Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:34, доклад
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
Введение *
1. Понятие о конкурентоспособности предприятия *
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия *
3. Оценка конкурентоспособности предприятия *
Заключение *
Список используемой литературы *
Сегодня среди
составляющих конкурентоспособности
товара цена уже не доминирует. На лидирующие
позиции выходят
Рассмотрим понятие
конкурентоспособности с
Это очень важный критерий, характеризующий возможности фирмы существовать в рыночных условиях.
Понятие конкуренции (как и понятие качества) весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, олигополистическая, монополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимают: элемент рыночного механизма или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыль, получение заказа, или механизм регулирования пропорций общественного производства.
Нас интересует сейчас конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.
Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества.
Характеристики качества продукции не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.
Из сказанного
ясно, что в расчете
Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Достижение одновременного
улучшения качества и цены потребления
продажной цены и цены потребления
(продажной цены и затрат потребителя)
возможно в условиях организации
системы управления известной как
“всеобщее руководство
Регулирующая роль рынка, как известно, чрезвычайно жесткая: предприятия, которые не уделяют должного внимания качеству товара, рынок уничтожает. Разрушаются целые отрасли, не выдерживая конкуренции с западными и восточными фирмами, несмотря на протекционистскую таможенную политику государств.
Качество, как стратегия реформ, должно стоять выше приватизации, выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки. Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того, инвестиции без гарантий качества - потерянные деньги.
Инвестиции в
качество должны быть направлены, прежде
всего, на людей. Изменение взглядов,
принципов, получение новых знаний
- самая главная сегодня задача.
Закупка современных
Однако, что же
вкладывается в эти понятия? Согласно
международному стандарту ИСО 8402-080
качество продукции (услуги) - это совокупность
свойств и характеристик
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличия у производителя системы качества и сертификата на эту тему, выданного авторитетным сертифицирующим его органом.
Являясь важным
инструментом в борьбе за рынки сбыта,
качество обеспечивает конкурентоспособность
товара. Оно складывается из технического
уровня продукции и полезности товара
для потребителя через
Модель ценообразования
на совершенных рынках основывается
на отсутствии любых личных, временных
или пространственных предпочтений.
Это означает, что транспортные затраты,
затраты на доставку во всех случаях
одинаковы, а стоимость удовлетворения
потребности соответствует
Из вышесказанного следует, что политика цен понимается здесь в широком смысле. Отправной точкой является процесс принятия решения о покупке, при котором оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынке. С этой точки зрения можно легко прийти к единому мнению, что нет “цены в себе”, а всегда есть “цена на что-то”. Это делает понятие отношение “цена – качество” центральным элементом решений в рамках политики цен. Объектом решений является формирование отношения “цена – качество”, соответствующего требованиям рынка и целям предприятия.
Если под качеством понимается необходимая потребителю совокупность вех вещественных и нематериальных элементов и свойств продукта, то под ценой в широком смысле понимаются все субъективные или объективные затраты, связанные для потребителя с приобретением продукта - носителя качества. Цена может быть возмещена в денежной или натуральной форме, в форме каких-либо иных расходов покупателя.
Объективная оценка соотношения “цена – качество” осложняется проблемами измерения общей цены продукта, то есть общих затрат, связанных с его приобретением. Величина общей цены зависит от:
В зависимости от временного горизонта при расчете общей цены могут быть учтены следующие затраты:
Для принятия решений
о ценах определяющими
Ценообразование,
ориентированное на затраты. Политика
цен, ориентированная на затраты, исходит
из принципа покрытия всех или по крайней
мере значительной части затрат. Необходимая
информация берется из данных производственного
учета (расчета себестоимости). Калькуляция
является методическим средством, связывающим
расчеты себестоимости с
Ценообразование, ориентированное на потребителей. Предметом анализа при установлении цен является в этом случае готовность потребителей платить определенную цену (верхняя граница цен) и возможность дифференцирования цен. Если не учитывать необходимости оперировать ценами нижней границы цены, то при ориентации на потребителей нет непосредственной связи между затратами и установлением цен. Если потребители имеют представление о “правильной цене”, то ценообразование должно учитывать эти представления. Напротив, представления покупателей о “честных” ценах для многих новых продуктов образуются на основе требуемых за них цен.
Ценообразование, ориентированное на конкурентов. В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одну из стратегий. Это, во-первых, приспособление к рыночной среде; во-вторых, последовательное занижение цен; в-третьих, последовательно превышение цен, которое основывается на высоком имидже и качестве продукта. Для этого способа определение цен характерно, что продавец учитывает свои затраты поведение потребителей.
Политика цен,
ориентированная на конкурентов, часто
применяется при вводе новых
продуктов с целью быстрого привлечения
большого числа клиентов, использования
преимуществ массового
Представленные
варианты цен ни в коем случае нельзя
рассматривать как
Целью проведения
маркетинговых исследований позиции
предприятия в конкурентной борьбе
и конкурентоспособности его
отдельных продуктов является сбор
и анализ информации, необходимой
для выбора конкурентных стратегий.
Выбор последних определяется результатами
исследований следующих двух кругов
проблем. Во-первых, необходимо установить
привлекательность данной отрасли
в долгосрочной перспективе. Во-вторых,
необходимо определить конкурентные позиции
предприятия и его продуктов
по сравнению с другими
На рис.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: 1. Появление новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4.Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли. [7]
Рис. 1 Концепция конкуренции
Кратко рассмотрим эти конкурентные силы.
При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами:
1. Экономикой
масштабов. Обычно организации,
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия