Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа на примере конкретного предприятия рассмотреть особенности процесса продажи строительных товаров, а также разработать пути повышения его эффективности.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
· сущность процесса продаж товаров в магазине;
· содержание деятельности по организации розничной продажи;
· анализ организации процесса продаж в магазине «Строитель»;
· совершенствование организации продажи товаров.
Введение.
Организация и технология розничной продажи строительных материалов:
1.1 Технологический процесс в розничной торговле.
1.2 Приемка строительных материалов по количеству.
1.3 Приемка товаров по качеству.
1.4 Хранение товаров.
1.5 Подготовка товаров к продаже.
1.6 Некоторые особенности продажи строительных материалов.
2. Организация и технология розничной продажи строительных материалов на примере магазина «Строитель».
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия.
2.2 Оценка организации и технологии продажи строительных материалов.
3. Пути совершенствования розничной продажи строительных материалов.
Заключение.
Список использованных источников.
Магазин « Строитель» находится в специальном отдельно стоящем здании. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим. Магазин не имеет зону для парковки индивидуального транспорта.
Общая площадь магазин составляет 102 квадратных метра, из них 55 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
Интерьер торгового зала оформлен просто
и лаконично и подчиняется своему основному
назначению – выделить товар и подчеркнуть
его потребительские свойства для удобства
покупателей.
2.2 Оценка организации технологии продажи строительных материалов.
Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. Численность работником магазина «Строитель» составляет 6 человек: 1 директор, 1 бухгалтер, 2 продавца-кассира и 2 грузчика.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят директор (заведующий), бухгалтер.
Общее
руководство магазином осуществляет директор
(заведующий), он же руководит планово-экономической
работой, обеспечивает охрану труда, технику
безопасности и пожарную безопасность, руководит
коммерческой деятельностью, в его ведении
находятся вопросы организации технологических
операций и хозяйственного обслуживания,
а также он следит за поддержанием
товарных запасов на определенном уровне,
составляет заявки на завоз товаров, принимает
товары по количеству и качеству, обеспечивает
сохранность товарно-материальных ценностей.
Ему же подчинены все работники магазина.
Бухгалтер принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале. В их обязанности входят подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса, осуществляет сдачу выручки и т. д.
Также имеются работники, осуществляющие закупку товаров у поставщика, занимающиеся разгрузкой товаров и складскими операциями.
Магазин "Строитель" работает на основании следующего режима работы: 6-дневная рабочая неделя, рабочее время с 9.00 до 18.00. На обед магазин не закрывается, каждому работнику в течение рабочего дня предоставляется 1 час на обед.
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Магазин имеет 2 торговых зала, зону для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, помещения для подготовки товаров к продаже.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом.
К административно-бытовым помещениям относится кабинет директора магазина и бухгалтера.
Технические помещения — помещение теплового узла.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними.
Торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, это позволяет обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров.
Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций. Планировка помещений обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
Форма торговых залов магазина «Строитель» имеет прямоугольную конфигурацию. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
Коэффициент экспозиционной площади равен в 2011 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах с площадью 50 кв. м равен 0,52.
Можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в магазине соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.
Формирование товарного ассортимента - это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента. Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля торгового предприятия и условий его функционирования.
Размещение и выкладка строительных материалов в торговом зале магазина «Строитель»:
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.
Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение строительных материалов в торговом зале магазина осуществляется с учетом следующих основных требований:
операций с покупателями.
За каждой товарной группой закрепляется постоянная зона размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары размещаются рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой оборачиваемостью располагаются ближе к источникам пополнения.
Для размещения товаров в торговом зале магазина используются различные типы торговой мебели, тара-оборудование. Рационально располагаются товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно используется площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставляется покупателям максимум удобств для отборки товаров.
Однородные товары выложены по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость. Применяются простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.). Декоративная выкладка товаров используется только с рекламной целью. Полки горок и другие элементы для выкладки товаров не переполнены товарами. Товары, быстрая реализация которых предпочтительна, находятся в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) Выкладка товаров в торговом зале насыщенна.
Среди показателей характеризующих ресурсы
предприятия и эффективность их использования,
можно выделить следующие: среднегодовая
стоимость основных фондов, среднегодовая
стоимость оборотных средств, расходы
на оплату труда, среднегодовая заработная
плата. Показатель, характеризующий затраты
предприятия - издержки обращения. Из
показателей, характеризующих результаты,
в данном случае интересны два: розничный
товарооборот и валовый доход.
Показатели | 2008 г | 2009г | отклонение | Темп роста % | 2010г | отклонение | Темп роста % |
Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. |
99 |
100 |
1 |
101 |
110 |
10 |
110 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн. руб. | 220 | 225 | 5 | 102 | 235 | 10 | 104 |
Расходы на оплату труда,млн. руб. | 3,24 | 3,66 | 0,42 | 113 | 4,32 | 0,66 | 118 |
Среднегодовая заработная плата, тыс.руб. | 540 | 610 | 70 | 113 | 720 | 110 | 118 |
Издержки обращения, млн. руб. |
178,5 |
189 |
10,5 |
106 |
197,5 |
8,5 |
104 |
Розничный товарооборот, млн. руб. | 714 | 756 | 42 | 106 | 790 | 34 | 105 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 179 | 190 | 11 | 106 | 199 | 9 | 105 |