Планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Планирование деятельности предприятия ………………………
1.1. Сущность и принципы планирования…………………………………
1.2. Формы планирования…………………………………………………..
1.3. Функции, задачи и технология планирования………………………...
Глава 2. План производственной деятельности предприятия……………..
2.1. Содержание плана производства предприятия…………………………
2.2. Основные показатели плана производства ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

К.Р. Пдан-е на пред-ии.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

     участие, предполагающее важность вовлечения в  него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

     адекватность, т.е. отражение реальных проблем  и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально  происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при  составлении плана предприятия;

     комплексность как взаимосвязь и отражение  в плане всех направлений финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

     многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую  из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого  принципа требует разработки различных  сценариев будущего развития предприятия  исходя из вероятностных сценариев  развития окружающей среды;

     итеративность, предусматривающая неоднократность  увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

     На  практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее  планирование. Каждое из них имеет  свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - "Прогнозирование и планирование экономической деятельности".

     В нашем случае планирование будет  рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия  со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Формы планирования

 Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

- оперативно – календарный;

-  текущий;

 -  среднесрочный;

 - долгосрочный;

 -  стратегический.

     Стратегическое  планирование - видение предприятия  в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом  устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого  нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с  другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных  способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного  следует, что стратегическое планирование - организационная система методов  реализации стратегических решений  на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его  планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического  планирования обусловливается как  развитием внешней среды, так  и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия.

     Стратегическое  планирование - порождение рыночной системы  хозяйствования. Почему? Это обусловливается  многими обстоятельствами. Назовем  основные:

     конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования, обусловливающая необходимость  выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это  достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а  само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими  установками и определением путей  их реализации. Последнее позволяет  предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;

     динамичное  развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям  производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность  предприятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговременно  осуществлять мероприятия по их использованию  или переориентированию деятельности предприятия.

     Если  стратегия предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим  субъектом места и роли предприятия  на рынке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование -это  конкретное указание на способ достижения данного состояния. Стратегическое планирование базируется, с одной  стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с  другой - на основе проведения прогнозов  по различным областям общественного  развития (экономика, наука, техника  и технология и т.д.).

     Таким образом, можно сказать, что стратегическое планирование - это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и  путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

     Поскольку стратегия развития определяется каждым предприятием, то принимаемый стратегический план в ходе планирования придает  предприятию определенность и в  то же время индивидуальность. При  этом определенность не может быть неизменной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может  быть скорректирована в связи  с изменением хозяйственной среды.

     Стратегическое  планирование целиком и полностью  является прерогативой высшего руководства  предприятия. Продолжительность планового  периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и  прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

     На  базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое  обоснование и уточнение с  учетом тенденций развития хозяйственной  ситуации на ближайшие 3-5 лет.

     На  основе этих планов производится краткосрочное  планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.д.) и  в результате повышалась бы действенность  составляемых планов.

     В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и  страны, необходимо осуществлять текущее  планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций  спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой  по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению  с краткосрочными планами они  являются более детальными, особенно в части движения производства и  запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются  задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных  служб предприятия имеет место  в календарном планировании, период действия которого составляет, как  правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

  Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий,  содействующих расширению сбыта);  финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений,  источники финансирования,  структура

портфеля  ценных бумаг);  кадровая политика (состав и структура кадров, их

подготовка  и использование); определение объема и структуры необходимых

ресурсов  и форм материально-технического снабжения  и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

     Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и  в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

     Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки

оперативных планов для компании в целом и  ее отдельных подразделениях в

международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей,

замену  оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию

     Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

-       детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха,

отдела  или участка;

-       организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз

готовой продукции, организацию контроля качества;

-       обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и  оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Реализация  оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется  взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования.

Бюджет  предприятия представляет собой  выражение оперативного плана в  денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

Основу  бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений  предприятия. 
 
 
 
 
 

1.3  Функции и задачи планирования

     Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности

хозяйственного  объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

-      цель деятельности предприятия и его структуры на плановый

период, количественно выраженная системой установленных показателей;

Информация о работе Планирование деятельности предприятия