Оценка резервов снижения себестоимости продукции за счет экономии материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрю теоретические вопросы эффективности использования материальных ресурсов в производственном процессе, а также применю свои знания на примере открытого акционерного общества «МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЕСНЫХ ТЯГОЧЕЙ». Выполню анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии, рассмотрю пути повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. Понятие и состав материальных ресурсов, их роль в производственном процессе; 4
1.2. Показатели использования материальных ресурсов 5
1.3. Факторы, влияющие на уровень материалоемкости продукции 7
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ОАО «МЗКТ» 8
2.1. Характеристика предприятия (история создания, виды деятельности, номенклатура производимой продукции, численность персонала, объемы производства, прибыль и т.д.) 8
2.2. Оценка уровня использования материальных ресурсов на предприятии 14
2.3. Анализ выполнения норм расхода материалов на предприятии 16
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 19
3.1. Модернизация основных фондов 20
3.2. Ресурсо – и энергосберегающая деятельность предприятия 21
3.3. Совершенствование работы с поставщиками (качество и цена поставляемых сырья и материалов) 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 30

Работа содержит 1 файл

заказ курсовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      В частности, некоторые ученые-экономисты предлагают кратную факторную модель для анализа обобщающего показателя материалоемкости, в которой факторами выступают числитель и знаменатель расчетной формулы материалоемкости: изменение материальных затрат; изменение объема продукции. При этом упускают из виду, что является причиной, а что - следствием. На наш взгляд, например, не материальные затраты влияют на материалоемкость, а изменение материалоемкости обусловливает изменение величины материальных затрат. Другими словами, необходимо ежедневно рационально, экономно использовать материальные ресурсы, т. е. изо дня в день стремиться к сокращению материалоемкости, а уже в конце месяца подсчитывать общие материальные затраты.

      Ниже  изложены альтернативные методики анализа  материалоемкости. В соответствии с  первой из них на показатель материалоемкости продукции в нервом приближении оказывают влияние два фактора: изменение материалоемкости продукции по прямым материальным затратам и изменение коэффициента соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат. Математически факторная модель может быть выражена следующим образом;

      Ем = М/ВП = Мпр/ВП*М/Мпр = Епрмз, (1.3)

      где Мпр прямые материальные затраты, млн р.; Епр - материалоемкость продукции по прямым материальным затратам, р.; Кмз - коэффициент соотношения всех материальных затрат и прямых материальных затрат.

      Для расчета влияния факторов первого  порядка можно использовать как традиционные приемы анализа - элиминирование, так и математические приемы, например логарифмирование и интегрирование.

      Использование одного из известных приемов элиминирования - приема цепных подстановок - предполагает расчет следующей подстановки: материалоемкость по плану при фактическом соотношении всех материальных затрат и прямых материальных затрат (Ем ):

      Ем’ = , (1.4)

      Где - материалоемкость продукции по прямым материальным затратам по плану, р;

            - фактическое соотношение всех  материальных затрат и прямых  материальных затрат.

 

          

      2. Анализ эффективности  использования материальных ресурсов на ОАО «МЗКТ» 
 

      2.1. Характеристика предприятия  (история создания, виды деятельности, номенклатура производимой продукции, численность персонала, объемы производства, прибыль и т.д.) 
 
 

      История завода начинается с 9 августа  1944  года,  когда Государственный  комитет  обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов.  С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из  ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.

       Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ) выделился из состава Минского автомобильного завода в 1994 году, и стал государственным предприятием, находящимся в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Завод  является самостоятельным субъектом хозяйствования с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия. Республика Беларусь гарантирует соблюдение прав законных интересов Минского завода колёсных тягачей.

    Производственная  деятельность Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ) сконцентрирована на изготовлении и продаже потребителям специальной автомобильной техники, поставках её на экспорт в страны дальнего зарубежья и СНГ, а также выпуске и реализации запасных частей к автомобилям и плугов.

       По стоимости производственных фондов, численности работающих и объёму производства продукции МЗКТ входит в десятку крупнейших заводов среди машиностроительных предприятий Республики Беларусь. В настоящее время завод имеет портфель заказов и занимает свою нишу среди производителей аналогичной продукции.

    С целью наращивания производства продукции и стабилизации экономических  результатов за счёт расширения рынков сбыта товаров в странах дальнего зарубежья,  на ближайшую перспективу  на заводе разработаны меры по техническому перевооружению производства, что позволит сохранить и повысить конкурентоспособность тягачей и другой автомобильной техники на мировом рынке. Основой выполнения предусмотренных мер по развитию производства новой техники является развитие экспериментальной базы.

    В структуре предприятия имеется 10 цехов основной деятельности, 3 цеха вспомогательной деятельности, 15 функциональных управлений, 18 отделов, военизированная  охрана, экспериментальный цех, исследовательский  цех, ремонтно-механический цех.

    Предметом деятельности ОАО «МЗКТ» является производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, в том числе и специального назначения, комплектующих изделий, деталей и запасных частей, а также выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции.

      Среди основных достижений ОАО «МЗКТ» можно выделить следующее:

  1. значительное расширение за последние несколько лет модельного ряда выпускаемой продукции с повышением ее технического уровня.
  2. постоянная работа по модернизации освоенной продукции, приведение ее в соответствие с постоянно возрастающими требованиями международных стандартов;
  3. сертификация системы управления качеством предприятия на соответствие требованиям международного стандарта качества ISO 9001;
  4. сохранение освоенных рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье;
  5. завоевание новых рынков сбыта стран дальнего зарубежья;
  6. наличие дилерской сети и послепродажное обслуживание поставляемой продукции;
  7. выпускаемая продукция завода известна на рынках СНГ и внешних рынках как продукция с высоким уровнем конкурентоспособности;
  8. сохранение высококвалифицированных кадров конструкторов, технологов, производственных рабочих и руководящего состава, привлечение молодых кадров.

      Важными факторами обеспеченности предприятия  материальными ресурсами являются правильность расчета потребности в них, рационально организованное материально-техническое снабжение и экономное  использование материальных ресурсов в процессе  производства автотехники.

      В 2012 году предполагается значительное  увеличение объема выпуска автотехники, разработка новых модификаций автомобилей, что потребует привлечения дополнительных материальных ресурсов и приведет к росту потребности в закупаемых сырье, материалах и комплектующих.

      В условиях интенсификации производства недопустимы потери любых видов  ресурсов,   поэтому необходимо  дальнейшее совершенствование  работы по стабилизации финансово-экономического положения предприятия, начатой  в 2011 году.

      Шасси, самосвалы  и  седельные   тягачи   высокой   проходимости МЗКТ-79091, МЗКТ-75165, МЗКТ-79092, МЗКТ-7429, МЗКТ-74131, МЗКТ-742952 с колесной формулой 8х8 нового семейства "Волат" отличаются между собой компоновочными решениями.

      На  них устанавливаются двигатели  нового семейства ЯМЗ - 8424.10 мощностью 425-470 л.с., и ЯМЗ-8401 мощностью 650 л.с., механическая девятиступенчатая коробка передач  МЗКТ-65158 и четырехступенчатая гидромеханическая трансмиссия (ГМТ)  МЗКТ-74131.

      Гидромеханическая трансмиссия позволяет  значительно  облегчить управление   автопоездом,  снижает утомляемость водителя, обеспечивает неразрывность потока мощности, подводимой к колесам, и тем самым увеличивает проходимость автопоезда при движении в тяжелых дорожных условиях.

      На  седельном тягаче МЗКТ-742952 по просьбе заказчика установлен двигатель Daimler-Chrysler ОМ 502 LA мощностью 400 кВт (544 л.с.), гидромеханическая трансмиссия Allison HD4560PR, шины Michelin 25/65 R25XRB TL.

      Тягачи  МЗКТ оборудованы системой центральной  накачки  шин, которая позволяет регулировать давление в шинах при преодолении труднопроходимых участков местности. На автомобилях устанавливаются широкопрофильные шины 1500х600-635 модели ВИ-203 или 1600х600-685 модели ВИ -178АУ, обеспечивающие низкое удельное давление на дорогу.

      Кабина двухместная, цельнометаллическая, с двумя спальными местами.

      Рулевое управление двух передних осей  с  основной  и  дублирующей системами  гидроусилителя руля. Дублирующая система  позволяет управлять автомобилями при неработающем двигателе во время буксировки.

      Рабочая тормозная система двухконтурная,  привод рабочей тормозной системы  — пневмогидравлический,  обеспечивающий легкое и надежное управление тормозами. Установленный моторный тормоз-замедлитель выполняет роль вспомогательного тормоза.

      Седельно-сцепные устройства, устанавливаемые на тягачах, имеют три степени свободы, что обеспечивает устойчивость автопоезда при движении по местности с боковым креном до 15°.

      

Рис. 2.1 Структура выпуска продукции  на ОАО «МЗКТ»

Примечание: источник – собственная разработка

      В соответствии  с Положением о  порядке установления нормативного распределения выручки, утвержденного  Указом Президента Республики от 24 сентября 2002 года N493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Распоряжения Президента Республики Беларусь  56 от 11 февраля 2007 года  ОАО «МЗКТ»  предоставлено до 1 января 2011 года  нормативное распределение выручки, согласно которого  30 % денежных средств, поступающих на  их текущие счета (расчетные) в рублях РБ и в иностранной валюте направляется на платежи в бюджет (в том числе государственные внебюджетные фонды, включая Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения, и на погашение задолженности по ним). Оставшаяся часть 70 % денежных средств используется предприятием в определяемой  им очередности на приобретение сырья материалов, комплектующих изделий, выплату  заработной платы, погашение кредитов, оплату потребленных энергоресурсов и другие нужды. 

Таблица 2.1. Основные  показатели предприятия за период 2008-2010гг.

                                                                                            

Наименование  показателей Ед.

изм.

За предшествующий

год (период)

2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 2 3 4 5 6
1 Использование производственных мощностей % 40 43 46
2 Среднесписочная численность работающих чел. 4 011 3 856 4051
3 Годовой объем  производства в натуральном выра-

жении (по основным видам продукции):

       
  Автомобили  и тягачи шт. 285 306 333
  Прицепы и полуприцепы шт. 25 63 116
  Автотехника   310 369 449
  Темпы к предыдущему  году % 87,1 119,0 121.7
4 Годовой объем  производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) без налогов млн.руб. 59 776 87 115 104 137
4.1 Темпы к предыдущему  году % 108,4 126,4 118.1
5 Полные издержки на произведенную продукцию         
  (работы, услуги), всего: млн. руб. 68 147 89 850 97 993
    в том  числе:        
  материальные  затраты млн. руб. 32 466 46 557 43 753
  расходы на оплату труда млн. руб. 18 822 24 220 32 059
  отчисления  на социальные нужды млн. руб. 7 013 8 549 11 499
  амортизация основных средств и нематериальных активов млн. руб. 1 973 2 397 2 525
  прочие затраты млн. руб. 7 873 8 127 8 157
5.1. Из полных издержек: 100%      

Информация о работе Оценка резервов снижения себестоимости продукции за счет экономии материальных ресурсов