Планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Планирование деятельности предприятия ………………………
1.1. Сущность и принципы планирования…………………………………
1.2. Формы планирования…………………………………………………..
1.3. Функции, задачи и технология планирования………………………...
Глава 2. План производственной деятельности предприятия……………..
2.1. Содержание плана производства предприятия…………………………
2.2. Основные показатели плана производства ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

К.Р. Пдан-е на пред-ии.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

-      средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

-      правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период

действия  плана;

-      этапы и сроки выполнения работ;

-      исполнители плана по срокам и видам работ

-      методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования

деятельности  фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.

Технология планирования

      

Технология планирования включает:                       

-      определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач

предприятия;

-      оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей

и заданий  для исполнителей;

-      детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим

местам  и срокам исполнения;

-      детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период

планирования.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.

Сбор  и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.

Составление плана деятельности предприятия  начинается с подготовки проекта  отдельных его частей:

-              плана производства и реализации продукции;

-              плана материально-технического обеспечения;

-              плана по кадрам и заработной плате;

-              перспективного плана по новой технике и капитальным

вложениям;

-        финансового плана.

План  производства и реализации продукции  является основой, на которой

разрабатываются все остальные части общего плана  предприятия и его

подразделений. На практике количество частей (разделов) плана

предприятия и их названия различаются в зависимости  от размеров предприятий,

их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций 
 

Глава  2.  План  производственной деятельности предприятия

2.1. Содержание плана производства предприятия

План  производства определяет генеральное  направление перспективного роста  всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной  и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации  и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и  услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разработкой общей  стратегии развития фирмы, проведением  маркетинговых исследований, проектированием  конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а  также с выполнением других функций  и видов внутрихозяйственной  деятельности.

В современных  условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления  гибких бюджетов и непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий  или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных  подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому  производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов  продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным  действиям против конкурентов (юридические  службы). В этих условиях высшие руководители – менеджеры должны добиваться тесного  взаимодействия функциональных подразделений  своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.

В процессе планирования производства и продажи  продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска  и сбыта товаров, способностью новой  продукции замещать старую, расходами  на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом  развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом  конкретных задач каждого подразделения .

Планирование  производства и реализации продукции  на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности  всех видов экономических ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показателей.

В годовом  плане производства каждого предприятия  содержится взаимосвязанная система  следующих плановых показателей:

1.  Основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;

2.   Объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

3.  Расчет производственной мощности предприятия, цехов, и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;

4.   Определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

5. Распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции на рынок;

6.  Выбор средств и методов достижения запланированных  показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

7.    Обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Как видно, планирование производства продукции  предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии  и поставленных задач на основе полного  использования технических, организационных  и иных имеющихся на предприятии  резервов. Планирование служит необходимым  условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих  изделий для производства требуемых  рынком товаров и услуг. Поэтому  каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать  свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

План  производства продукции является для  каждого предприятия в условиях рынка базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной  деятельности. На его основе разрабатываются  социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансово-инвестиционные и другие разделы долгосрочного и текущего планов. На современных предприятиях количество разделов или частей плана, а также их название и перечень применяемых показателей могут  различаться в зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, численности персонала, корпоративных  особенностей и других факторов. Могут  изменяться также методика и порядок  планирования: на частных фирмах планы  разрабатываются самостоятельно по принципу «сверху вниз» или «снизу вверх». На государственных и муниципальных предприятиях годовые планы задаются директивным образом в виде заказов – нарядов. Однако содержание плановой работы в целом мало зависит от существующих форм собственности.

Каждое  предприятие разрабатывает и  взаимоувязывает отдельные планы  в единую комплексную систему  и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам  применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. Планы производства должны быть в свою очередь согласованы  с планами по труду и инвестициям. Подобным образом достигается полная сбалансированность комплексной социально-экономической  деятельности предприятия. Иначе говоря, создается динамичная система взаимосвязи  производственных, технических, экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на достижение общей цели предприятия. В комплексном  плане производства предприятия  предусматриваются, кроме того, общий  порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются единые сроки  постановки продукции, а также ответственные  исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности.

В планах производства при необходимости  можно также устанавливать основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно допустимые затраты по этапам и видам работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам  потоков и срокам поступления  денежных средств. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают  свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с  общим планом предприятия. По уровням  управления производственные планы  бывают общефирменными, цеховыми, бригадными и др. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

Полное  совмещение планов, а также методов  учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности . 
 
 
 
 
 
 

2.2.Основные показатели плана производства

Производственная  деятельность предприятий характеризуется  системой показателей. Важнейшим из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос  на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий  доход.

Спрос показывает количество товаров, которые  потребители готовы и в состоянии  приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного  периода времени. А для предприятия  или фирмы спрос определяет объем  продукции, который они могут  продать на рынке в данное время  и, следовательно, должны произвести в  планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т.п. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию величины спроса [2]. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или кривой спроса.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже  на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода  времени. Предложение показывает, какие  объемы или количества товаров будут  предъявлены к продаже на рынке  по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С  повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители хотят  изготовить и предложить к продаже  большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по низкой. Равновесие между величиной  и ценой достигается в точке  пересечения кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В  этой точке при равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению и  покупке продукции.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия