Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание

Введение 3
1 Понятие инновационной деятельности и показатели ее эффективности. 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия 10
2 Анализ экономической эффективности инновационной деятельности на предприятии (ОАО «МЗКТ»). 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии 22
2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии 26
3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности 30
3.1 Формирование инновационной стратегии предприятия 31
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии.docx

— 71.59 Кб (Скачать)

В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые  производственные площади, на которых  разместился механосборочный цех  №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей. 29 марта 1959 года был собран первый серийный тягач МАЗ-537 опытной партии машин.

В 1960 году сборка тягачей на площадях МСЦ-3 была выделена в самостоятельный цех  сборки и испытания автомобилей (ЦСИА-2), который в 1962 году был переведен  на новые производственные площади.

21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС  и Совета Министров СССР Минскому  автозаводу поручалась разработка  конструкции, проведение опытно-конструкторских  работ и постановка на производство  многоосных автомобильных шасси  для размещения агрегатов первого  в стране ракетного комплекса  оперативно-тактического назначения "Темп-С". В 1962 году было начато  производство нового четырехколесного  шасси высокой проходимости МАЗ-543.

В связи  с необходимостью высвобождения  производственных мощностей для  изготовления новых шасси МАЗ-543 чертежно-техническая документация, разработанная СКБ-1, была передана на КЗКТ (г.Курган) изготавливаемых  серийно тягачей МАЗ-535 в 1961 году и МАЗ-537 в 1964 году, а также прошедшего Государственные испытания тягача МАЗ-538 в 1964 году, на МоАЗ (г.Могилев) - семейства тягачей МАЗ-529 в 1959 году и на ЯМЗ (г.Ярославль) - двигателя V-12 в 1959 году.

В 1970 году в связи с развитием работ  по созданию наземного оборудования для ракетных комплексов был утвержден  проект реконструкции спецпроизводства, по которому в 1971 - 1979 годах были построены и сданы в эксплуатацию механосборочный корпус №2 (МСК-2) площадью 108 тыс. кв.м, сдаточный корпус площадью 18,5 тыс кв.м, корпус испытания тормозов площадью 4 тыс. кв.м и административно-бытовые корпуса №1 (АБК-1) и №2 (АБК-2). В МСК-2 были размещены цехи: механосборочные №3, №4, №6, рамно-прессовый №2, термический №3, ЦСИА-2 и ремонтный, в АБК-1 и АБК-2 - службы цехов и служба управления спецпроизводством. Все цехи производства были оснащены универсальным и высокопроизводительным специальным оборудованием, в том числе станками с числовым программным управлением, необходимой технологической оснасткой, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными инструментами и приборами.

10 апреля 1975 года специальное производство  приказом директора завода №183 было выделено в хозрасчетное  на самостоятельном балансе производство  специальных колесных тягачей  (ПСКТ).

До конца 80-х годов основной продукцией ПСКТ были шасси и тягачи, выпускаемые  для нужд Министерства обороны СССР, которые стали транспортной базой  тяжелых комплексов вооружений, в  том числе и ракетных комплексов оперативно-тактического назначения "Темп-С", "Эльбрус", комплексов противовоздушной обороны "С-300", ракетных систем залпового  огня "Смерч", комплексов береговой  обороны "Берег", "Рубеж", ракетных стратегических "Темп 2С", "Пионер", "Тополь", транспортной базой для командно-штатных пунктов, размещения и транспортировки радиолокационных средств и другого оборудования. Были разработаны и выпускались автопоезда для перевозки крупных неделимых грузов грузоподъемностью 75 и 100 тонн.

В связи  с возросшей номенклатурой выпускаемой  техники и увеличением объемов  ее производства в 1978 году был разработан проект расширения и реконструкции  ПСКТ во исполнение которого в 1979 - 1986 годах  были построены и введены в  эксплуатацию механосборочный корпус №3 (МСК-3) площадью 44,5 тыс. кв.м. и административно-бытовой  корпус АБК-3. В МСК-3 были размещены  МСЦ-7 и МСЦ-4, организован цех гибких производственных систем, в котором  были смонтированы и сданы в эксплуатацию 39 обрабатывающих центров, управляемых  ЭВМ.

В 1982 году Советом Министров СССР было принято  решение о создании транспортера большой грузоподъемности по теме "Целина" и строительстве конструкторско-экспериментальной  базы (КЭБ) спецпроизводства. В 1984 - 1987 годах были разработаны и изготовлены опытные образцы уникальных транспортеров по комплексу "Целина" и шасси для самоходных агрегатов комплексов "Cкорость" и "Курьер".

В 1993 году на площадях сданной в эксплуатацию во второй очереди КЭБ разместились исследовательский центр (ИЦ) и цех  запасных частей (ЦЗЧ).

В 1992 году в связи с прекращением заказов  для нужд Министерства обороны на заводе была разработана и принята  программа конверсии, направленная на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения для различных отраслей народного хозяйства как Республики Беларусь, так и стран СНГ.

Используя накопленный опыт создания колесных шасси и тягачей, модельный ряд  которых характеризуется количеством  управляемых осей от 1 до 12, грузоподъемностью  от 12 до 220 тонн и двигателями мощностью  от 121 до 1104 кВт (165 до 1500л.с.), были разработаны и поставлены на производство новое поколение автомобильной техники с колесной формулой 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х10, 12х12 для нужд народного хозяйства: дорожные и внедорожные бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов.

Новое поколение  автомобильной техники, выпускаемой  заводом, получило товарный знак "Волат".

Успешным  оказался дебют МЗКТ на международном  рынке. В 1997 - 2000гг. были выиграны в конкуренции  с известными мировыми производителями  два тендера на поставку автопоездов  для транспортировки тяжелой  гусеничной техники в ОАЭ и  Турецкую Республику.

Такие результаты были достигнуты благодаря тому, что  завод располагает мощным инженерно-техническим  потенциалом и современной производственной базой. Свыше 30% работников завода имеют  инженерно-техническое образование. Производственные цехи оснащены современным  технологическим оборудованием, в  том числе станками с числовым программным управлением. Организован  цех гибких производственных систем для обработки корпусных деталей  на обрабатывающих центрах. Испытательный  центр завода имеет необходимое  оборудование для проведения всех видов  лабораторно-дорожных и стендовых  испытаний разрабатываемой и  изготавливаемой автомобильной  техники, аттестован Органом по сертификации.

В 2001 году международным органом  по сертификации и Комитетом по сертификации и стандартизации Республики Беларусь МЗКТ были выданы "Сертификаты соответствия", удостоверяющие, что разработанная  и внедренная на заводе система менеджмента разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним соответствует требованиям ЕН ИСО 2001 и СТБ РБ ИС 9001.[13]

2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии 

Открытое  акционерное общество Минский завод  колесных тягачей является государственным  предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного  комитета Республики Беларусь.

Предметом деятельности ОАО "МЗКТ" является производство и реализация автомобильной  и прицепной техники.

В настоящее  время номенклатура изготавливаемой  техники включает:

  • автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;
  • седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40 - 100 тонн;
  • специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;
  • шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;
  • шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального оборудования;
  • прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;
  • запасные части к выпускаемой технике.[13]

Завод обеспечивает гарантийное и послегарантийное обслуживание, а также поставку запасных частей к выпускаемой продукции  в течение всего срока эксплуатации и способен разрабатывать и изготавливать автомобильную технику по требованиям самого взыскательного Заказчика.

В структуре  предприятия имеются 9 цехов основной деятельности, экспериментальный, ремонтно-механический, автотранспортный цех, испытательный  центр, 13 функциональных управлений, 15 отделов, военизированная охрана.

При решении  проблем организации и управления инновационной деятельности, формирования инновационной политики на предприятии, на первый план выходит необходимость  поиска, оценки и выбора важнейших  направлений действия или развития. Эти вопросы все дальше актуализируются  в результате стремления современных  предприятий к внедрению экономически эффективных инноваций, которые  достигаются прежде всего обоснованным выбором пути улучшения инновационной  привлекательности предприятия. Перед ОАО «МЗКТ» главным образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров. Для этого предприятие избрало инновационную стратегию развития.

В акционерном  обществе "Минский завод колесных тягачей" разработана, внедрена и  в марте 2001 года сертифицирована  международным органом по сертификации TUV CERT Thuringen e. V. (Германия) и Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь система менеджмента качества разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:1994 и СТБ ИСО 9001-1996. В марте 2007 года указанные организации по результатам ре-сертификационного аудита, а также инспекционного аудита в марте 2008 года подтвердили соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям DIN EN ISO 9001:2000 и СТБ ИСО 9001-2001. В марте 2010 система менеджмента качества прошла ре-сертификацию на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и СТБ ISO 9001-2009.

Главной задачей системы менеджмента  качества является удовлетворение требований потребителя путем её постоянного  совершенствования и предложения  потребителю продукции высокого качества, отвечающей его ожиданиями и даже превосходящей их.

Система менеджмента качества ОАО "МЗКТ" разработана на основе процессного  подхода и представляет собой  систему взаимосвязанных и взаимодействующих  процессов, управление которыми в соответствии с разработанной политикой и целями в области качества, является основой эффективной работы ОАО "МЗКТ". Основной бизнес-процесс "Разработка, производство, реализация и сервисное обслуживание автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним", представляет собой сеть процессов:

  • Ответственность руководства;
  • Менеджмент ресурсов;
  • Процессы создания продукции;
  • Измерение, анализ и улучшение.

В организации  принята Политика в области качества, намечены соответствующие ей измеримые цели в области качества, как на уровне организации, так и на уровне процессов и подразделений.

ОАО «МЗКТ» участвует в государственных программах:

  • Программа развития автомобильной отрасли Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы разработанной в целях реализации положений Программы социально-экономического развития промышленности Республики Беларусь за счет внедрения инновационных процессов в организациях отечественного автомобилестроения, карьерной и дорожно-строительной техники. Задание для ОАО «МЗКТ» представлено в таблице 2.3.1.
  • Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы"

Таблица 2.3.1 - Выдержка из перечня важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития республики Беларусь

Наименование проекта 

Организация-исполнитель

Сроки реализации, годы

Объемы финансирования, млн. рублей

Создание производства

гидромеханических

трансмиссий

ОАО "МЗКТ"

2011 - 2018

750000,0


Примечание – Источник  [14]

Перед автомобильной отраслью поставлены важнейшие задачи по созданию и освоению конкурентоспособной  продукции, которая по своим технико-экономическим  и потребительским свойствам  не должна уступать лучшим зарубежным аналогам.

 

3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности

Для внедрения  инновационных мероприятий на ОАО  «МКЗТ» необходимо в первую очередь создать такие организационные условия которые позволили бы решать все вопросы, связанные с прохождением проекта новой техники. Эффективная деятельность предприятия во многом зависит от четко налаженной организационной структуры.

Для успешного создания широкой  гаммы автомобильной, карьерной, дорожно-строительной техники и автокомпонентов в первую очередь необходимы проведение технического перевооружения организаций, модернизация действующих и создание новых высокотехнологичных производств.

Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии