Определение основных направлений по улучшению производственно-хозяйственной деятельности полиграфического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Анализ производственно-хозяйственной деятельности представляет собой элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности. Он выполняет множество функций в системе управления. При помощи анализа познается сущность хозяйственных процессов, оцениваются хозяйственные ситуации, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления.

Содержание

Введение 3
1. Краткая характеристика объекта исследования и полиграфической отрасли 5
2. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности и финансового состояния полиграфического предприятия. Тенденции изменений показателей. 11
2.1. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия. 11
2.2. Анализ показателей эффективности использования производственных ресурсов предприятия 12
2.3. Основные финансовые коэффициенты 15
2.4. Структура имущества предприятия 18
2.5. Вероятность банкротства предприятия 21
2.6. Анализ структуры себестоимости в отчетном году. 22
3. Существенные проблемы полиграфического предприятия и основные направления по улучшению финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования. 25
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 123.34 Кб (Скачать)

2.5. Вероятность  банкротства предприятия

Банкротство – объективно – один из основных механизмов развитой и нормально функционирующей экономики, причем механизм из наиболее действенных для поддержания ее эффективности и весьма болезненный.

Банкротство – это неспособность хозяйствующего субъекта платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую деятельность вследствие отсутствия средств.

 Неспособность фирмы  рассчитываться по своим долгам  может стать причиной ее банкротства.  Поэтому необходимо регулярно  определять уровень этого риска  и во всех случаях задолго  до того, когда ситуация становиться  необратимой.

Ученые разработали простые  и достаточно точные методы оценки риска неплатежеспособности, которые  можно объединить в две группы:

    • основанные на анализе критических финансовых коэффициентов;
    • основанные на дискриминантном анализе.

Наиболее широкое распространение получила модель Альтмана. При помощи своего аналитического метода Альтман вывел следующее уравнение надежности (показатель, так называемая модель Z Альтмана):

Z=1.2*X1+1.4*X2+3.3*X3 +0.6*X4+X5

где,

Х1 = оборотные средства / активы;

Х2 = чистая прибыль / активы;

Х3 = прибыль до налогообложения / активы;

Х4 = уставной капитал + добавочный капитал / долгосрочные обязательства + краткосрочные обязателства;

Х5 – выручка от реализации /  активы.

Уровень угрозы банкротства  рассчитывается по следующей шкале.

Шкала уровней  угрозы банкротства по модели Альтмана

Z-счет

Вероятность банкротства

≤1,8

очень высокая вероятность  банкротства

1,81-2,7

высокая вероятность банкротства

2,71-2,9

возможно банкротство

>2,9

вероятность банкротства  крайне мала




 

 

 

 

 

Оценим вероятность банкротства  предприятия в отчетном периоде  по факторной модели Альтмана.

Показатель

Х 1

Х 2

Х 3

Х 4

Х 5

Z

Отчетный период

567/1311= 0,43

132/1311= 0,1

165/1311= 0,13

703/608= 1,16

9600/1311= 7,32

9,101





Показания коэффициентов

 

По полученным данным можно  сделать вывод, что ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности в течениe ближайших двух лет крайне мал. Оценка низкой вероятности банкротства определяющим образом обусловлена высокой оборачиваемостью активов предприятия.

2.6. Анализ структуры  себестоимости в отчетном году.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Для возобновления производства необходимо постоянно возмещать  все затраты организации, которые  в результате процесса обращения  должны снова превращаться в материально-производственные ресурсы (возобновление средств  и предметов производства) и оплату труда (возобновление рабочей силы). Именно в таком кругообороте средств  и формируется себестоимость.

Роль себестоимости в  экономике чрезвычайно велика. Она  широко используется для оценки эффективности  производства. Является важнейшим обобщающим (синтетическим) показателем, характеризующим  результаты деятельности организаций. Служит информационной базой для  выбора наиболее эффективных вариантов  инвестиционных вложений, для организации  финансового и управленческого  учета. В себестоимости отражается уровень технической оснащенности, организация труда на предприятии.

Сумма прямых и косвенных  затрат составляет производственную себестоимость  продукции.

Совокупность затрат, представленных в статьях калькуляции «сырье и материалы»; «комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних организаций»; «топливо и энергия на технологические  цели»; «заработная плата производственных рабочих», образует прямые затраты.

Затраты, представленные в  статьях «Общепроизводственные  расходы», «Общехозяйственные расходы», «Прочие производственные расходы», относятся к косвенным затратам.

Переменные затраты — это такие затраты, которые меняются прямо пропорционально объемов произведенной продукции, оказанных услуг, реализованных товаров. То есть, это затраты напрямую связаны с продукцией, товаром, услугой. Например, переменными расходами будут считаться сырье и материалы, использующиеся для производства продукции, сдельная зарплата работников, % вознаграждения агентам по продажам, стоимость приобретения товаров для перепродажи и т.д. Основная идея переменных затрат в том, что они есть тогда, когда есть и доходы. Конечно, предприниматель тратит денежные средства на то, что бы закупить сырье и материалы, товары, но они не исчезают (деньги), а трансформируются в менее ликвидные активы. Ведь товар, сырье, материалы лежат на складе. Предприниматель не расстался с ними навсегда. Процент вознаграждения агентам выплачивается тоже только с уже полученного дохода.

Постоянные затраты — это затраты, которые не зависят от объемов производства продукции, продажи товаров или оказания услуг, то есть, они всегда будут одинаковыми в определенный временной период. К таким расходам относятся: арендные платежи, зарплата, выплачиваемая в виде окладов, лизинговые платежи, оплата различных услуг (реклама, связь, и т.д.). Основной смысл постоянных затрат в том, что они существуют вне зависимости от того получил доход предприниматель или нет.

Анализ структуры себестоимости  продукции в отчетном году произведем в Таблице № 5.

Таблица № 5 - Себестоимость печатной продукции  в ОТЧЕТНОМ году

Вид затрат

Сумма, тыс. руб.

В % к итогу

Материальные затраты

5500

58,40%

Затраты на оплату труда

2500

26,54%

Отчисления на социальные нужды

650

6,90%

Сумма прямых затрат

8650

91,84%

Амортизация основных средств

53

0,56%

Прочие затраты

716

7,60%

Сумма косвенных  затрат

769

8,16%

Полная себестоимость

9419

100%

в том числе: постоянные затраты

3919

41,60%

переменные затраты

5500

58,40%




 

Анализ структуры себестоимости  продукции отражает особенности  полиграфической промышленности. Эта  отрасль народного хозяйства  относится к материалоемкой, поскольку  материальные затраты (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия) занимают в структуре себестоимости  товарной продукции наибольшую долю (58,40%). Как видно из Таблицы № 5, сумма прямых затрат большле чем сумма косвенных. На себестоимость печатной продукции в меньшей степени должны относиться затраты по содержанию и эксплуатации оборудования (769), входящие в косвенные расходы, и в большей на расходы на заработную плату основных производственных рабочих (8650). Для наглядного представления себестоимости печатной продукции в отчетном году построим Диаграмму 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

3. Существенные  проблемы полиграфического предприятия и основные направления по улучшению финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования.

По результатам  анализа основных экономических  показателей хозяйственной деятельности предприятия можно отметить:

    • выручка от реализации осталась на устойчивом уровне (9600);
    • произошло удорожание себестоимости реализованной продукции (+1 100 тыс. руб.) в связи с повышением цен на основные средства (+ 73 тыс. руб.);
    • сократилась прибыль от продаж (-42 тыс. руб.) из-за роста коммерческих и управленческих расходов (+3,+13 тыс. руб.);
    • произошло сокращение рентабельности активов (-0,03) и собственного капитала (-0,04), что указывает на падение результативности использования активов и собственного капитала;
    • сократилась чистая прибыль (-36) из за падения эффективности основной деятельности

Анализ показателей эффективности  использования производственных ресурсов предприятия позволил сделать следующие выводы:

    • снизилась фондоотдача (-1,87) и рентабельность основных средств (-9,25), что свидетельствует о неэффективном использовании основных фондов.
    • сокращение рентабельности реализации продукции (-0,46) указывает на сокращение относительного уровня прибыли от реализации;
    • сократилась рентабельность оборотных средств (-0,06), что свидетельствует о сокращении прибыльности коммерческой деятельности.

В ходе расчета  основных финансовых коэффициентов  установлено, что:

    • низкий коэффициент абсолютной ликвидности (0,02) говорит о наличии дефицита денежных средств для покрытия текущих обязательств, а, следовательно, о неплатежеспособности предприятия;
    • низкий коэффициент срочной ликвидности (0,04) говорит о неспособности предприятия покрыть краткосрочные обязательства наиболее ликвидными активами;
    • коэффициент текущей ликвидности (0,93) также говорит о неплатежеспособности предприятия;
    • наблюдается сокращение оборачиваемости кредиторской задолженности (-3,4), что связано с проблемой оплаты счетов или использованием кредиторской задолженности как источника получения финансовых ресурсов;
    • высокое значение коэффициента дебиторской задолженности (74,42) свидетельствует о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов;
    • сокращение оборачиваемости запасов в отчетном периоде (-0,19) характеризует рост эффективности использования запасов предприятия;
    • коэффициент автономии (0,54) говорит о финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних кредиторов;
    • рост коэффициента финансовой зависимости (с 0,69 до 0,86) означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия;
    • значение коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (2,67) говорит о возникновении у предприятия потребности в дополнительных источниках формирования текущих активов за счет краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности

В результате анализа  структуры имущества предприятия  установлено:

  • увеличилась общая стоимость имущества предприятия (+59 тыс. руб.) за счет прироста стоимости внеоборотных активов (+63 тыс. руб.);
  • сократилась доля оборотных активов (-4 тыс. руб.);
  • увеличилась доля запасов (+8 тыс. руб.), что отражает отрицательные тенденции в управлении запасами, ведь на производстве идет упадок;
  • денежные средства заметно снизились (-10 тыс. руб.), что вызывает затруднения в способности предприятия погашать свои краткосрочные обязательства

По итогам оценки вероятности банкротства предприятия  в отчетном периоде по факторной  модели Альтмана установлено, что очень низкому уровню по шкале уровней угрозы банкротства по модели Альтмана. Оценка низкой вероятности банкротства определяющим образом обусловлена высокой оборачиваемостью активов предприятия.

Рассмотрим возможные  пути выхода данного полиграфического предприятия из кризиса, в котором  оно находится.

  1. Для снижения себестоимости необходимо сократить расходы на материальные затраты, для этого предприятию необходимо заключенить более выгодный контракт с поставщиками, рассмотреть возможность покупки нового, более производительного оборудования, совершенствование технологии. Можно организовать контроль и учет расхода материалов с целью избежания перерасхода по ним. Проводение режима экономии по содержанию зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения, а также по содержанию пожпарной и сторожевой охраны позволит сократить рассматриваемые расходы.
  2. Для повышения ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости можно использовать альтернативные банковскому кредиту источники финансирования, к числу которых относится факторинг. Факторинг к тому же является эффективным средством сокращения потерь от задержки расчетов с покупателями, т.е. позволит эффективно управлять дебиторской задолженностью предприятия. Заключение договора факторинга экономически оправданно - оно позволит немедленно получить большую часть задолженности покупателей. Для восстановления финансовой устойчивости необхлдтмо проводить эфффективную ценовую политику, применяя систему скидок и методы продвижения продукции на рынок, освществлять дивидендную политику, направляему на производственное развитие, реализацию изношенного и неиспользуемого оборудования, привлекать необходиые основные и оборотные средства на условиях совместной деятельности.
  3. Для совершенствования управления запасами нужно провести анализ запасов готовой продукции и товаров для перепродажи, т.к. их прирост за исследуемый период являлся наиболее значительным. Аналогичным образом можно провести анализ для запасов сырья и материалов, незавершенного производства. Внедрение анализа в практику работы полиграфической компании обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж,   ускорению товарооборачиваемости, уменьшению излишков товаров, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат.
  4. В целях минимизации налога на прибыль и роста чистой прибыли полиграфическая компания может предусмотреть в учетной политике создание резервов. Это позволяет учитывать расходы равномерно с начала налогового периода и поможет минимизировать авансовые платежи по налогу на прибыль. В частности предлагается создавать резерв по сомнительным долгам и резерв по ремонту основных средств.

Информация о работе Определение основных направлений по улучшению производственно-хозяйственной деятельности полиграфического предприятия