Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа
Кадры предприятия - это высококвалифицированные работники, обладающие определенными производственными навыками и, как правило, высоким уровнем мастерства в избранной сфере деятельности, имеющие постоянные длительные отношения с трудовым коллективом, представляющие интерес для работодателя и не склонные к нарушению трудовой дисциплины либо к потенциальной текучести, возможно являющиеся акционерами предприятия В современных условиях могут "выжить" лишь те фирмы, которые осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой степени касается и кадровой политики организации.
Введение
Глава 1. Кадровая политика предприятия.
1.1 Содержание, цели, задачи и оценка выбора кадровой политики и самих кадров предприятия.
1.2 Основные понятия и категории кадровой политики предприятий.
1.3 Совершенствование кадровой политики
Глава 2.Анализ и оценка кадровой политики ООО «ПРОДСервис-НН»
2.1 Экономико-организационная характеристика объекта исследования.
2.2 Количественная и качественная характеристика кадровой политики ООО «ПРОДСервис-НН»
2.3 Анализ кадровой политики и выявление проблемуправления персоналом ООО «Продсервис-НН»
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на улучшение кадровой политики и развитие кадрового потенциала ООО «ПродСервис-НН»
Заключение.
Список литературы
Каждый вновь принятый в компанию сотрудник получает "Справочник новичка" он разработан и введен в использование для наиболее эффективного и оперативного ознакомления вновь принятых сотрудников с информацией о структуре компании, её истории, направлениях бизнеса, руководителях, корпоративном кодексе и корпоративных стандартах, а также образцами необходимых документов и списком "нужных" телефонов.
В первые две недели работы все новые сотрудники посещают обучающее мероприятие "Продсервис-НН - моя компания", где получают более подробную информацию о структуре компании, направлениях ее деятельности, знакомятся с корпоративной культурой.
За каждым вновь принятым сотрудником закрепляется наставник, который составляет для своего стажера программу стажировки и осуществляет контроль и помощь в ее реализации.
По итогам прохождения срока стажировки, через 3 месяца, сотрудники подлежат процедуре оценки, на которой комиссия принимает решение об успешности прохождения программы стажировки и дает рекомендации на дальнейшее развитие.
Анализ текучести по стажу работы за вторую половину 2011 года показывает, что за данный период в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось количество увольнений сотрудников, в период испытательного срока, что говорит в пользу введенной программы по адаптации сотрудников.
Система мотивации персонала ООО "Продсервис-НН" представляет собой совокупность систем материального и нематериального стимулирования сотрудников. Система мотивации персонала состоит из следующих компонентов:
· система прямой материальной мотивации;
· система косвенной материальной мотивации;
· система нематериальной мотивации.
Система прямой материальной мотивации персонала состоит из базового оклада и премиальных (переменная часть заработной платы и премия из фонда руководителя).
Базовый оклад - это постоянная часть заработной платы работника, премиальные - это переменная часть заработной платы сотрудника, которая может быть пересмотрена.
Таким образом, система прямой материальной мотивации фактически есть ни что иное, как система оплаты труда. Для специалистов и линейных менеджеров базовый оклад составляет 50% заработной платы, 50% - премиальные за выполнение специальных задач. Для среднего и топ-менеджмента базовый оклад - 100%, премиальные - 200%. Так же при наличии дополнительных средств в ФОТ руководитель может выписать сотруднику "премию из фонда руководителя" по результатам работы за определенный период или за достижение отличных результатов деятельности.
Таким образом, прямой материальной мотивацией в ООО "Продсервис-НН" является заработная плата, которая зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затрачиваемого труда.
Система косвенной материальной мотивации - это так называемый компенсационный пакет (соцпакет), предоставляемый работнику. Компенсационный пакет - это бенефиты, предоставляемые сотруднику организации в зависимости от уровня его должности, профессионализма, авторитета.
Систему косвенного материального стимулирования анализируемого предприятия можно разделить на два блока:
· обязательные бенефиты - регламентируются трудовым законодательством (оплата больничных листов, оплата ежегодных отпусков, обязательное медицинское страхование отчисления на обязательное пенсионное страхование);
· добровольные бенефиты - используются работодателем на добровольной основе в соответствии с положением о социальных выплатах и льготах работникам ООО "Продсервис-НН", размер выплат корректируется ежегодно (бракосочетание, рождение ребенка, сильное повреждение или утеря имущества, смерть родственника 1-го круга).
Система нематериальной мотивации - это совокупность внешних стимулов немонетарного характера, которые используются в организации для поощрения эффективного труда сотрудников. Практический опыт показывает, что зарплата и используемая система бенефитов (соцпакет) не всегда являются решающим фактором повышения заинтересованности сотрудников к работе в тои или иной организации. Очень важным условием для решения данной задачи является использование методов нематериального стимулирования. В ООО "Продсервис-НН" используются традиционные методы нематериального стимулирования, такие как:
· обеспечение карьерного роста сотрудников (бесплатное обучение, движение "вверх" по карьерной лестнице с повышением занимаемого статуса);
· приоритет при планировании отпуска;
· устная и/или письменная благодарность за эффективную работу по итогам работы за полгода и год, ценные призы (за полгода благодарность вручается при общем собрании коллектива структурной единицы генеральным директором, за год - на Новогоднем корпоративном мероприятии группы компаний (600 чел), так же вручаются ценные призы. Само Новогоднее мероприятие так же является методом нематериального стимулирования, т.к. полностью за счет компании);
· доска почета (представление на сотрудника для размещение на доске почета вносит руководитель структурной единицы каждые полгода на имя генерального директора. Представление включает в себя: резюме сотрудника, результаты деятельности за год, обоснование для размещения на доске почета);
Оценка результатов опроса сотрудников показала - большинство сотрудников неудовлетворенны имеющейся системой мотивации персонала на предприятии. На вопрос анкеты "Какие методы мотивации, по Вашему мнению, имеют место в вашей организации?" ответы разделились следующим образом (рис.9).
Сотрудники предприятия чаще всего поощряются: материально и морально - 14%, материально - 10%, морально - 64%, не поощряются - 12% респондентов.
По мнению респондентов разрыв между методами мотивации руководителей предприятия и его персонала очевиден (так ответили - 72% опрошенных). Руководящий персонал чаще поощряется материально - премии, доплаты. Размер доплат выше, чем у персонала предприятия.
По мнению большинства на предприятии необходимо ввести доплаты за выполнение и перевыполнение плана, повысить как уровень заработной платы и социальных доплат.
Рис.9. Применяемые методы мотивации в ООО "ПродСервис-НН",%
Изменить систему мотивации хотели бы 76% респондентов, причем были мнения, что необходимо повысить как уровень заработной платы, так и улучшить систему премирования. 84% респондентов считают, что мотивация персонала ключевой фактор деятельности всей организации. При этом 88% опрошенных считают, что моральные методы мотивации в современных условиях не потеряли своей важности и актуальности.
Таким образом, проведенное исследование показало, что персонал предприятия в целом неудовлетворительно оценивает систему мотивации на предприятии и отмечает необходимость ее пересмотра и совершенствования.
О неудовлетворительной работе системы мотивации говорят следующие симптомы:
· Непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника в соответствием с его вкладом в общий результат;
· Преобладание негативной мотивации;
· Текучесть персонала по причине неудовлетворенности уровнем оплаты труда;
· Сложность в привлечении квалифицированных специалистов на вакантные должности;
· Неконкурентоспособность компании на рынке труда по ряду позиций, зарплаты по некоторым позициям находятся ниже рыночного коридора;
· Снижение имиджа привлекательного работодателя компании.
Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик сотрудников требованиям должности или рабочего места.
В ООО "ПродСервис-НН" оценка персонала проводится посредством аттестации.
Аттестация - процедура комплексной оценки сотрудников, которая проводится с целью определения соответствия сотрудника занимаемой должности, а так же результативности его труда, которая включает в себя оценку профессиональных знаний и навыков, индивидуально-личностных качеств и корпоративной компетентности. По итогам прохождения процедуры аттестации разрабатывается план индивидуального развития сотрудника, его материальной и нематериальной мотивации.
С 2007 года в компании разрабатывалось и внедрялось положение о порядке проведения аттестации.7 сентября 2009 года генеральным директором утверждена доработанная версия данного положения. Все сотрудники ООО "ПродСервис-НН" подлежат плановой аттестации 1 раз в 3 года.
В 2009 г. аттестацию прошли 35 сотрудников. Рассчитаем коэффициент охвата работников аттестацией (Кор):
Кор = Чат / ССЧ * 100%,
где Чат - численность работающих, прошедших аттестацию.
ССЧ - среднесписочная численность сотрудников.
Кор = 35/292*100%=11.98%
При условии прохождения аттестации всех сотрудников организации 1 раз в 3 года нормативное значение Кор = 33%. Значение показателя по итогам 2009 г. ниже нормативного. Это свидетельствует о несоблюдении графиков плановой аттестации, что связано с различными факторами:
· Не учитываются объективные показатели работы (KPI);
· Неудовлетворительная работа системы мотивации, отсутствие соответствия уровня оценки по итогам аттестации и уровня оплаты труда;
· Ограничены возможности карьерного роста, отсутствие кадрового резерва;
· Недостаточное понимание целей, задач и возможностей оценки персонала руководителями высшего и среднего управленческого звена.
Анализ кадровой политики ООО "ПродСервис-НН" выявил следующие проблемы в управлении персоналом:
· Отсутствие кадрового резерва;
· Непрозрачная и несправедливая модель компенсаций и вознаграждений каждого работника в соответствии в выполняемым функционалом, статусом позиции, ответственности в рамках компетенций, с вкладом в общий результат;
· Необъективность оценки по итогам аттестации, не учитываются объективные показатели работы (KPI).
Кадровая политика в целом характеризуется как открытая, превентивно авантюристическая с предпосылками к рациональной.
Следующим шагом после проведения диагностики кадровой политики ООО "ПродСервис-НН" будет разработка плана мероприятий, направленных на создание эффективной интегрированной системы управления кадровым потенциалом. Данный план мероприятий предполагает разработку и внедрение следующих направлений:
1. KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности);
2. Система грейдирования;
3. Формирование кадрового резерва
Внедрение эффективной системы мотивации персонала - переход от обычной системы оплаты труда к системе стимулирования результативности работы персонала, решение проблемы оптимального соотношения между фиксированным окладом и премиями, дает возможность оказывать эффективное воздействие на деятельность каждого сотрудника и быть уверенным в его преданности общему, корпоративному делу.
Среди наиболее распространенных решений, способствующих повышению прозрачности системы оплаты труда, HR-консультанты называют разработку ключевых показателей эффективности (KPI), систему грейдов и систематические процедуры оценки персонала, которые позволяют избежать многих ошибок, возникающих при построении системы мотивации.
Проект по разработке и внедрению системы показателей эффективности (KPI) может длиться до полутора-двух лет, в зависимости от масштабов компании. На первом этапе необходимо создать управляющий совет проекта, куда войдут несколько членов высшего руководства, директор службы персонала, директор корпоративного университета и, возможно, приглашенный консультант. В ходе реализации проекта работают несколько рабочих групп. Длительность работы каждой группы варьируется от 1 до 3 месяцев.
Проведение работы по формированию показателей эффективности разумнее вести сначала в пилотных подразделениях, представляющих определенные блоки (производство, продажи, сервис и др.). Это позволяет отработать ключевые точки технологии разработки КРI для остальных подразделений и обнаружить дополнительные эффекты.
При этом в процессе разработки КРI возникают полезные дополнительные эффекты с точки зрения "наведения порядка" внутри подразделений. Например, производится уточнение функционала, зон ответственности и целей подразделений, оптимизация процессов внутри и оптимизация взаимодействия между подразделениями.
Обобщив весь опыт работы пилотных проектных групп, выделяются ключевые точки технологии разработки КРI, отраженные в таб.7.
Таблица 7. Ключевые точки технологии разработки КРI в компании
Технология работы | Содержание |
Разработка функционала | определить функции, цели, задачи проекта персонала подразделений. |
Разработка показателей | название процесса; стандартное время на обработку; возможные ошибки в данном процессе; способ получения информации, варианты сравнений (время, объем); приемлемый, допустимый (на сегодня) уровень ошибок. |
Мониторинг процессов. | выявление стандартного времени на выполнение типовых операций; выявление типов ошибок; критерии выявления ошибок. описание процессов "как есть", "как должно быть"; сбор ошибок и фиксирование времени операций в подразделениях (филиалах); фиксация теоретически возможного уровня ошибок; |
Поиск/установка стандартов, нормативов, приемлемых значений | разработка показателей в рамках модели KPI; определение "стартовых нормативов" численных значений KPI для улучшения эффективности. |
Разработка методик измерения и расчета показателей. | презентация показателей КРI и их численных значений для всего блока подразделений. |
Мониторинг показателей, проведение оценки по новым показателям КРI. | обучение ответственных технологии мониторинга; корректировка показателей и нормативных значений KPI по результатам мониторинга; выделение подразделений с уровнем KPI ниже и выше нормативного. |