Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 23:38, курсовая работа
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Введение 3
Теоретические основы оценки конкурентоспособности 5 продукции и фирмы
Сущность и виды конкуренции 5
Содержание понятия и факторы конкурентоспособности предприятия 15
Методы оценки конкурентоспособности предприятия 26
Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «МК Дубки» 36
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 36
Показатели экономической эффективности разработанных рекомендаций 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Российский государственный торгово-
Саратовский
институт (филиал)
Кафедра
экономики и менеджмента
ПО ЭКОНОМИКЕ ОТРАСЛИ (ТОРГОВЛИ)
Тема:
Особенности и методы
конкуренции в торговле
Выполнила: студентка
Курс: 2
факультет: ТЭФ (сокращ. прогр.)
Фамилия: Кирсанова
Имя: Галина
Отчество: Андреевна
Номер зачетной книжки: ЭСС-10059
ученое звание: доцент
фамилия, инициалы: Алтухов П.Л.
САРАТОВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 44
Список использованной литературы 47
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время термин «конкурентоспособность»
стал одним из наиболее употребляемых
в научной литературе. Политики, экономисты,
представители бизнеса, журналисты также
широко его используют, когда речь идет
о необходимости интеграции экономики
страны в систему современного мирового
хозяйства. Цель каждого предпринимателя
- максимизация прибыли, а, следовательно,
и расширение масштабов хозяйственной
деятельности. Это неизбежно приводит
к взаимной борьбе предпринимателей за
наиболее выгодные условия производства
и сбыта товаров, рост объема производства,
и они выступают по отношению друг к другу
как соперники или конкуренты. Если предложение,
какого - либо товара больше, чем спрос
на него, то усиливается конкурентная
борьба между продавцами. Каждый из них,
чтобы продать свой товар, зачастую вынужден
снижать цену, что, как, правило, влечет
за собой сокращение производства данного
товара. Если спрос больше чем предложение,
то конкурировать друг с другом вынуждены
уже покупатели. Чтобы иметь возможность
приобрести дефицитный товар, каждый из
них старается предложить по возможности
более высокую цену, чем это могут сделать
его соперники. Цена повышается, и это
стимулирует увеличение предложения данного
товара. Актуальность выбранной темы заключается
и в том, что конечная цель любого предприятия
- победа в конкурентной борьбе. Победа
не разовая, не случайная, а как закономерный
итог постоянных и грамотных усилий предприятия.
Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности
предприятия, т.е. от того, насколько оно
лучше по сравнению с аналогами - продукцией
и услугами других предприятии. Конкуренция
является необходимым элементом рыночного
механизма. В настоящее время в условиях
либерализации торговли, все более ощутимой
для России (в связи с интенсификацией
переговорного процесса о присоединении
страны к ВТО), сдерживание «нежелательной»
импортной экспансии будет ограничено
принятыми международными правилами.
Поэтому тема конкурентоспособности отечественной
продукции приобретает особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является
закрепление теоретических знаний о конкуренции,
конкурентоспособности и о формах конкурентного
сосуществования, а также в приобретении
практических навыков в комплексной оценке
конкурентоспособности продукции и фирмы.
Задачи, поставленные в курсовой работе
это раскрытие понятий сущности конкуренции,
ее содержания, понятия и факторов конкурентоспособности,
предприятия, теоретических аспектов
оценки конкурентоспособности продукции
и фирмы. Предмет исследования - процессы,
механизмы и методы оценки конкурентоспособности
предприятия на примере ООО «МК Дубки»
и пути повышения её уровня. Объектом
исследования настоящей курсовой работы
является ООО «МК Дубки» и ООО «Фамильные
колбасы». Теоретической и методологической
основой исследования данной курсовой
работы являются научные труды отечественных
и зарубежных ученых по проблемам оценки
и повышения конкурентоспособности продукции.
Необходимо отметить, что рассмотрению
проблем обеспечения конкурентоспособности
предприятия посвящено достаточно большое
количество исследований и литературных
публикаций. В данном исследовании будут
использованы методы анализа и управления
конкурентоспособностью предприятия,
изложенные в источниках, указанных в
качестве библиографического списка литературы.
Особенный
вклад в фундаментальное
Но у конкуренции есть и отрицательные стороны. Прежде всего, необходимо помнить, что конкуренция есть и будет формой взаимного соперничества, это конфронтация, где есть всегда свои победители и свои побежденные.
«Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей».
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие функции конкуренции: регулирующая, аллокационная, инновационная, адаптационная, распределения, контролирующая. Важнейшей из них является регулирующая функция, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять. Регулирующая функция. У данной функции присутствует главная черта конкуренции, которая определяет превосходство рыночной экономики над нашей, бывшей советской, плановой экономикой. Этой функцией конкуренции является подсчет ею на рынке ОНЗТ по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм. В любом обществе во все времена должны были поддерживаться равенство (баланс) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения, а также необходимость распределения производственных возможностей (ресурсов) общества по отдельным отраслям, в зависимости от их индивидуальной и общественной значимости. В рыночной системе такое распределение (регулирование) осуществляется стихийно, однако эта стихия подчинялась и подчиняется определенным закономерностям. Если, скажем, спрос на хлеб не удовлетворялся, то, согласно закону спроса и его кривой, цена на хлеб возрастала. Она подсказывала производителям, что производство хлеба экономически выгодно. Свобода входа в рынок обеспечивает приток ресурсов (денег, рабочей силы, средств производства) на производство хлеба из других отраслей, где выпуск товаров не столь выгоден. Предложение хлеба увеличивается, и, согласно кривой предложения, цена на хлеб снижается. Если производство хлеба не стабилизировалось на равновесном количестве товара, то цена, падая, может оказаться ниже равновесной. В тех же отраслях, откуда перетекли капиталы в хлебное производство, уменьшилось предложение, цены поднялись к равновесной точке. Если же из них утекло капиталов больше настолько, что предложение оказалось ниже спроса, то цены на эту продукцию поднимутся выше равновесной. Таким образом, цена колеблется вокруг стоимости вверх-вниз в зависимости от соотношения спроса и предложения. Колебания цены вверх и вниз в масштабах общества взаимно уравновешиваются, и в целом спрос равен предложению. Изложенное есть не что иное, как достижение равновесной цены на рынке на отдельные товары в масштабах общества. Следовательно, закон стоимости и закон равновесия цен - один и тот же закон, иначе говоря, равновесная цена устанавливается в соответствии с законом стоимости. Экономический закон, согласно которому товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производства труда, называется законом стоимости.
Аллокационная функция производства выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства, то есть, конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитан во всех его проявлениях и труд в их взаимном сочетании.
Инновационная
функция конкуренции
Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам. Фирме необходимо приспосабливаться к законодательству страны, к её налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто национальным обычаям и традициям и т. д., в общем, ко всему тому, что называется средой предпринимательства. Эта среда в целом или подавляет субъектов рынка, или выдвигает их на передовые экономические высоты - в зависимости от их адаптационных способностей. Данная функция играет столь существенную роль в развитии рынка, что некоторые экономисты вообще рассматривают приспособленческую конкуренцию как отдельный тип или вид конкуренции.
Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях. Здесь есть за что бороться, так как по существу распределяется весь произведенный валовой национальный продукт - готовый продукт, а его условия распределения определяются не только экономическими, но и политическими, социальными и другими факторами. Таким образом, именно эта функция конкуренции реализуется в наиболее неблагоприятной (этически) обстановке. Контролирующая функция конкуренции проявляется, прежде всего, в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы или модели несовершенной конкуренции. При этом конкуренция опирается на мощные институциональные механизмы, особенно на антитрестовское законодательство.
Информация о работе Особенности и методы конкуренции в торговле