Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:51, курсовая работа
Данная работа посвящена вопросу функционирования российских фирм на внутренних и мировых рынках. Она носит актуальный характер, так как касается целых стран, так и отдельных предприятий, фирм и т.д.
В качестве исследуемой компании я решил выбрать АвтоВАЗ, потому
что проблемы отечественной автомобильной промышленности сегодня волнуют многих граждан нашей страны: Каково ее положение сегодня и перспективы развития в будущем?
Введение 3
1 Конкуренция: сущность, понятие, виды. 5
1.1 Понятие конкуренции 5
1.2 Виды конкуренции 9
2 Анализ современного состояния и перспектив развития российской
автомобильной промышленности 13
2.1 Общая характеристика российской автомобильной промышленности 13
2.2 Сопоставление российской автомобильной
промышленности с мировым уровнем развития 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение А Динамика изменения рынка легких коммерческих автомобилей по годам 38
Приложение Б Динамика изменения рынка легковых автомобилей
по год. 29 Приложение В Динамика изменения рынка грузовых автомобилей
по годам 30
Приложение Г Сравнение отдельных показателей автомобильной промышленности в ведущих страна
Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорции общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса ставится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкурентный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить?
Конкуренция имеет огромное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводителя как бы контролирует друг друга. Их борьба за потребителя производит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно- технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренции может превратиться в разрушительную силу для экономики.
Конкуренция
представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
При
наличии конкуренции на рынке производителя
постоянно стремиться снизить свои производственные
затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате
повышается производительность, снижаются
издержки и компания получает возможность
уменьшить цены. Конкуренция также побуждает
производителей улучшать качества товаров
и постоянно увеличивать разнообразие
предлагаемых товаров и услуг. Таким образом,
производители вынуждены постоянно бороться
с конкурентами за покупателей на рынке
сбыта путем расширения и улучшения ассортимента
высококачественных товаров и услуг,
предлагаемых по низким ценам. От этого
выигрывает потребитель.
1.2 Виды конкуренции
По отношению к цене конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен»4. В свое время американская монополия «Кока - Кола» применила его при вторжении на рынке стран Латинской Америке, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая
конкуренция основана на предложении
товаров более высокого качества,
с большей надежностью и
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая
конкуренция – конкуренция
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из–за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренция также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Рынок
совершенной конкуренции
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типы: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono – один, oligos – несколько, poly – много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.
Идеальные
модели рынков почти не встречаются на
практике. Многообразие реальной экономической
жизни всегда состоит из переплетения
разных типов рынков, из их видовой трансформации
во времени и пространстве. Экономическая
теория выделяет чистые формы для изучения
наиболее характерных свойств каждой.
Наиболее распространенные типы рынков
и их характеристики наглядно просматриваются
в таблице:
Таблица
1 – Характеристики типов рынка
тип рынка | количеств субъектов рынка | однородность продукции | заменяемость товаров | взаимозаменяемость
субъектов рынка |
вход, выход на рынок | доли субъектов на рынке | |
продавцов | покупателей | ||||||
совершенная конкуренция | много | много | однородная | полная | нет | свободный | равные и небольшие |
монополистическая конкуренция | ограниченное | много | дифференцированная | Высокая степень | незначительная | ограниченный | доминирующее предприятие с малыми долями на рынке |
олигополия | несколько | много | однородная | высокая степень | значительная | ограниченный | крупные примерно равные |
монополия | один | много | однородная | нет | нет | блокирован | 100% |
Необходимо
отметить, что возможности покупателей
и продавцов равны только при чистой
конкуренции. При всех остальных типах
рынков влияние продавцов оказывается
больше влияния, достигая минимума при
чистой монополии.
2
Анализ современного
состояния и перспектив
развития российской
автомобильной промышленности
2.1 Общая характеристика российской автомобильной промышленности
Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.
В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек.
Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России
|
Общие производственные мощности по выпуску автомобильной техники в России на конец 2008 года составили 2602,5 тыс. штук в год (против 2239 тыс. шт. на начало года). При этом наибольшее относительное увеличение производственных мощностей произошло в сегменте производства автобусов – за счет технического перевооружения действующих мощностей и роста производительности. Рост производственных мощностей в сегментах производства легковых и грузовых автомобилей обусловлен как проведенным техническим перевооружением, так и вводом новых мощностей.
Данные статистики подтверждают тот факт, что, с одной стороны имеющиеся производственные мощности, не могут обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны, в большинстве своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и изношенности производственной инфраструктуры.
Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики.
Динамика рыночной ситуации по основным сегментам автомобильного производства представлена на рисунках в приложении А-В.
В то же время экспертные оценки перспектив изменения рынка автомобильной техники в России, проведенные с учетом анализа автомобильного парка, уровня обеспеченности населения и транспортного комплекса в целом, свидетельствуют о его тенденциях к значительному росту в долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013-2014 годам.
В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей автомобилей (ОЕМ) присутствуют 4 основных типа предприятий:
1) традиционные
российские производители (ОАО «АВТОВАЗ»,
предприятия «Группы «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ»,
АМО «ЗИЛ» и др.) – характеризируются наличием
изношенной производственно-
2) российские
сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто»,
ООО «Тагаз», предприятия группы «Соллерс»
и др.) – характеризуются относительно
современными технологиями и гибкостью
производства, западным стилем управления
неразвитостью собственного инжиниринга
и недостаточными масштабами производства
для увеличения локализации. Еще одной
проблемой является отсутствие прав на
интеллектуальную собственность (например,
как в случае с группой компаний «АВТОТОР»,
являющейся контрактным сборщиком автомобилей).
Информация о работе Оценка конкурентных преимуществ организации в современных условиях