Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:34, доклад
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
Введение *
1. Понятие о конкурентоспособности предприятия *
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия *
3. Оценка конкурентоспособности предприятия *
Заключение *
Список используемой литературы *
2. Привычностью
марки товара. Потребители конкретных
товаров ориентированы на
3. Фиксированными
затратами, связанными с
4. Затратами
на новые основные фонды,
5. Доступом к системе товародвижения.
Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
6. Доступом к
отраслевой системе снабжения.
В данной области существуют
те же барьеры, что и в
случае с системой
7. Отсутствием
опыта производства данного
8. Возможными
ответными действиями
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. Например, в шестидесятые годы нашего века химическая промышленность начала выпуск высокопрочных дешевых пластмасс, которые стали вытеснять металл из машиностроения, строительства и др. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использования нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
1. Разнообразием
и высоким качеством
2. Наличием возможности смены поставщиков.
3. Величиной
затрат переключения
4. Величиной
объемов продукции, закупаемой
у поставщиков. Большие объемы
закупки сырья, материалов, комплектующих,
всего необходимого для
Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.
1. Возможностью
переключиться на
2. Затратами,
связанными с этим
3. Объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные
выше четыре группы факторов определяют
привлекательность отрасли и
целесообразность вести в ней
бизнес. Поскольку эти факторы
влияют на цены, издержки, инвестиции,
то они определяют уровень прибыльности
организаций данной отрасли. Исследования,
проведенные в указанных
Рассмотрим пятую группу факторов, характеризующих конкурентную борьбу в самой отрасли.
Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
При оценке конкурентоспособности
отдельных продуктов фирм-
Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров.
Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).
В ряде случаев
используются интегральный показатель
конкурентоспособности
1. Определяются отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для продуктов – конкурентов:
(расчеты ведутся в процентах),
где
Qi – показатель конкурентоспособности
по i–му параметру;
Pi – величина i–го параметра продукта;
Pio – величина i–го параметра для
продукта – эталона.
2. Рассчитывается
интегральный показатель
где
n – число оцениваемых параметров;
ai – вес i-го параметра.
Очевидно, что чем ближе приближается K к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.
При оценке конкурентоспособности
конкретного продукта его по приведенной
формуле можно сравнить с подобными
продуктами – конкурентами (образцами
– конкурентами), для которых
также было проведено подобное сравнение
с эталонным образцом, и сделать
вывод об их сравнительной
При выборе образца
– конкурента необходимо, чтобы
он и оцениваемый продукт были
аналогичными по назначению и условиям
использования и
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Оцениваются
продукты данной фирмы и ее
главных конкурентов на
2. Все исследуемые
продукты наносятся на поле
матрицы: качество-цена, используя
в случае необходимости в
3. Для всей
совокупности анализируемых
4. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.
5. По степени
концентрации продуктов фирм-
6. Исходя из
принципа предпочтительности
Оценка возможностей
фирмы позволяет построить
Рис. 2
Многоугольник
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.
На основе анализа
полученных оценок выявляются сильные
и слабые стороны конкурентной борьбы
по всем изученным направлениям конкурентоспособности.
Далее разрабатываются
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия