Организация финансовой службы на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:50, отчет по практике

Описание работы

В рыночных условиях эффективность деятельности коммерческого предприятия зависит, прежде всего, от качества работы финансовой службы. В большинстве случаев банкротство компании происходит из-за неправильного ценообразования, расточительного расходования средств, неконтролируемого роста кредиторской задолженности, недостатка оборотных средств и т.д. Правильная постановка деятельности финансовой службы позволяет изначально уберечь компанию от таких проблем.
В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Проводимые экономические реформы повлекли за собой глобальное изменение в структуре финансовых и производственных отношений.

Содержание

Введение 3
Финансовые службы предприятий, их роль, задача 5
Структура финансовой службы. 7
Функции финансовой службы. 9
Организация финансовой службы на предприятии. 11
Пожарная безопасность и требования безопасности, 18
предъявляемые к помещениям, оборудованию и технологии.
Заключение 25
Список использованных источников
Приложение А Положение о финансовом отделе
Приложение Б Должностная инструкция финансового директора
Приложение В Положение о бюджетировании. Бюджетный регламент
Приложение Г Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике.docx

— 123.91 Кб (Скачать)

       В-третьих, очень важно ограничить количество прямых подчиненных.

       В-четвертых, необходимо обеспечить оперативное  взаимодействие финансовой службы с  другими подразделениями компании. Для многих документов и отчетов  финансовой службы необходимо использование  информации от подразделений, не входящих в ее структуру.

       Наконец, очень важно обеспечить полноту  выполнения задач финансовым отделом. Нельзя допускать делегирование  части функций финансового отдела другим подразделениям компании. В  большинстве случаев это приводит к негативным результатам.

       На  небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового  отдела или бухгалтерии. На крупных  предприятиях финансовый отдел состоит  из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник  отдела подчинен непосредственно руководству  предприятием (см. схему 1).

       Приведенная структура финансового отдела в  целом соответствует содержанию той финансовой работы, которую необходимо выполнять на предприятии для  финансирования всех затрат предприятия  и осуществления расчетов. Но она  в значительной степени консервирует недостатки, присущие управлению предприятием в прежних дорыночных условиях хозяйствования. 

         

       

     

     

       
 
 

     схема 1 

       До  недавнего времени финансовая работа на предприятии сводилась к чисто  оперативным задачам — оформлению расчетных, и платежных документов, организации расчетов с другими  предприятиями, бюджетом, банком, рабочими и служащими. Типовым положением об организации финансовой работы, которое определяло задачи и функции  финансовых служб на государственном  предприятии, на финансовые отделы возлагались  разработка финансовых показателей  в пятилетнем финансовом плане предприятия, оценка проектов перспективного плана  в целях принятия более напряженных  финансовых заданий и увеличения внутренних финансовых ресурсов предприятия, составление годовых финансовых планов предприятия. Но права предприятий  в области финансового планирования были формальными в условиях отраслевой системы управления народным хозяйством.

       Для работы в финансовом отделе на малых  и средних фирмах, как правило, привлекаются финансовые менеджеры  широкого профиля — работники, осуществляющие практически все функции финансового  управления фирмой.

       На  крупных предпринимательских фирмах структура финансовой службы более  сложная, так как финансовые потоки таких фирм связаны не только с  производственной и финансовой деятельностью, но и с участием в капитале других предпринимательских организаций. Функции финансовой службы расширяются  в зависимости от того, насколько  возрастают экономические и финансовые возможности фирмы. Для работы в  финансовой службе крупных предпринимательских  структур привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля, так  и функциональные финансовые менеджеры.  
 

      3. Функции финансовой службы. 
       

       Финансовая  структура в процессе осуществления  предпринимательской фирмы решает следующие проблемы:

       - Источники финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; распределение прибыль; целесообразность привлечения заемных и использование собственных средств.

       - Капитальные вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная цена компании; оценка финансового риска; финансовое обеспечение капитальных затрат.

       - Управление оборотным капиталом – оптимальный размер оборотного капитала, управление краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностью, структура оборотного капитала.

       - Финансовое планирование – содержание, порядок разработки и значение финансовых планов.

       - Анализ финансовой деятельности и финансовый контроль - анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, факторный анализ прибыли, анализ использования финансовых ресурсов.

       Основными функциями финансовой службы являются:

       - управление ликвидностью активов  предприятия;

       - организация эффективных взаимоотношений  с банками и другими инвесторами;

       - управление заемными средствами;

       - управление финансовыми рисками;

       - формирование оптимальной структуры  капитала фирмы;

       - поиск новых источников финансирования;

       - оценка и реализация инвестиционных  проектов;

       - контроль за валютными операциями;

       - проведение операций с ценными  бумагами и формирование портфеля  ценных бумаг, способного обеспечить  финансовую устойчивость и стабильность  фирмы;

       - проведение обоснованной дивидендной  политики;

       - прогнозирование финансовых ситуаций;

       - планирование финансовой деятельности;

       - регулирование денежного оборота;

       - учет затрат и результатов  производственной, инвестиционной  и финансовой деятельности;

       - анализ и оценка эффективности  использования и вложения капитала;

       - анализ финансовых результатов  и финансового состояния фирмы  и ее клиентов.

       Эффективная организация работы финансовой службы предусматривает регламентацию  положений, процедур и правил, регулирующих действия, процедуры, права и обязанности:

    • самой финансовой службы, Положение о Финансовом отделе (Приложение А);
    • сотрудников финансовой службы, должностная инструкция Финансового директора (Приложение Б)
    • бизнес-процессы, владельцем которых выступает Финансовый директор, Положение о бюджетировании (Приложение В)
    • взаимодействие со структурными подразделениями.
 
 
 
 

       4. Организация финансовой службы на предприятии. 

       Принцип единоначалия вот что должно лежать в основе организации любой службы. Финансовая служба это единое целое  – бизнес процессы, происходящие на предприятие должны находиться в  руках одного человека. В связи  с особенностями в практике работы, законодательстве, системе образования, традициями и.т.д. на сегодняшний момент – это Финансовый директор- главный бухгалтер, одно лицо, одна должность.

       Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с  принципами управления, сформулированными  при развитом социализме. Эффективное  управление предприятием требует знания не только технологии принятия управленческих решений, но и организационной структуры, в которой эффективное управление будет возможно. Ключевая роль при  этом отводится финансовой службе. Традиционно сложившаяся структура  финансовой службы на российских предприятиях сегодня уже не отвечает требованиям  времени. Она является тенью, которое бросает социалистическое прошлое. Прямое копирование структуры западных компаний также невозможно в связи:

    • практикой работы;
    • законодательством;
    • системой образования;
    • традициями, стереотипами и т.д.;

       В настоящее время в России нет  единой концепции построения организационной  структуры финансовой службы. Через  взаимоотношения финансового директора (директора по финансам и экономике) и главного бухгалтера можно выразить три варианта построения концепции: главный бухгалтер подчиняется  финансовому директору (западная концепция); существуют главный бухгалтер и  финансовый директор (эклектическая  концепция); финансовый директор - главный  бухгалтер одна должность (российская концепция).

       Западная  концепции построения организационной  структуры финансовой службы предполагает, что бухгалтерская служба во главе  с главным бухгалтером входит в финансовую службу, и главный  бухгалтер подчиняется финансовому  директору. Финансовый директор является менеджером, главный бухгалтер –  технический специалист по ведению  учета и составлению финансовой отчетности.

       Однако, в России применение данной концепции противоречит Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) «О Бухгалтерском учете», согласно ст. 7 «Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации..». Кроме того, именно главный бухгалтер несет ответственность «… за движение имущества и выполнение обязательств», что подтверждается его подписью на документах - «…Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению» (Приложение Г). Таким образом, финансовый директор не несет никакой ответственности, так как в соответствии с российским законодательством под финансовыми документом не требуется подписи финансового директора.

       На  Западе данная концепция успешно  работает, так как там именно финансовый директор ставит подпись под всеми  финансовыми документами и несет  ответственность за сохранность  имущества и выполнение обязательств. Квалификация западных финансовых директоров не сравнима выше наших, тем более, они выходцы из бухгалтерской среды. В западной концепции главный бухгалтер отвечает только за ведение учета, то есть он является чисто техническим специалистом, а организует учет и производит контроль финансовый директор. Составление отчетности происходит при участии общественных бухгалтеров (аудиторов).

       По  нашему мнению, наиболее подходящим выходом  из создавшейся ситуации является совмещение должности главного бухгалтера и  финансового директора. Применение же западной концепции противоречит законодательству и приводит к конфликту  интересов. Вернемся, к рассмотрению картины финансовой службы. В западной практике построения финансовой службы сводится к наличию двух подразделений: бухгалтерии и казначейства, дополнительные подразделения могут возникать вследствие особенностей вида деятельности и размеров компании, но в основном происходит выделение из бухгалтерии и казначейства наиболее важных функций-направлений (составление отчетности, управленческий учет и т.д.) в отдельные подразделения. 
 

         
 

       Рисунок 2 - Западная организационная структура  финансовой службы 

       Отечественная практика сводится к наличию 3 подразделений: бухгалтерской службы, финансового  отдела и планово-экономического отдела. Эти подразделения представляют собой три группы разных людей: бухгалтеров, финансистов и экономистов, взаимоотношения  между ними были испорчены еще  в советские времена. Их взаимодействие в финансовой деятельности напоминают знаменитых лебедя, рака и щуку. В  зависимости от силы позиции руководителя службы - Финансового директора, Главного бухгалтера и начальника планово-экономического отдела (Главного экономиста), каждый из них натягивает одеяло в свою сторону.

       В системе бухгалтерского учета формируется  богатейшая информационная база. Однако эта информация является бесполезной, если ее пользователь не имеет достаточного представления о:

    • принципах и логике ее формирования
    • составе и взаимосвязи основных информационных блоков
    • содержательном наполнение результативных документов
    • аналитических возможностях базы
    • логике и последовательности аналитических процедур применяемых к информационной базе и т.д.

Информация о работе Организация финансовой службы на современном предприятии