Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по инновационной политики ОАО «МПОВТ» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в условиях укрепления рыночных отношений; 2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационной продукции на предприятии;
3. Проанализировать состояние инновационной деятельности на ОАО «МПОВТ»;
4. Проанализировать организационную структуру управления инновациями на ОАО «МПОВТ»;
5. Разработать мероприятия по развитию инновационной деятельности совершенствованию организационной структуры управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1.ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ………………………………………………………. 5
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………………. 5
1.2 Роль инноваций в повышении эффективности производства. Инновационная стратегия предприятия ………………………………………...8
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МПОВТ»………………………………………... 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………...21
2.3 Анализ инновационной стратегии на предприятии……………………… 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОАО«МПОВТ»…………………………………………..29
3.1 Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельностью на предприятии……………………………... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..34

Работа содержит 1 файл

готовый КУРСАЧ по экономике предприятий отрасли.docx

— 70.15 Кб (Скачать)

3)приемлемость  риска, заложенная в стратегии.  Оценка оправданности риска проверяется  по трем направлениям: реалистичность  предпосылок, заложенных в основу  выбора стратегии; негативные  последствия для фирмы, к которым  может привести провал стратегии;  оправданность при возможном  положительном результате риска  потерь от провала в реализации  стратегии; 4)эффективность стратегии  оценивается по следующим показателям: - экономический эффект — воздействие  стратегии на массу и норму  прибыли, чистой прибыли, срок  окупаемости инвестиций, объем продаж  на внутреннем и внешнем рынке; - социальный эффект — влияние  на условия и привлекательность  труда, развитие культуры и  образования, качество жизни; 5) экологический  эффект — воздействие на степень  загрязнения окружающей среды,  комплексность использования природных  ресурсов; 6) технический (качественный) эффект — изменение уровня  новизны, качества, конкурентоспособности  продукции; 

7) системный  (синергический) эффект — дополнительный  доход от продажи и эксплуатации  взаимодополняющих и сопряженных  изделий, систем машин и т.п.  На основе проведенного анализа  и оценки возможных вариантов  принимается окончательное решение  о выборе наиболее целесообразной  стратегии [3, с. 57]. Функциональные  стратегии разрабатываются специально  для каждого функционального  пространства организации. Одной  из функциональных стратегий  является инновационная стратегия  предприятия. Стратегия НИОКР,  обобщающая основные идеи о  новом продукте — от его  первоначальной разработки до  внедрения на рынке. Имеет две  разновидности: - инновационную стратегию; - имитационную стратегию. Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки. Поэтому более популярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО «МПОВТ»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

       Открытое акционерное общество "МПОВТ" 220013, г. Минск, ул. Кульман, 1 (правоприемник Минского производственного объединения вычислительной техники). ОАО "MПОBT" является одним из ведущих предприятий радиоэлектронной отрасли Республики Беларусь, специализирующимся на выпуске конкурентоспособных на рынках стран СНГ и РБ средств связи и телекоммуникаций, средств информационных технологий, энергосберегающего оборудования (счетчиков и регуляторов воды и теплоты), электронных блоков для автотракторостроения, кассовых аппаратов и светотехнических изделий.

       Приоритетным направлением производственной деятельности ОАО «МПОВТ» является разработка и производство средств телекоммуникаций и связи. В наши дни открытое акционерное общество "МПОВТ" является одним из ведущих предприятий радиоэлектронной отрасли Республики Беларусь, специализирующимся на выпуске средств информационных технологий, энергосберегающего оборудования (счетчиков воды и теплоты), электронных блоков для автотракторостроения, конкурентоспособных на рынках стран СНГ и РБ средств связи и телекоммуникаций, кассовых аппаратов и прочей продукции.  

       В настоящее время ОАО «МПОВТ» производит широкую гамму продукции. Средства информационных технологий: - автомат для выдачи банкнот (банкомат); - платежно-справочное терминальное оборудование и оборудование для систем безналичных расчетов; - компьютерные классы; - программно-аппаратный проблемно-ориентированный комплекс. Системы и средства телекоммуникаций: - универсальные устройства вводно-коммутационных УВК-У; - кросса закрытого типа КЗТ; - интегральная сетевая платформа абонентского доступа (ИСПАД); - синхронный мультиплексор СММ; - станция прямой связи СПС; - интегральная цифровая система диспетчерской связи ДДС-М для железной дороги. Изделия внутриминистерской кооперации: -система универсального числового программного управления (УЧПУ); - производство контроллеров программируемых универсальных; - роторные замки; - реле-анализатор управления электро-факельным подогревом (МКП); - блок контроля ламп (БКЛ). Организационная структура управления предприятием ОАО «МПОВТ» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- организационная структура ОАО «МПОВТ»

 

 

 
 

       Управление ОАО «МПОВТ» осуществляется в соответствии с Уставом. Органами управления являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и генеральный директор. Высшим органом управления ОАО «МПОВТ» является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров состоит из акционеров или лиц, уполномоченных на то доверенностью, выданной им акционерами общества. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, заключает договора, издает приказы по предприятию, открывает в банках счета предприятия и выполняет целый ряд других функций. В непосредственном подчинении директора предприятия находятся восемь заместителей: по производству, по инвестиционным проектам, по социальному развитию, по маркетингу и перспективному планированию, по экономике, по кадрам, по качеству выпускаемой продукции, технический директор, а также ревизионная комиссия и отдел документационного обеспечения. Также в непосредственном подчинении у генерального директора находятся два структурных подразделения Завод вычислительной техники, Завод печатных плат.

       Основные показатели деятельности предприятия ОАО «МПОВТ» показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели деятельности предприятия за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 2009 Абсолютное

отклонение

Относительное

отклонение

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг , млн.руб.  
45631
 
53446
 
      7815
 
117,1
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, работ, услуг, млн.руб.  
8147
 
9391
 
1244
 
115,3
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов с выручки), млн.руб.  
37484
 
44055
 
6571
 
117,5
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.  
35321
 
41718
 
6397
 
118,1
Расходы на реализацию, млн.руб. 153 146 7 95,4
Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб. 2010 2191 181 109,0
Общая прибыль предприятия за отчётный период, млн.руб.  
1527
 
2645
 
1118
 
173,2
Рентабельность  продаж, % 5,4 5,0 -0,4 92,7
Рентабельность  продукции, % 5,7 5,3 -0,4 92,3
 

       Примечание. Источник: данные предприятия ОАО “МПОВТ”.

       Анализируя таблицу 1 можно говорить о том, что выручка от реализации продукции за отчётный период выросла на 17%, в то же время себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг выросла на 18%. Прибыль от реализации выросла на 181 млн. руб., прирост в процентах составляет 9%. Прибыль за отчётный период составила 1118 млн. руб., темп роста составил 173,2%. Показатели эффективности работы предприятия по основному виду деятельности – рентабельность продаж и рентабельность продукции снизились на 0,4%, что не может являться благоприятной тенденцией в развитии предприятия, не смотря на рост выручки и прибыли от продаж, так как рентабельность продаж итак является очень низкой и её снижение свидетельствует о росте издержек на производство продукции.

       Основными причинами высокой доли затрат на производство продукции в реализованной продукции, а значит и малой доли прибыли, а значит не возможности увеличения затрат на реализацию с целью сохранения конкурентоспособной цены, являются:

- Технически  и морально устаревшее технологическое  оборудование, требующее обновления;

-Использование  в производстве устаревших технологий;

- Низкие  темпы перевооружения предприятия; 

- Длительные  сроки разработки и освоения  новых изделий; 

- Значительные  затраты на электрическую и  тепловую энергию, связанные с  климатическими особенностями и  отсутствием высокотехнологичного  энергосберегающего оборудования  и технологий;

- Отсутствие  высокотехнологичного и высокопроизводительного  оборудования приводит к высокой  трудоёмкости производимой продукции,  что увеличивает долю затрат  на выплату заработной платы  и в фонд социальной защиты. Перед ОАО "МПОВТ" главным  образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров. Для решения проблемы расширения рынков предусматривается осуществление ряда мероприятий, в числе которых снижение себестоимости производимой продукции с целью снижения цены на продукцию предприятия и создания конкурентного преимущества. В современных условиях снизить себестоимости на единицу продукции можно несколькими путями:

1. Совершенствование  организации производства;

2. Тотальная  экономия на всех участках  производства;

3. Внедрение  современных технологий и «ноу-хау».

 

2.2 Анализ и оценка  организации инновационной  деятельности на  предприятии 

       Организационная структура ОАО «МПОВТ» ранее имела ряд особенностей: с целью централизации работ по изготовлению новых видов продукции была создана специальная конструкторско-технологическое бюро, которое объединяла в себе конструкторские, технологические службы, отдел материальных нормативов и др. технические службы. На ОАО «МПОВТ» главный инженер отвечает за любую деятельность, связанную с обеспечением функционирования производства. Главный инженер: — планирует, разрабатывает и вводит системы и средства производства; — служит связующим звеном между отделом исследования и развития и производственным отделом; — дает рекомендации по вопросам систем и средств производства; — контролирует процесс разработки и производства продукции, дает рекомендации относительно методов производства, подготавливает производственные технические спецификации; — подготавливает прогнозы и подробные отчеты по проектам улучшения производственного процесса; — следит за выполнением условий техники безопасности труда; — осуществляет подбор и обучение технического персонала, отслеживает результаты деятельности технического и инженерного состава компании. Отдел главного конструктора является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному инженеру. В его задачи входит:

- обеспечение  конструкторской подготовки основного  производства предприятия. - обеспечение  высокого технического уровня  разрабатываемых конструкций изделий  на основе последних достижений  науки и техники. Отдел главного  технолога предприятия является  самостоятельным структурным подразделением  предприятия и подчиняется главному  инженеру. В его задачи входит - обеспечение внедрение новых прогрессивных технологий; - совершенствование технологической подготовки производства. Инструментальный отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Его функции: - разработка и внедрение в производство наиболее прогрессивных технологических процессов, видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации. - систематический анализ прогрессивности действующих технологических процессов и их совершенствование в целях повышения производительности труда, улучшения качества, снижения себестоимости продукции. - контроль чертежей деталей, узлов, агрегатов, изделий на технологичность. - Разработка технологических процессов с установлением режимов обработки и машинного времени на вновь вводимые и модернизированные объекты производства, а также на детали и узлы разовых заказов с учетом новейших методов обработки; корректировка разработанных технологических процессов в связи с изменениями, вводимыми в конструкцию и технологию изделий. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. Отдел непосредственно подчиняется главному инженеру предприятия. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия по представлению технического директора. Общая численность конструкторско-технологических служб предприятия в 2009 году составила 431 человек, из них 259 занятых непосредственно исследованиями и разработкой или модернизацией (60,0%). ОАО «МПОВТ» проводит конструкторско-технологические работы по созданию новой продукции по четырем основным направлениям: - связь и телекоммуникация; - средства информационных технологий; - изделия народно-хозяйственного назначения и товары народного потребления; - новые технологии.

Информация о работе Оценка эффективности инновационной деятельности на предприятии