Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:20, курсовая работа
ВПланирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных усло
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая характеристика затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………….5
1.1. Взаимосвязь и планирование издержек производства и себестоимости продукции………………………………………………………………………….5
1.2. Составление сметы затрат на производство……………………………...9
1.3. Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам……………………………………………………….16
2. Планирование себестоимости продукции и издержек на предприятии ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»…..21
2.1. Планирование себестоимости продукции……………………………….21
2.2. Планирование сметы затрат на производство…………………………..26
2.3. Пути снижения себестоимости продукции……………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Кафедра «Экономика и организация производства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Планирование на предприятии»
На тему: «Планирование издержек производства и себестоимости продукции на предприятии ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»
Улан-Удэ, 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая характеристика затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………
1.1. Взаимосвязь и планирование издержек производства и себестоимости продукции………………………………………………………
1.2. Составление сметы затрат на производство……………………………...9
1.3. Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам……………………………………………………….
2. Планирование себестоимости продукции и издержек на предприятии ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»…..21
2.1. Планирование себестоимости продукции……………………………….21
2.2. Планирование сметы затрат на производство…………………………..26
2.3. Пути снижения себестоимости продукции……………………………...29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:
- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
- проясняет возникающие проблемы;
- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
- улучшает координацию действий в организации;
- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- улучшает контроль в организации.
Таким образом, серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.
В данной курсовой работе рассмотрено планирование себестоимости продукции и издержек на предприятии. Объектом исследования является открытое акционерное общество «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение». Предметом исследования является методика планирования затрат на производство и реализацию продукции.
Основная задача курсовой работы - изучить теоретические и методические положения по вопросам планирования затрат и решения основной ее задачи – выявить нецелесообразные затраты и разработать меры по их ликвидации.
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, нормативные документы, статистические данные, бухгалтерская отчетность предприятия, работы отечественных авторов.
1. Экономическая характеристика затрат на производство и реализацию продукции
1.1. Взаимосвязь и планирование издержек производства и себестоимости продукции
Главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ресурсами или в конечном счете между результатами и затратами. Любая производственная деятельность имеет в условиях рынка положительное экономическое значение лишь тогда, когда стоимость произведенных благ будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на их производство и сбыт. Основная цель производителя и предпринимателя состоит при прочих равных условиях в максимизации этой разности.
Затраты, затрачиваемые в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в планировании принято делить на единовременные и текущие.
Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности. Единовременные затраты в свою очередь делятся на предпроизводственные и капитальные вложения.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек – затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, расходует средства на социальные нужды членов трудового коллектива и благотворительную деятельность, а также на финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Сумма указанных затрат, выраженная в денежной форме за определенный период времени, образует издержки предприятия. Уровень и структура издержек предприятия используется при оценке эффективности его деятельности, конкурентоспособности и устойчивости на товарных рынках.
Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем:
1) Количественно себестоимость представляет только часть издержек предприятия. Статьи издержек, которые входят в себестоимость продукции, устанавливает государство. Таким образом, себестоимость продукции- это нормированные издержки предприятия.
2) Издержки, не вошедшие в себестоимость продукции, предприятие вынуждено компенсировать из прибыли. Данный подход ограничивает необоснованный рост цен и защищает потребителя от попыток производителя переложить на него часть своих издержек.
3) Часть издержек непосредственно не связана с выпуском продукции. Они существуют даже тогда, когда продукция не выпускается вообще. В то же время себестоимость всегда зависит от количества произведенной и реализованной продукции.
При планировании себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг все издержки, связанные с их производством и реализацией, группируются по отдельным статьям затрат. Перечень затрат, их состав и методы распределения по видам продукции, работ и услуг устанавливаются действующими отраслевыми методическими рекомендациями с учетом характера и структуры производства.
Расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции называется калькулированием или калькуляцией себестоимости. Во внутрифирменном планировании применяются три метода калькуляции себестоимости:
1) Нормативный - на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;
2) Плановый – на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;
3) Отчетный – на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.
Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или работ. Рассмотрим более подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услуг в условиях рыночных отношений.
В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Итого материальных затрат.
6. Основная заработная плата производственных рабочих.
7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
8. Отчисления на социальное страхование.
9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.
10. Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения.
11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
12. Цеховые расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
15. Цеховая себестоимость.
16. Общехозяйственные расходы.
17. Производственная себестоимость.
18. Внепроизводственные расходы.
19 Коммерческая (полная) себестоимость.
Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты и тарифные ставки и др.
Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных затрат по формуле:
Си= (М+З0*(1+(К1+К2)/100)+З0*α/
где Си – себестоимость изделия, руб./шт.; М – прямые затраты на материалы и комплектующие, руб.; З0 – основная заработная плата, руб.; К1 – косвенные общепроизводственные затраты на содержание оборудования и цеховые расходы, %; К2 – общезаводские (общехозяйственные) расходы, %;
α – процент дополнительной оплаты и премий рабочим; Зд – дополнительная заработная плата, руб.; β – процент отчислений на социальное страхование; К3 – внепроизводственные расходы, %.
На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости товарной продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле:
где Nr – годовой объем производства продукции; n – количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.
В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг. Для того, чтобы вычислить плановую себестоимость изделия нужно определить плановые расходы по каждой статье затрат. Для этих целей на предприятии составляется смета затрат на производство.
1.2. Составление сметы затрат на производство
Смета затрат представляет собой план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она представляет собой общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-