Оценка конкурентных преимуществ организации в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросу функционирования российских фирм на внутренних и мировых рынках. Она носит актуальный характер, так как касается целых стран, так и отдельных предприятий, фирм и т.д.
В качестве исследуемой компании я решил выбрать АвтоВАЗ, потому
что проблемы отечественной автомобильной промышленности сегодня волнуют многих граждан нашей страны: Каково ее положение сегодня и перспективы развития в будущем?

Содержание

Введение 3
1 Конкуренция: сущность, понятие, виды. 5
1.1 Понятие конкуренции 5
1.2 Виды конкуренции 9
2 Анализ современного состояния и перспектив развития российской
автомобильной промышленности 13
2.1 Общая характеристика российской автомобильной промышленности 13
2.2 Сопоставление российской автомобильной
промышленности с мировым уровнем развития 20
Заключение 24
Литература 25
Приложение А Динамика изменения рынка легких коммерческих автомобилей по годам 38
Приложение Б Динамика изменения рынка легковых автомобилей
по год. 29 Приложение В Динамика изменения рынка грузовых автомобилей
по годам 30
Приложение Г Сравнение отдельных показателей автомобильной промышленности в ведущих страна

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 4 курс.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕР (ТГУ)

     Филиал  ТГУ г. Прокопьевске

     Экономический факультет 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Оценка  конкурентных преимуществ организации в современных условиях.

     Макарова  Алена Валерьевна 
 
 

                             Руководитель:

                    старший преподаватель

                    ______  Е.Г. Алдохина                                                                                              Автор работы:

                    Студентка 4курса ЭФ

                    ПФ  ТГУ группы 907

                       _________А.В.Макарова 
                   
                   
                   

     Прокопьвск 2011 

     Оглавление 

     Введение                                                                                                      3

1 Конкуренция: сущность, понятие, виды.                                                           5        

     1.1 Понятие конкуренции                                                                            5

     1.2 Виды конкуренции                                                                                  9

2 Анализ современного состояния и перспектив развития российской         

автомобильной промышленности                                                                        13

     2.1 Общая характеристика российской автомобильной промышленности                                                                                                   13

          2.2 Сопоставление российской автомобильной

промышленности  с  мировым уровнем развития                                               20

     Заключение                                                                                                 24

     Литература                                                                                                   25

Приложение А Динамика изменения рынка легких коммерческих автомобилей по годам                                                                                           38

Приложение Б  Динамика изменения рынка легковых автомобилей

по год.                                                                                                                     29                Приложение В  Динамика изменения рынка грузовых автомобилей

по годам                                                                                                                  30

Приложение Г  Сравнение отдельных показателей  автомобильной промышленности в ведущих страна                                                                    31

                                                                             

       
 
 
 
 
 

     Введение 

     Данная  работа посвящена вопросу функционирования  российских  фирм  на внутренних и мировых рынках. Она носит актуальный характер, так как касается целых стран, так и отдельных предприятий, фирм и т.д.

          В качестве исследуемой компании я решил выбрать АвтоВАЗ, потому

что проблемы отечественной автомобильной промышленности сегодня волнуют многих граждан нашей страны: Каково ее положение сегодня и перспективы развития в будущем? Сможет ли она выдержать конкуренцию с иностранными автопроизводителями, стремительно проникающими на Российский рынок? И, наконец, стоит ли вводить протекционистские меры или, наоборот, снижать барьеры для иностранных компаний для привлечения инвестиций? Ответы на эти вопросы неоднозначны, и во многом зависят от реального состояния и потенциала компаний на сегодняшний момент, которые в свою очередь определяются их маркетинговой политикой.       

      В этой курсовой работе рассмотривается автомобильный рынок

России  на период 2009-2010 года с разных сторон: его игроков, тенденции, возможности и угрозы; положение на нем АвтоВАЗа, перспективы его развития, те стратегии, которые использует компания на данный момент, и на что, на мой взгляд, ей следует сделать упор в ближайшем будущем.

     Эта тема широко обсуждается  в периодической специализированной  литературе.

     Например, статья Гурькова И., Аврамова Е., Табулова В. «Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий/ по результатом массового опроса их руководителей»1, позволяет проследить состояние сегодняшних предприятий, понять их проблемы и основные планы на будущее.

     Так - же большой объем данных находится во всемирной сети Интернет и в справочно-информационной системе «КонсультантПлюс».

     На  основе всего этого были поставлены главные цели работы:

     - определить понятие конкуренции, изучить ее виды и особенности;

     - на  примере  крупнейший  отечественных фирм Автоваз, дать анализ конкурентоспособности;

     - выявить пути повышения конкурентоспособности фирмы Автоваз.

     Для достижения цели будут поставлены задачи: изучение  экономической литературы; изучение последних изменений в законодательстве по данной теме; просмотрю периодические издания и данные всех экономических и политических заседаний.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1 Конкуренция: сущность, понятие, виды.                                                  

     
    1.   Понятие конкуренции
 

     Прочность положения фирмы на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможности вести  конкурентоспособную борьбу.

     Конкуренция – это соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшее условия производства, купли  и продажи товаров2.

     С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие  конкурентоспособности применяют  как к товарам (услугам), так и  к предприятиям, компаниям и другим организациям.

     Конкурентоспособность товара - это его относительная  характеристика, которая отражает отличие  данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности; во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезность (качество, эффект от использования и т.п.);

     - определяющие затраты потребителя  при удовлетворении его потребностей  посредством данного изделия  (затраты на приобретение, использование,  техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     - конкурентоспособность предложения  (способ продвижения продукции  на рынок, условия поставки  и платежа, каналы сбыта, сервисное  обслуживание и т.д.)3.

     Параметры конкурентоспособности продукции  подразделяются на:

     1) нормативные, соответствие товара стандартам, техническим условиям, законодательству;

     2) технические, технологические свойства  товара, определяющие область его  применения, надежность, долговечность,  мощность и т.д.;

     3) экономические, уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления;

     4) организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

     Категории "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия" взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является решающим фактором в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде может привести к разорению производителя). Будучи тесно взаимосвязанными, эти категории имеют и существенные различия:

     1) конкурентоспособность товара оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем его жизненному циклу, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду его функционирования;

     2) конкурентоспособность товара рассматривается применительно к каждому его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;

     3) анализ уровня конкурентоспособности  предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - прерогатива потребителя.

       Для понимания конкурентной структуры нужно выделить ее положительные и отрицательные стороны.

     Положительные стороны конкуренции:

     - конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

     - конкуренция требует совершенствовать технику и технологию;

     - конкуренция стимулирует повышение качества товара;

     - конкуренция заставляет снижать затраты и цены;

     - конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

      - конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

     - конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

     - конкуренция вводит новые формы управления.

     Отрицательные стороны конкуренции:

     - при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

     - многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

     Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

     а) при его производстве:

     - производительность труда;

     - уровень налогообложения;

     - внедрение научно- технических разработок;

     - размеры прибыли предприятия;

     - величина оплаты труда.

     б) при его потреблении:

     - продажная цена товара;

     - качество.

Информация о работе Оценка конкурентных преимуществ организации в современных условиях