах  особенно важно для цехов горячей  обработки металла, цехов вредных  производств и энергетических  сооружений, выделяющих в атмосферу  газы, дым, пыль, искры. Эти цехи  следует размещать в наибольшем  удалении от главного входа  на заводскую территорию. При  входе в завод должна быть  расположена административно-общественная  группа зданий, ориентированная  к городу.

           Чтобы избежать переноса огня  в случае пожара, необходимо при  расположении зданий и сооружений  на участке учитывать розу  ветров.

        Группируя цехи и устройства  на территории завода исходя  из указанных выше соображений  , в соответствии с технологической  схемой 

 производства  можно установить основные зоны  участка.

         Зона горячих цехов, в которой размещаются чугунолитейные, сталелитейные, литейные цветных металлов, кузнечные, кузнечно- прессовые, термические цехи со складскими помещениями при них для сырьевых материалов. Эта зона должна быть расположена ближе к вводу железнодорожной линии на территории завода и должна иметь наиболее развитую сеть железнодорожных путей доя доставки металла, топлива и формовочных материалов.

     Зона  обрабатывающих цехов, в которой сосредоточиваются цехи холодной обработки металлов и сборочные . В этой зоне располагаются также экспедиция и склады готовой продукции с подведенными к ним железнодорожными путями.

     Зона  вспомогательных  цехов, в которой группируются инструментальные, ремонтно- механические, электроремонтные и другие вспомогательные цехи.

     Зона  деревообрабатывающих цехов, в которой размещаются деревообделочный, лесопильный, тарный цехи, сушила для древесины, склады древесины.  Так как эти цехи являются огнеопасными, их располагают возможно дальше от горячих цехов.

     Зона  энергетических устройств, в которой размещаются центральные электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные, газогенераторные станции; здесь же располагаются обслуживающие их склады топлива. Их следует располагать с подветриваемой стороны по отношению к другим зданиям.

     Зона  общезаводских устройств предназначается для размещения административных, общественных, учебных, культурно-бытовых и хозяйственных зданий. Эта зона располагается у главного входа завода, где создается предзаводская площадка. Здания главной конторы, амбулатории, столовой, пожарного депо должны быть расположены вне ограды заводской территории и иметь входы с улицы.

         На предзаводской площадке предусматривают  стоянки для автомобилей .

         Противопожарные разрывы между  производственными зданиями , сооружениями  и закрытыми складами, а также  между производственными вспомогательными  зданиями, размещаемыми на территории  предприятия, назначаются в зависимости  от степени огнестойкости зданий  и сооружений.

Информация о работе Планирование участков и цехов