Планирование деятельности унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Ранее планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. Экономическая наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации (часто противоречивой или неверной), с другой - отсутствие систематизированных указаний или подсказки извне о выборе перспективных направлений развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы функционирования унитарных предприятий
1.1. Унитарные предприятия: понятие, признаки………………5
1.2. Виды унитарных предприятий……………………………….6
1.3. Правоспособность государственных унитарных предприятий…………………………………………………………...10
1.4. Планирование деятельности унитарных предприятий…..13

Глава 2. Анализ планирования деятельности ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»
2.1. Характеристика и структура ГУП «ТЭК СПб»……………14
2.2. Стратегическое планирование……………………………….18
2.3. Организационное планирование……………………………..22
2.4. Финансовое планирование…………………………………….24

Глава 3. Пути улучшения планирования деятельности ГУП «ТЭК СПб»…………………………………………………………….26

Заключение…………………………………………………………….28

Список используемой литературы………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭП 'Планирование деятельности унитарных предприятий'.doc

— 283.50 Кб (Скачать)


Тема: «Планирование деятельности унитарных предприятий»

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования унитарных предприятий

1.1. Унитарные предприятия: понятие, признаки………………5

1.2. Виды унитарных  предприятий……………………………….6

1.3. Правоспособность государственных унитарных предприятий…………………………………………………………...10
1.4. Планирование деятельности унитарных предприятий…..13

 

Глава 2. Анализ планирования деятельности ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга»

2.1. Характеристика и структура ГУП «ТЭК СПб»……………14

2.2. Стратегическое планирование……………………………….18

2.3. Организационное планирование……………………………..22

2.4. Финансовое планирование…………………………………….24

 

Глава 3. Пути улучшения планирования деятельности ГУП «ТЭК СПб»…………………………………………………………….26

 

Заключение…………………………………………………………….28

 

Список используемой литературы………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ранее планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. Экономическая наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации (часто противоречивой или неверной), с другой - отсутствие систематизированных указаний или подсказки извне о выборе перспективных направлений развития.

Отказ от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях совпал с резким ухудшением экономического положения подавляющего числа существовавших к началу 90-х годов предприятий. Несмотря на явное их желание лучше организовать работу, планировать развитие предприятий, резкая смена экономических условий существования предприятий привела в том числе и к резкому снижению качества плановой работы. Часто предприятия работают вовсе не по плану, а берутся за любую работу от случайного заказчика, решая таким образом проблему выживания.

Вместе с тем растет понимание важности для каждого предприятия наличия долговременных целей, планирования целенаправленного развития в долговременной перспективе.

 

Планирование деятельности государственных унитарных предприятий – наиболее актуальная тема в настоящее время. Это связано с эффективностью функционирования предприятия, что определяется многими факторами многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления «что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги» с учетом вопроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции.

 

Объектом исследования курсовой работы является теоретическое и практическое применение планирования на государственных унитарных предприятиях.

Цель курсовой работы заключается в раскрытии сущности и содержании планирования государственных унитарных предприятий.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

 

o        Дать понятие унитарных предприятий, показаны их виды, особенности планирования

o        Проанализировать планирование деятельности государственного унитарного предприятия на примере одного из них

В качестве информационной базы были использованы законы, такие как, «Федеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; учебники, например, «Экономика организации (предприятия). Учебник. Под редакцией проф. Н.А.Сафронова. 3-е издание. 2009г. и

«Планирование на предприятии». Учебник для вузов. Изд. 2-е. Трикста В.А.Горемыкин. 20006; статьи и интернет источники (официальный сайт ГУП «ТЭК СПб»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования унитарных предприятий.

 

1.1. Унитарное предприятие: понятие, признаки.

 

Унитарное предприятие (УП) – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия имеют особенности, которые отличают их от других коммерческих организаций:

      Они создаются и действуют на основе государственной и муниципальной собственности, в связи с чем их учредителями являются государство РФ (или субъект Федерации) или муниципальное образование;

      Собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает прав на него. УП в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды государственных унитарных предприятий.

 

Унитарные предприятия подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие полномочия. Собственник имущества обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Размер уставного капитала государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, размер уставного капитала унитарного предприятия не может быть менее 500000 рублей.

Полное фирменное наименование государственного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации. Такое предприятие не вправе продавать переданное ему собственником недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим государственному предприятию, оно распоряжается самостоятельно.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего государственному предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

 

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казённое предприятие) создаётся, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с решением правительства РФ.

Казённое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих казённое предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Порядок распределения и использования доходов казённого предприятия также определяется собственником и фиксируется в его уставе. Руководство казённым предприятием так же, как и в случае унитарного предприятия, строится на базе единоначалия. Избрание и освобождение на должность руководителя осуществляется федеральным органом правительства, утвердившим его устав. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Казённое предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но при его недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт Российская Федерация.

Казённое предприятие не имеет права учреждать иные предприятия, входить в состав других юридических лиц и, что существенно сокращает его возможности, заниматься последующим внедрением и развитием научных разработок или иным образом участвовать в рыночных отношениях.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник имущества, закреплённого за казённым предприятием на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Таким образом, собственник имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.[2] [3] [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правоспособность государственных унитарных предприятий

 

Учредителем государственного унитарного предприятия может выступать Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

В соответствии со статьей 8 Закона об унитарных предприятиях государственное предприятие может быть создано в случае:

      необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

      необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

      необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

      необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

      необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

Информация о работе Планирование деятельности унитарных предприятий