Основные положения системы сертификации ГОСТ Р

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:09, реферат

Описание работы

Термин “сертификация” в переводе с латыни означает “сделано верно”. Для того, чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия и доказательства того, что производство способно стабильно на протяжении определенного времени обеспечивать соответствие готового продукта установленным требованиям. Общепризнанным способом такого доказательства и служит сертификация соответствия.

Содержание

Введение
1. Основные понятия сертификации
2. Цели сертификации
3. Обязательная и добровольная сертификация
4. Система сертификации ГОСТ Р
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Основные положения системы сертификации ГОСТ Р.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

1. Область применения

1.1. Настоящий документ  разработан в развитие Правил  по проведению сертификации в  Российской Федерации и устанавливает  основные положения системы сертификации  услуг и порядок их сертификации (далее - Система).

1.2. Система функционирует  в соответствии с Законами  Российской Федерации "О защите  прав потребителей", "О сертификации  продукции и услуг", "О стандартизации" и правилами оказания услуг  населению по группам услуг,  утверждаемыми в установленном  порядке.

1.3. Система распространяется  на сертификацию услуг, оказываемых  населению как отечественными  предприятиями, так и иностранными  фирмами, а также гражданами - предпринимателями.

1.4. Правила Системы применяются  при проведении обязательной  и добровольной сертификации  услуг.

1.5. Настоящий документ  может быть применен при сертификации  конкретных групп услуг в Российской  Федерации непосредственно или  на его основе могут быть  созданы системы сертификации  групп однородных услуг.

1.6. Общие требования к  порядку сертификации услуг соответствуют  Руководствам ИСО/МЭК 16, 23, 25, 27, 28, 29, 38, 39, 40, европейским стандартам  серий 45000 и 29000.

2. Определения

В настоящем документе  использованы следующие понятия:

2.1. Сфера обслуживания  населения - совокупность предприятий  и организаций различных организационно-правовых  форм и граждан-предпринимателей, оказывающих услуги населению.

2.2. Услуга - результат взаимодействия  исполнителя и потребителя и  собственной деятельности исполнителя  по удовлетворению потребностей  потребителя (МС ИСО 9004-2).

Примечание. По функциональному  назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на две группы:

- материальные услуги, обеспечивающие  восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий  или изготовление новых изделий  по заказам граждан, а также  перевозку грузов и людей, торговые, банковские услуги и т.д.;

- нематериальные (социально-культурные) услуги, обеспечивающие поддержание  и восстановление здоровья, духовное  и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства  и т.п.

2.3. Процесс оказания услуги - деятельность исполнителя, необходимая  для оказания услуги (МС ИСО  9004-2).

2.4. Идентификация услуги - процедура, посредством которой  устанавливают соответствие представленной  на сертификацию услуги требованиям,  предъявляемым к данному виду  услуги (уровню обслуживания).

2.5. Остальные термины  и определения по сертификации  соответствуют Законам Российской  Федерации "О сертификации  продукции и услуг", "О защите  прав потребителей", Руководству  ИСО/МЭК 2, МС ИСО 8402, ГОСТ Р  50646-94, Правилам по проведению  сертификации в РФ.

3. Основные положения

3.1. Цели, принципы и правила  сертификации услуг, включая оплату  работ по проведению сертификации, правила ведения реестра, требования  к инспекционному контролю, рассмотрению  апелляции и подготовке экспертов  по сертификации, определены в  основополагающих документах Системы  сертификации ГОСТ Р.

3.2. Организацию и проведение  работ по обязательной сертификации  осуществляет Комитет Российской  Федерации по стандартизации, метрологии  и сертификации (Госстандарт России). По отдельным видам услуг организацию  и проведение работ по обязательной  сертификации осуществляют другие  государственные органы управления  РФ, если это предусмотрено законодательными  актами РФ.

3.3. Система сертификации  услуг формируется путем создания  систем сертификации по группам  однородных услуг. При этом  разрабатывается положение о  Системе сертификации группы  однородных услуг, включающее  область применения, организационную  структуру, перечень нормативных  документов для сертификации  и методик испытаний (проверок, оценок) услуг, схемы сертификации, порядок проведения сертификации  и инспекционного контроля с  учетом специфики услуг, требований  международных систем сертификации  и соглашений с соответствующими  органами государственного управления.

Системы сертификации однородных услуг регистрируются Госстандартом  России.

3.4. Сертификацию услуг  проводят аккредитованные органы  по сертификации услуг.

3.5. Номенклатуру услуг,  подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы  управления в соответствии с  их компетенцией, на которые законодательными  актами Российской Федерации  возлагается организация и проведение  работ по обязательной сертификации.

3.6. При сертификации услуг  в Системе сертификации ГОСТ  Р должны проверяться характеристики (показатели) услуг и использоваться  методы испытаний (проверок), позволяющие:

- провести идентификацию  услуги, в том числе проверить  ее принадлежность к классификационной  группировке, соответствие техническим  документам (модели-образцу, техническому  описанию, путевке и т.д.) и функциональному  назначению;

- подтвердить соответствие  сертифицируемых услуг обязательным  требованиям, установленным в  нормативных документах.

3.7. Схемы, применяемые  при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России  и другими органами государственного  управления в пределах их компетенции  с учетом особенностей исполнения  услуг, возможности проведения  испытаний, требуемого уровня  доказательности, возможных затрат  заявителя при обеспечении сохранности  имущества потребителя. Схемы  должны быть указаны в документе,  устанавливающем порядок проведения  сертификации однородных услуг.

При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, прежде всего принятые в зарубежной и  международной практике. Возможные  схемы сертификации, применяемые  в Системе, приведены в приложении 1.

Схему добровольной сертификации может определять заявитель и  предлагать ее органу по сертификации.

4. Участники сертификации услуг

4.1. Участниками сертификации  услуг являются:

- национальный орган по  сертификации - Госстандарт России;

- органы государственного  управления, осуществляющие работы  по сертификации услуг в соответствии  с законодательством;

- центральные органы систем  сертификации однородных услуг;

- аккредитованные органы  по сертификации, испытательные  и социологические лаборатории,  исполнители услуг.

Методическое руководство  организацией и проведением работ  по сертификации услуг обеспечивают:

- научно-методический центр  Системы - ВНИИС;

- методический социологический  центр - Калужский институт социологии - КаИС;

- методические центры  по группам однородных услуг.

4.2. Функции Госстандарта  России, органов по сертификации, испытательных лабораторий, обязанности  исполнителей услуг, а также  ответственность участников Системы  определяются Правилами по проведению  сертификации в Российской Федерации.

4.3. Центральный орган  по сертификации:

- организует работу по  формированию системы сертификации  группы однородных услуг;

- осуществляет руководство  системой и координирует деятельность  органов по сертификации, испытательных  и социологических лабораторий,  входящих в Систему;

- разрабатывает предложения  по номенклатуре услуг, сертифицируемых  в Системе;

- участвует в работе  по совершенствованию фонда нормативных  документов, на соответствие которым  проводится сертификация, взаимодействуя  с техническими комитетами по  стандартизации и методическими  центрами;

- рассматривает апелляции  по поводу действий органов  по сертификации и испытательных  лабораторий, участвующих в Системе;

- рассматривает и утверждает  методические документы Системы;

- информирует общественность  о результатах сертификации услуг,  правилах Системы;

- ведет учет органов  по сертификации испытательных  и социологических лабораторий,  входящих с Систему, взаимодействуя  с Государственным реестром;

- проводит анализ деятельности  по сертификации в Системе.

4.4. Научно-методический центр  Системы:

- разрабатывает принципы, правила и методы сертификации  услуг;

- осуществляет общее методическое  руководство созданием систем  сертификации групп однородных  услуг;

- разрабатывает организационно-методические  документы Системы;

- по поручению Госстандарта  России проводит экспертизу документов, представляемых для аккредитации  в качестве органов по сертификации  и испытательных лабораторий;

- принимает участие совместно  с Академией стандартизации и  метрологии в разработке программы  обучения экспертов по сертификации;

- осуществляет подготовку  экспертов по сертификация услуг  в соответствии с установленным  порядком.

4.5. Методический центр  социологических оценок услуг:

- формирует и ведет  фонд нормативных и методических  документов для проведения социологических  обследований при сертификации  услуг;

- разрабатывает методики  проведения социологических обследований  для сертификации услуг;

- формирует банк данных  социологических обследований по  сертификации услуг;

- участвует в подготовке  и переподготовке экспертов-аудиторов.

4.6. Методические центры  по сертификации однородных услуг:

- разрабатывают организационно-методические  документы по сертификации услуг;

- формируют и ведут  фонд нормативных документов  для целей сертификации совместно  с ТК по стандартизации;

- обеспечивают нормативными  и организационно-методическими  документами участников Системы  на договорной основе;

- осуществляют выбор и  разработку методов контроля  и испытаний (проверок);

- разрабатывают методики  проведения сертификации с учетом  форм и схем сертификации.

4.7. Орган по сертификации  услуг:

- сертифицирует услуги, выдает  сертификаты и лицензии на  применение знака соответствия;

- осуществляет оценку  процесса оказания услуги или  системы качества, испытания (проверку) результата услуги;

- осуществляет инспекционный  контроль за сертифицированными  услугами;

- приостанавливает либо  отменяет действие выданных им  сертификатов;

- формирует и актуализирует  фонд нормативных документов, необходимых  для сертификации;

- представляет заявителю  по его требованию необходимую  информацию в пределах своей  компетенции.

4.8. Орган по сертификации  может иметь область аккредитации, охватывающую одну или несколько  групп однородных услуг.

5. Нормативные документы

5.1. В нормативных документах, на соответствие которым проводится  сертификация должны быть установлены  и однозначно указаны обязательные  требования к услуге, условиям  обслуживания и методы испытаний  (проверок), позволяющие обеспечить  полное и достоверное подтверждение  соответствия услуги этим требованиям  и ее идентификацию, правила  маркировки, требования к информации  о сертификации, указываемые в  сопроводительных документах.

5.2. Требования, устанавливаемые  в нормативных документах для  сертификации, должны основываться  на международных стандартах, правилах  и нормах прогрессивных национальных  стандартов других государств, учитывать  условия обслуживания, условия и  режимы труда и не нарушать  положений, установленных актами  законодательства РФ.

5.3. Положения нормативных  документов должны быть сформулированы  четко для обеспечения их точного  и единообразного толкования. Размерность  и количественное значение характеристик  должны быть заданы таким образом,  чтобы имелась возможность для  их воспроизводимого определения  с заданной или известной точностью  при испытаниях (проверках). Методы  испытаний (проверок) данных должны  позволить различным лабораториям  получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность  проведения испытаний (проверок).

5.4. Для проверки качества  услуг используются методики  контроля продукции, технологических  процессов, оценки мастерства  исполнителей и т.д.

5.5. Требования нормативных  документов к маркировке должны  обеспечивать однозначную идентификацию  услуги, содержать указания об  условиях применения, месте и  способе нанесения знака соответствия.

6. Порядок сертификации

6.1. Сертификация услуг  в общем случае включает:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по  заявке;

- выбор схемы сертификации;

- определение аккредитованной  испытательной лаборатории (при  необходимости);

- проведение проверки  соответствия процесса оказания  услуги установленным требованиям  и испытаний (проверки) результата  услуги в соответствии с выбранной  схемой сертификации;

- анализ полученных результатов  и принятие решения о возможности  выдачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата и  лицензии на применение знака  соответствия;

- инспекционный контроль  за сертифицированной услугой  (в соответствии со схемой сертификации);

- информацию о результатах  сертификации.

6.2. Подача заявки и  принятие решения по заявке  на сертификацию.

6.2.1. Для проведения сертификации  услуги заявитель направляет  заявку в соответствующий орган  по сертификации однородных услуг.

При отсутствии у заявителя  информации о таком органе и порядке  сертификации интересующей его услуги он может получить ее в территориальном  органе по стандартизации и метрологии или в Госстандарте России.

6.2.2. При наличии нескольких  органов по сертификации данной  услуги заявитель вправе направить  заявку в любой из них.

Информация о работе Основные положения системы сертификации ГОСТ Р