Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Организационная структура сервисного предприятия позволяет ответить на такие вопросы: кто, что, где, какими средствами, когда и в какие сроки должен делать? Она задает определенный порядок распределения функций и видов деятельности между сотрудниками предприятия, а также регламентирует полномочия и объем ответственности за планирование, принятие решений, их выполнение и контроль. Практически организационная структура представлена основными отделами и цподразделениями предприятия, а также связями и отношениями между людьми, потоками деловой информации и материальных ресурсов.
Введение ……………………………………………………………………...3 стр
Теоретическая часть
Организационная структура сервисного предприятия……………...4 стр
Основные подходы к обеспечению нормального функционирования сервисного предприятия………………………………………………9 стр
Основные тенденции на сервисных предприятиях в современном мире……………………………………………………………………13 стр
Структуры ………………………………………………………….....14 стр
Вывод ………………………………………………………………………..20 стр
Список литературы …………………………………………………………21 стр
Однако не всегда легко выстроить корректную иерархию подразделений. Вспомогательными подразделениями обычно выступают те, которые связаны с обеспечением безопасности, инженерными структурами, ведут бухгалтерский учет, административную деятельность и др. Но работники некоторых из этих подразделений могут пытаться играть более важную роль. Например, бухгалтерия может претендовать на выполнение контрольных функций, в то время как она лишь обеспечивает поддержку деятельности предприятия. Финансовый контроль выступает элементом финансовой политики, которую осуществляют представители руководящего звена. Вместе с тем исключительно велика на любом предприятии сервиса служба персонала, которую не отнесешь к функциональным, второстепенным.
Помимо функционального критерия, при разработке организационной структуры учитываются также специализация работ, объем полномочий и размер контрольных функций разных подразделений, а также методы координации между ними.
На различных
сервисных предприятиях существует
разное число уровней в иерархии,
когда командные ступени
Руководство предприятием
должно определить тот момент, когда
начинается необоснованное умножение
уровней в иерархии предприятия.
Особенно часто эта опасность
подстерегает крупные сервисные
предприятия, где неизбежно большое
число иерархических уровней. Их
численность и структура
Практика предприятий
обслуживания и раньше и в настоящее
время отрабатывала такие организационные
формы работы, которые позволяли
гибко реагировать на экономическую
конъюнктуру, сокращая при этом излишнее
количество уровней подчинения и
численность персонала
Число работников в последней группе может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от обстоятельств. Выгода данной группы обусловливается дешевизной рабочей силы, простотой найма и увольнения работников. Конечно, персонал этой группы требует особого внимания: нанятых людей надо всякий раз обучать, а также эффективно управлять и контролировать. Но выгоды от такой организации возмещаются и они очевидны.
Сокращение иерархических
ступеней и числа персонала может
осуществляться также за счет автоматизации
некоторых звеньев
Чтобы оптимизировать
многочисленные организационные аспекты
деятельности, на крупных предприятиях
сервиса вводится организация особой
службы контроллинга. Эта служба напрямую
подчиняется либо руководителю предприятия,
либо его заместителю. Она является самостоятельной
и нейтральной по отношению к разным уровням
линейного (административного) управления.
Ее сущность сводится к тому, чтобы следить
за выполнением основных целей, преодолевать
несогласованность действий разных подразделений
и всех работников в масштабе предприятия,
добиваться рационального сочетания управленческих
воздействий различного уровня.
3. Основные тенденции на сервисных предприятиях в современном мире
Современная отечественная практика разработок организационной структуры свидетельствует, что по многим направлениям она заметно продвинулась к лучшему сравнительно с советским периодом. Функционирование в условиях рынка заставляет многие сервисные фирмы (особенно малые и средние) отказываться от излишних рабочих мест, переходить на совмещение нескольких рабочих функций одним работником и т.п.
Вместе с тем
целый ряд аспектов организационной
деятельности не удается оптимизировать,
а отдельные стороны
Все это ведет
к тому, что российские потребители,
как и прежде, порой не могут
найти ответственного за неудовлетворительное
качество обслуживания на многих предприятиях
сервиса. В силу необъективных причин
учет показателей организации
Из всего сказанного
вытекает следующее: организационно-
Структуры
Но в настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще - на уровне их подразделений за рубежом. Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.
Дивизиональные (отделенческие) структуры управления (от англ. слова division - отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и даже порой их считают чем-то средним между бюрократическими (механистическими) и адаптивными структурами. В ряде случаев эти структуры в литературе можно встретить под названием "дробных структур".
Впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях "Дженерал Моторс", а наибольшее распространение они получили в 60-70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших - 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.
Дивизиональные структуры - структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Под отделением
(дивизионом) подразумевается
Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.
Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения.
Структуризация
компании по отделениям (дивизионам) производится,
как правило, по одному из трех принципов:
по продуктовому - с учетом особенностей
выпускаемой продукции или
При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции (см. рис. 4). Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.
Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ.
Возможный недостаток
продуктовой структуры - увеличение
затрат вследствие дублирования одних
и тех же видов работ для
разных видов продукции. В каждом
продуктовом отделении
При создании организационных
структур, ориентированных на потребителя,
подразделения группируются вокруг
определенных групп потребителей (например,
армия и гражданские отрасли,
продукция производственно-
Информация о работе Основные тенденции на сервисных предприятиях в современном мире