Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа
Из всех ресурсов предприятия особое место принадлежит трудовым ресурсам. В настоящее время сформировался и активно функционирует рынок труда, создана его инфраструктура, безработица из скрытых форм перешла в легальную. Трудовые ресурсы, призванные соединить материальные и финансовые факторы производства, представлены на предприятии его персоналом.
Введение
1. Персонал предприятия: понятие и классификация………………………..…3
2. Показатели динамики и состава персонала…………………………………..9
3. Организация труда на предприятии…………………………………….……11
3.1. Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест………………………………………………………………………...……. 13
3.2. Условия труда и факторы их формирования. Охрана и безопасность труда……………………………………………………………………...……….16
3.3. Нормирование труда…………………………………………………….….19
3.4. Порядок проведения сверхурочных работ………………………………22
4. Производительность труда: понятие, показатели, факторы повышения….25
5. Организация труда на предприятии ОАО «Одежда»…………………….…31
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список литературы…………………………………………………………..…..35
4. Производительность труда: понятие, показатели, факторы повышения.
Под
производительностью
труда понимается эффективность (или
результативность) труда в процессе производства
продукции.
Уровень производительности труда выражается
количеством продукции, производимой
в единицу времени, причем можно брать
отношение количества производимой продукции
к затратам живого труда.
Производительность труда является важнейшим экономическим показателем, который служит для определения результативности (продуктивности) трудовой деятельности, как отдельного работника, так и коллектива предприятия. Практике известны различные методы и показатели измерения производительности труда, что связано с особенностями производства, применяемой техники, сырья и т.п. и с целями экономического исследования.
Измерение
производительности труда осуществляется
путем сопоставления
Наиболее распространенным и универсальным показателем является выработка, которая может быть часовой, дневной, месячной (квартальной, годовой).
Выработка представляет собой количество продукции (Q), производимое в единицу рабочего времени (Т), или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год. Она определяется отношением количества производимой продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции: Q/T.
Наряду с выработкой широко используется показатель трудоемкости продукции. Под трудоемкостью продукции понимается сумма всех затрат труда на производство единицы продукции на данном предприятии (T/Q).
В зависимости от состава трудовых затрат, их роли в процессе производства учитываются следующие виды трудоемкости, которые являются составными частями полной трудоемкости изготовления продукции: технологическая трудоемкость обслуживания производства, производственная трудоемкость, трудоемкость управления производством.
По характеру и назначению затрат труда различают нормированную, фактическую и плановую трудоемкость.
По объекту исчисления различают трудоемкость на операцию, деталь, изделие, товарную и валовую продукцию.
По месту приложения труда выделяют трудоемкость заводскую, цеховую, участковую, бригадную и рабочего места.
Методы
измерения производительности труда
различаются в зависимости от
способов определения объемов
Натуральный
метод–самый простой и
Натуральные показатели позволяют видеть состав произведенной продукции по видам, сортам и т.п. Достоинством этого метода является непосредственная сравнимость показателей производительности труда. Однако с помощью натуральных показателей можно измерять производительность труда лишь в рамках отдельных видов продукции или видов работ.
Стоимостный
метод. Сущность его заключается
в том, что показатель производительности
труда определяется как соотношение
произведенной продукции, выраженной
в денежных единицах, к затратам
рабочего времени.
Для исчисления производительности труда
в стоимостном выражении могут быть использованы
различные показатели оценки объема выпускаемой
продукции: валовая продукция, товарная
продукция, валовой оборот, нормативная
стоимость обработки, нормативная чистая
и чистая продукция, валовой доход. Каждый
из этих показателей имеет свои положительные
и отрицательные стороны.
Трудовой
метод. На рабочих местах, в бригадах,
на производственных участках и в
цехах при выпуске
При изучении вопросов производительности труда необходимо рассмотреть факторы роста производительности труда.
Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень. В качестве таких факторов выступают: технический прогресс, совершенствование организации производства, управления и труда и др.
На уровне предприятия (фирмы) можно выделить 5 групп факторов роста производительности труда. Регионально-экономические (природно-климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико-географические факторы (освоенность района месторождения; наличие местных строительных материалов; свободных ресурсов рабочей силы, электроэнергии, воды; рельеф местности; расстояние до коммуникаций и т.п.).
Факторы структурных сдвигов. К ним относятся: сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов; относительное сокращение численности работающих в связи с ростом объемов производства.
Факторы
ускорения НТП (внедрение новых
поколений высокоэффективной
Экономические
факторы. Современные формы организации
и стимулирования труда; научная
организация и интенсивность
труда; рост квалификации работников;
совершенствование
Социальные факторы. Ими являются: человеческий фактор; сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; улучшение условий труда; факторы социального партнерства.
Мотивация производительного труда.
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.
Мотивация
– это побуждение себя и других
к деятельности для достижения личных
целей или целей организации.
Психологи выделяют два вида мотивации:
внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация
связана с интересом к
Существует
множество различных подходов к
тому, как руководитель должен строить
систему мотивации сотрудников.
Одна из таких систем – «мотивационная
лесенка» Маккинси. В основе ее –
четыре ступени мотивации. Решающим
фактором успеха в реализации программы
мотивации является понимание того,
что процесс возникновения
На первой ступени этой «лесенки» руководитель должен добиться того, чтобы каждый сотрудник идентифицировал себя с предприятием и его целями. Для этого он сам должен служить примером такой идентификации. Каждый сотрудник должен чувствовать сопричастность делам фирмы, и цели работодателя должны быть и его собственными целями.
Вторым
этапом согласно этой концепции является
идентификация сотрудника с конкретными
задачами. Если задачи оказываются
«навязанными сверху», то результаты вряд
ли окажутся хорошими. В этом случае
работник не будет чувствовать их
важности и большую часть времени
потратит на то, чтобы убедить руководителя
в их несостоятельности или
Третья ступень заключается в том, что каждый сотрудник должен быть уверен в своей способности решить данные задачи. Первой предпосылкой появления такой уверенности является признание сотрудниками поставленных целей с точки зрения их количественных показателей. На этом этапе также необходимо управление и руководство сотрудником плюс контроль за ходом выполнения работы.
Заключительный этап «мотивационной лесенки» состоит в том, что работнику необходимо прочувствовать успех. Успех – одна из потребностей, мотивирующих человека, поэтому важно дать человеку возможность ощутить успех, свою причастность к нему и признание его заслуг со стороны руководства.
На
этом этапе сотрудник получает внутренние
и внешние вознаграждения. К внутренним
вознаграждениям относятся
Внешние
вознаграждения непосредственно связаны
с системой стимулирования, которая
включает три уровня: признание заслуг
сотрудника руководством, материальные
стимулы в зависимости от величины
трудового вклада и возможность
повышения по службе. 7
5. Организация труда на (название предприятия).
ОАО «Одежда» находится в городе Осинники по адресу: ул. 50 лет Октября, дом 6. Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество. Форма собственности – частная. Цель общества: извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общество является юридическим лицом и имеет право в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Органы управления общества: - общее собрание акционеров, - совет директоров, - генеральный директор, - правление, - ликвидационная комиссия. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия.
Учетная политика ОАО «Одежда» предусматривает: бухгалтерский учет на предприятии ведет бухгалтерия под руководством главного бухгалтера. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», рабочим планом счетов и другими нормативными документами.
Основной
вид деятельности предприятия - пошив
одежды для населения. За все время
своего существования фабрика
На
сегодняшней день предприятие работает
стабильно, сегмент рынка представлен
городом Осинники и Кемеровской областью.
Деятельность компании способствует расширению
рынка.
Мероприятия по эффективности организации труда в ОАО «Одежда».
Для предприятия наиболее
1.
на предприятии стремиться к
созданию здорового и
2.
повышение уровня квалификации
работников предприятия, т.е.