Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Планирование деятельности предприятия ………………………
1.1. Сущность и принципы планирования…………………………………
1.2. Формы планирования…………………………………………………..
1.3. Функции, задачи и технология планирования………………………...
Глава 2. План производственной деятельности предприятия……………..
2.1. Содержание плана производства предприятия…………………………
2.2. Основные показатели плана производства ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………….
- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период
действия плана;
- этапы и сроки выполнения работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ
- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования
деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.
Технология планирования
Технология
планирования включает:
- определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач
предприятия;
- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей
и заданий для исполнителей;
- детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим
местам и срокам исполнения;
- детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период
планирования.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.
Сбор
и обобщение поступающей
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
- плана производства и реализации продукции;
- плана материально-технического обеспечения;
- плана по кадрам и заработной плате;
- перспективного плана по новой технике и капитальным
вложениям;
- финансового плана.
План производства и реализации продукции является основой, на которой
разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его
подразделений. На практике количество частей (разделов) плана
предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий,
их отраслевой
принадлежности и сложившихся традиций
Глава 2. План производственной деятельности предприятия
2.1. Содержание плана производства предприятия
План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы). В этих условиях высшие руководители – менеджеры должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения .
Планирование производства и реализации продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показателей.
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
1. Основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
2. Объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
3. Расчет производственной мощности предприятия, цехов, и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
4. Определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
5. Распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции на рынок;
6. Выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
7. Обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
Как видно,
планирование производства продукции
предусматривает систему
План
производства продукции является для
каждого предприятия в условиях
рынка базой комплексного социально-экономического
планирования всей внутрифирменной
деятельности. На его основе разрабатываются
социально-трудовые, снабженческо-сбытовые,
финансово-инвестиционные и другие
разделы долгосрочного и
Каждое
предприятие разрабатывает и
взаимоувязывает отдельные
В планах
производства при необходимости
можно также устанавливать
Полное
совмещение планов, а также методов
учета и контроля хода их реализации
достигается, как правило, только на
завершающем этапе
2.2.Основные показатели плана производства
Производственная
деятельность предприятий характеризуется
системой показателей. Важнейшим из
них в условиях свободных рыночных
отношений являются такие, как спрос
на продукцию и объем
Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса [2]. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.
Предложение
можно определить как шкалу, показывающую
разные количества продукта, которые
производитель желает и способен
произвести и предложить к продаже
на рынке по каждой конкретной цене
в течение определенного