Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:33, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
Введение 3
1 Понятие инновационной деятельности и показатели ее эффективности. 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности 5
1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия 10
2 Анализ экономической эффективности инновационной деятельности на предприятии (ОАО «МЗКТ»). 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии 22
2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии 26
3. Пути повышения эффективности инновационной деятельности 30
3.1 Формирование инновационной стратегии предприятия 31
Заключение 36
Список использованных источников 39
С общепринятой
точки зрения, казалось бы, что внутренняя
конкуренция – это нечто
Еще один
выигрыш от внутреннего соперничества
заключается в давлении, которое
оно создает для постоянного
совершенствования источников конкурентного
преимущества. Присутствие внутренних
конкурентов автоматически
В настоящее время на рынок вышло большое число компаний, предлагающих товары и услуги с приемлемым качеством по низким ценам. Эти компании кардинально меняют привычки людей любого возраста и достатка в том, что касается приобретения продуктов питания, одежды, авиабилетов, финансовых услуг. Лидеры целенаправленно фокусируются на предоставлении определенных наборов услуг, продвигают программы кобрэндинга (совместное продвижение брэндов) и умело используют ИТ-возможности и прикладных систем. Огромные масштабы потоков товаров и сопровождающие их объемы информации, требующей обработки, стимулируют отраслевых лидеров на поиск средств снижения издержек и внедрения инновационных решений. При этом в орбиту нового технологического комплекса могут быть введены и поставщики, и логистические компании. Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе. Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде [4]. Например, стратегия японских фирм характеризуется следующим [4]:
При данной
стратегии, отличающейся гибкостью, способностью
к адаптации, стремлением быть на
гребне изменений, объективно сказывается
потребность в умении отвоевывать
свое место на рынке. Единой стратегии
не существует. Каждая фирма уникальна,
поэтому и процесс выработки
стратегии специфичен, так как
зависит от позиции фирмы на рынке,
динамики ее развития, потенциала, поведения
конкурентов, характеристик производимого
ею товара или оказываемых услуг,
состояния экономики и др. В
то же время есть основополагающие
моменты, позволяющие выделить некоторые
обобщенные принципы выработки стратегии
бизнеса. Выбор стратегии бизнеса
осуществляет руководство фирмы
на основе анализа ключевых факторов,
характеризующих ее состояние и
состояние портфеля продукции. Из ключевых
факторов, прежде всего, исследуются
сильные стороны отрасли и
сильные стороны фирмы, являющиеся
зачастую решающими при выборе стратегии.
Необходимо стремиться к максимальному
использованию имеющихся
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников — важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего. Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.
Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д. Еще один ключевой фактор — интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам [4]. Обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая успешно управляет процессами во времени [4,с.70].
Заключительный этап выбора стратегии — ее оценка. Вся процедура, в конечном счете, сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям. К этим направлениям относятся [3, с. 56]:
Функциональные
стратегии разрабатываются
.
Открытое акционерное общество Минский завод колесных тягачей (ОАО "МЗКТ") является предприятием, специализирующимся на выпуске дорожных и внедорожных автомобилей большой грузоподъёмности и прицепной техники к ним, а также специальных колёсных шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов.
Предприятие обладает высоким экономическим и техническим потенциалом, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию высокого качества. Основные показатели деятельности ОАО «МЗКТ» представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1 – Основные показатели деятельности предприятия 2011 год
Чистая прибыль, млрд. рубл |
5,5 |
рентабельность продаж, % |
15,1 |
Средняя численность работающих, чел |
4190 |
средняя зарплата в декабре 2011 года при выработке на 1 работающего 100 млн рублей в год |
3769000 |
Объем инвестиций, млр. рубл |
12,5 |
Примечание – Источник собственная разработка
При задании 130,4 процента темп роста товарной продукции к 2010 году составил 174,1 процента. Темп роста экспорта — 115,9 процента. Положительное сальдо достигло почти 58 миллионов долларов. Рост выручки от реализации продукции к уровню 2010 года составил 166,3 процента.
Основными причинами высокой доли затрат на производство продукции в реализованной продукции, а значит и малой доли прибыли, а значит не возможности увеличения затрат на реализацию с целью сохранения конкурентоспособной цены, являются:
Перед ОАО "МКЗТ" главным образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров. Для решения проблемы расширения рынков предусматривается осуществление ряда мероприятий, в числе которых снижение себестоимости производимой продукции с целью снижения цены на продукцию предприятия и создания конкурентного преимущества.
В современных
условиях снизить себестоимости
на единицу продукции можно
ОАО «МЗКТ»
ведет отсчет своей истории с
23 июля 1954 года. В этот день приказом
директора Минского автозавода № 15сс
во исполнение Постановления Совета
Министров СССР от 25 июня 1954 года №
1258-563cc и приказов Министра автомобильного,
тракторного и
1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП). В 1956 году в ЦОПе был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535.
Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии