Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:56, отчет по практике
Цель моей практики состоит в закреплении на производстве знаний, полученных в процессе изучения общеметодологических и профилирующих дисциплин, формирующих профиль экономистов АПК Республики Беларусь.
Задачи:
Изучить материал по истории создания, реформирования предприятия
Проанализировать факторы, влияющие на уровень эффективности земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов
Проанализировать уровень эффективности сбытовой деятельности
Оценить экспортный потенциал предприятия
Оценить деятельность предприятия в сбытовой сфере
1. Основная группа (базовый ассортимент). Она включает колбасы, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые. Данные виды характеризуются высоким оборотом, но имеют небольшую торговую наценку. К варено-копченым колбасам этой категории можно отнести "Сервелат Праздничный", а к изделиям из свинины "Бекон ОРШАНСКИЙ люкс" и "Бекон КУПЕЧЕСКИЙ".
2. Элитная группа. Она включает дорогие колбасы, покупаемые в небольших объемах. К колбасам данной категории можно отнести варено-копченую салями "Крестьянская" высшего сорта, сырокопченую салями "Говяжья пикантная" первого сорта и сыровяленую салями "Тёщина колбаска" высшего сорта.
3. Дополнительная группа. Эти колбасы являются промежуточными между колбасами базового ассортимента и колбасами элитной группы. Клиенты покупают их чаще, чем дорогие высококачественные колбасы, но тем не менее спрос на дополнительные колбасы ниже спроса на основные колбасы, т.к. они более дорогие. Дополнительные колбасы в принципе могут заменить собой колбасы базовой категории. К дополнительным колбасам можно отнести варено-копченую салями "Сервелат Барбадос" первого сорта, варено-копченау салями "Брестская" первого сорта, сырокопченую салями "Мотыльская" бессортовую и сырокопченую салями "Дзержинская" бессортовую.
При покупке колбасы основными критериями являются цена (38,0 %); внешний вид (34,0 %). Кроме перечисленного, покупатели также обращают внимание на вкус (19,0 %); сроки хранения продукта (9,0 %).
Основная доля продаж колбасных изделий и копченостей в России приходится на оптовые базы и магазины смешанного ассортимента.
4.Анализ финансового состояния предприятия
Особое внимание следует уделить важнейшим технико-экономическим и финансово-экономическим показателям работы организации и их отражению в соответствующей документации. Для описания краткой характеристики производственной деятельности организации используются следующие таблицы:
Таблица 4.1 - Показатели деятельности ПК «Мотоль» за 2009 – 2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение (цепной способ) |
Темпы роста | ||
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выпуск товарной продукции: 1.1. В действующих ценах, млн р. |
9935 |
11311 |
15768 |
1376 |
4457 |
113,9 |
139,4 |
1.2. В сопоставимых ценах, млн р. |
8821 |
11502 |
11456 |
2681 |
-46 |
130,4 |
99,6 |
2. Выручка от реализации товаров, 2.1. В действующих ценах, млн р. |
10637 |
11235 |
15974 |
598 |
4739 |
105,6 |
142,2 |
2.2. В сопоставимых ценах), млн р. |
9388 |
10204 |
14535 |
816 |
4331 |
108,7 |
142,4 |
3. Себестоимость реализованных 3.1. В сумме,млн р. |
9122 |
9456 |
12458 |
334 |
3002 |
103,7 |
131,7 |
3.2. Затраты на 1 р. реализованной продукции, р. |
0,86 |
0,84 |
0,78 |
-0,02 |
-0,06 |
97,7 |
92,8 |
4. Прибыль от реализации 4.1. В сумме, млн р. |
1501 |
1760 |
3273 |
259 |
1513 |
117,3 |
186,0 |
4.2. к выручке от реализации (рентабельность продаж), % |
14,1 |
15,7 |
20,5 |
1,6 |
4,8 |
111,3 |
130,6 |
5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р. |
170 |
318 |
447 |
148 |
129 |
187,1 |
140,6 |
6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. |
2 |
85 |
14 |
83 |
-71 |
в 42,5 раза |
16,5 |
7. Прибыль (убыток) организации, млн р. |
1673 |
2163 |
3734 |
490 |
1571 |
129,3 |
172,6 |
8. Чистая прибыль (убыток), млн р. |
1100 |
1906 |
3195 |
806 |
1289 |
173,3 |
167,6 |
9. Среднегодовая стоимость |
4990 |
6017 |
7423 |
1027 |
1406 |
120,6 |
123,4 |
10. Фондоотдача, р. |
1,77 |
1,91 |
1,54 |
0,14 |
-0,37 |
107,9 |
80,6 |
11. Среднесписочная численность |
65 |
63 |
68 |
-2 |
5 |
96,9 |
107,9 |
12.Производительность труда, млн р. |
135,7 |
182,6 |
168,5 |
46,9 |
-14,1 |
134,6 |
92,3 |
13. Средняя заработная плата на 1 работника, р. |
950541 |
1012963 |
1429534 |
62422 |
416571 |
106,6 |
141,1 |
Примечание – расчеты сделаны на основе данных годовых отчетов предприятия за 2009-2011гг.
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что выпуск товарной продукции как в действующих ценах, так и в сопоставимых в 2010г. увеличился на 13,9% и 30,4% соответственно, а в 2011г. выпуск товарной продукции в действующих ценах увеличился на 39,4% по сравнению с 2010г., а в сопоставимых ценах уменьшился на 0,4%.
Выручка от реализации продукции с каждым годом увеличивается. Так, за 2010г. она увеличилась на 5,6%, а в 2011г. ее увеличение составило 42,2%. Также наблюдается увеличение себестоимости продукции. Однако затраты на 1рубль реализованной продукции в 2010г. уменьшились на 2,3%, а в 2011г. – на 7,2%.
Рассматривая прибыль предприятия от реализации продукции, необходимо отметить, что на протяжении исследуемого периода наблюдается ее увеличение, которое в 2010г. составило 17,3%, а в 2011 – 86%. Это привело к увеличению рентабельности продаж. В 2010г. по сравнению с 2009 рентабельность продаж увеличилась на 11,3%, а в 2011г. по сравнению с 2010 – на 30,6%.
Темп роста прибыли от операционных доходов и расходов в 2010г. к 2009г. составил 87,1%, а в 2011г. к 2010г. – 40,6%. Прибыль от внереализационных доходов и расходов за 2010г. возросла более, чем в 4 раза, однако к концу 2011г. она уменьшилась на 83,5%.
Чистая прибыль предприятия за 2010г. увеличилась на 73,3%, а за 2011г. – на 67,6%.
Что касается
среднегодовой стоимости
Среднесписочная численность работников сильно не меняется. В 2010г. численность работников уменьшилась на 2 человека или на 3,1%, а в 2011г. численность увеличилась на 5 человек или на 7,9%. Производительность труда за 2010г. увеличилась на 34,6%, а в 2011г. уменьшилась на 7,7%.
Средняя заработная плата на 1 работника с каждым годом увеличивается. В 2010г. заработная плата увеличилась на 6,6%, а к 2011 ее увеличение составило 41,1%.
Таким образом,
проанализировав показатели деятельности
предприятия можно сделать
Таблица 4.2 - Данные о финансовой устойчивости ПК «Мотоль» за 2009-2011гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Темп роста (снижения) | ||
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Совокупные активы, млн р. |
7662 |
8800 |
11798 |
1138 |
2998 |
114,9 |
134,1 |
2. Капитал и резервы, млн р. |
7511 |
8626 |
11382 |
1115 |
2756 |
114,8 |
132,0 |
3. Обязательства, всего, млн р. |
151 |
174 |
416 |
23 |
242 |
115,2 |
в 2,4 раза |
3.1. Долгосрочные обязательства, млн р. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2. Краткосрочные обязательства, всего, млн р. |
151 |
174 |
416 |
23 |
242 |
115,2 |
в 2,4 раза |
3.2.1. В том числе кредиторская |
151 |
174 |
416 |
23 |
242 |
115,2 |
в 2,4 раза |
4. Собственные оборотные средства, млн р. |
3717 |
4257 |
6025 |
540 |
1768 |
114,5 |
141,5 |
5. Просроченная кредиторская задолженность, млн р. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Показатели финансовой 6.1. Коэффициент автономии |
0,98 |
0,98 |
0,96 |
0 |
-0,02 |
100,0 |
98,4 |
6.2. Коэффициент финансовой зависимости |
0,02 |
0,02 |
0,04 |
0 |
0,02 |
100,0 |
178,3 |
6.3. Коэффициент финансового риска |
0,02 |
0,02 |
0,04 |
0 |
0,02 |
100,0 |
181,2 |
6.4. Коэффициент маневренности собственных средств |
0,49 |
0,49 |
0,53 |
0 |
0,04 |
100,0 |
107,3 |
6.5. Коэффициент структуры обязательств |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
100,0 |
100,0 |
Примечание – расчеты сделаны на основе данных годовых отчетов предприятия за 2009-2011гг.
Данные таблицы 4.2 свидетельствуют о том, что за 2010 год размер совокупных активов увеличился на 1138млн.р. или на 14,9%, а за 2011 год – на 2998млн.р. или на 34,1%, темп роста капитала и резервов за 2010 год составил 14,8%, а за 2011 год – 32%. Величина краткосрочных обязательств к концу 2011г. увеличилась более, чем в 2 раза и составила 416млн.р., что на 242млн.р. больше, чем на начало 2011 года. Темп роста собственных оборотных средств в 2010 году составил 14,5%, в 2011 году – 41,5%. Просроченной кредиторской задолженности и долгосрочных обязательств на исследуемом предприятии не имеется.
Коэффициент автономии показывает долю активов предприятия, которые обеспечиваются собственными средствами. Значение коэффициента выше нормативного значения, равного 0,5, что означает, что предприятие финансово устойчиво и мало зависимо от сторонних кредитов. За 2010 год данный показатель практически на изменился, а к концу 2011 года уменьшился на 0,02 пункта.
Коэффициент финансовой зависимости предприятия показывает, насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. К концу 2011 года данный коэффициент увеличился на 0,02, т.е. увеличилась доля заемных средств в структуре баланса.
Коэффициент финансового риска показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных. Рост показателя за исследуемый период свидетельствует об усилении зависимости предприятия от кредиторов.
Коэффициент
маневренности собственных
Коэффициент структуры обязательств равен 1, т.е. предприятие не имеет долгосрочных обязательств, а только краткосрочные.
В результате проведенного анализа показателей финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что ПК «Мотоль» является финансово-устойчивым предприятием.
Таблица 4.3 - Данные об эффективности использования хозяйственных средств ПК «Мотоль» за 2009 - 2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Темп роста (снижения), % | ||
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 | ||||
1. Среднегодовая стоимость |
3868 |
4431 |
6441 |
563 |
2010 |
114,6 |
145,4 |
В том числе: 1.1. Запасов и затрат, млн р. |
1575 |
1519 |
2426 |
-56 |
907 |
96,4 |
159,7 |
1.2. Дебиторской задолженности, млн р. |
659 |
1277 |
1406 |
618 |
129 |
193,8 |
110,1 |
1.3. Денежных средств, млн р. |
1105 |
1200 |
2109 |
95 |
909 |
108,6 |
175,8 |
2. Среднегодовая стоимость |
151 |
174 |
416 |
23 |
242 |
115,2 |
239,1 |
3. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р. |
11930 |
12496 |
17600 |
566 |
5104 |
104,7 |
140,8 |
4. Себестоимость реализованных |
9122 |
9456 |
12458 |
334 |
3002 |
103,7 |
131,7 |
5. Оборачиваемость в днях: 5.1. Оборотных активов |
116,7 |
127,7 |
131,7 |
10,9 |
4,1 |
109,4 |
103,2 |
5.2. Запасов и расходов |
62,2 |
57,8 |
70,1 |
-4,3 |
12,3 |
93,0 |
121,2 |
5.3. Дебиторской задолженности |
19,9 |
36,8 |
28,8 |
16,9 |
-8,0 |
185,0 |
78,2 |
5.4. Денежных средств |
33,3 |
34,6 |
43,1 |
1,2 |
8,6 |
103,7 |
124,8 |
5.5. Кредиторской задолженности |
6,0 |
6,6 |
12,0 |
0,6 |
5,4 |
111,2 |
181,5 |
6. Продолжительность операционного цикла, дней |
83,4 |
93,1 |
88,6 |
9,7 |
-4,5 |
111,6 |
95,2 |
7. Продолжительность финансового цикла, дней |
77,4 |
86,5 |
76,6 |
9,0 |
-9,9 |
111,7 |
88,6 |
8. Оборачиваемость в разах: 8.1. Оборотных активов |
3,1 |
2,8 |
2,7 |
-0,3 |
-0,1 |
91,4 |
96,9 |
8.2. Запасов и затрат |
5,8 |
6,2 |
5,1 |
0,4 |
-1,1 |
107,5 |
82,5 |
8.3. Дебиторской задолженности |
18,1 |
9,8 |
12,5 |
-8,3 |
2,7 |
54,1 |
127,9 |
8.4. Денежных средств |
10,8 |
10,4 |
8,3 |
-0,4 |
-2,1 |
96,5 |
80,1 |
8.5. Кредиторской задолженности |
60,4 |
54,3 |
29,9 |
-6,1 |
-24,4 |
90,0 |
55,1 |
Примечание – расчеты сделаны на основе данных годовых отчетов предприятия за 2009-2011гг.
Проанализировав данные таблицы 4.3 можно сделать вывод о том, что среднегодовая стоимость оборотных активов в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 563млн.р. или на 14,6%. Это произошло за счет снижения запасов и затрат на 56млн.р., повышения величины дебиторской задолженности на 618млн.р. или 93,8%, а также за счет увеличения суммы денежных средств на 95млн.р. или на 8,6%.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом стоимость оборотных активов увеличилась на 2010млн.р. или на 45,4%. Это произошло за счет увеличения запасов и затрат на 907млн.р. или 59,7%, дебиторской задолженности на 129млн.р. или 10,1%, денежных средств на 909млн.р. или 75,8%.
Темп роста среднегодовой стоимости кредиторской задолженности за 2010 год составил 15,2%, в то время, как за 2011 год стоимость кредиторской задолженности увеличилась более, чем в 2 раза. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2011г увеличилась на 5104 млн р. или 40,8%, за 2010 год выручка увеличилась на 4,7%. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 3,7%, за 2011 год данный показатель увеличился на 31,7%.
Оборачиваемость оборотных активов в обороте за 2010 год увеличилась с 116,7 дней до 127,7 дней, а, за 2011 год с 127,7 дней до 131,7 дней, что связано с более быстрым увеличением средней стоимости оборотных активов к выручке от реализации. Если говорить об оборачиваемости запасов и расходов, то за 2010 год оборачиваемость уменьшилась на 4,3 дня, причиной чего является уменьшение запасов и затрат в 2010 году.Однако, к концу 2011 года оборачиваемость запасов и расходов увеличилась на 12,3 дня. На протяжении всего исследуемого периода наблюдается увеличение оборачиваемости денежных средств на 1,2 дня в 2010 году и на 8,5 дней в 2011 году. Также можно увидеть увеличение оборачиваемости кредиторской задолженности на 0,6 дней в 2010 году и на 5,4 дня в 2011г. Оборачиваемость дебиторской задолжености за 2010 год увеличилась с 19,9 дней до 36,8 дней, однако в 2011 году произошло уменишение данного показателя на 8,1 дней. Причиной такого уменьшения является более быстрое увеличение выручки от реализации к стоимости дебиторской задолженности.
Следует отметить, что продолжительность операционного цикла за 2010 год увеличилась на 9 дней, а за 2011 год - уменьшилась с 93,1 дней в до 88,6 дней. Продолжительность финансового цикла также в 2010 году увеличилась на 11,7%, в 2011 году – уменьшилась на 9,9 дней или 11,4%.
Если
говорить об оборачиваемости в разах,
то оборачивоемость оборотных