Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является разработка мер по повышению инвестиционной привлекательности, рассматриваемого мною предприятия. В этой связи в работе были рассмотрены вопросы анализа финансового состояния предприятия и рыночные показатели. Задачи моей курсовой:
-проанализировать данное предприятие по финансовым и рыночным показателям;
-оценить инвестиционную привлекательность предприятия;
-выявить все недочеты предприятия;
- предложить мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности предприятия и улучшению его финансового состояния.

Работа содержит 1 файл

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     1.2. Оценка инвестиционной привлекательности на основе системы финансовых показателей

     Как я уже писала выше, инвестиционная привлекательность – экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции. И для того чтобы дать оценку уровня инвестиционной привлекательности предприятия, необходимо оценить:

     − достигнутый уровень эффективности использования имущества предприятия и рентабельности продукции, а также соответствие этого уровня их нормативным значениям;

     − степень финансовой устойчивости предприятия и соответствие этого уровня нормативным значениям;

     − платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса, а также соответствие показателей платежеспособности и ликвидности баланса их нормативным значениям;

     − качество продукции, ее конкурентоспособность, технико-экономический уровень производства и способность предприятия к саморазвитию на базе инновационной стратегии.

       Одним из важнейших направлений реализации инвестиционной политики предприятия является мобилизация внешних инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов предприятия.

     Рейтинговая оценка предприятия позволяет решать вопросы по привлечению инвестиционных ресурсов различных инвесторов.

     В основе рейтинговой оценки лежит  оценка финансового состояния предприятия. Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособности предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантией эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.

     Также в экономической литературе получил широкое распространение подход И.А. Бланка к оценке инвестиционной привлекательности отдельных предприятий. Он основывается на выделении этапов изучения инвестиционного рынка при разработке стратегии инвестиционной деятельности и формировании эффективного инвестиционного портфеля. Финансовый анализ инвестиционной деятельности привлекательности предприятия включает оценку инвестиционной привлекательности сегментов инвестиций. На основе использования данного подхода финансовая деятельность предприятия оценивается по показателям финансовой устойчивости, прибыльности, ликвидности и обращения активов. В условиях возрастания роли ценового фактора отмечается количественный рост финансовых показателей предприятий.

     При индивидуальной оценке каждого объекта  инвестирования обобщающая характеристика инвестиционных качеств будет строго субъективной. Сопоставление результатов анализа происходит индивидуально каждым инвестором. В результате выявить определенные параметры, критерии оценки инвестиционной привлекательности, а тем более факторы, на нее влияющие, довольно сложно.

       Существует квалиметрическая модель оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия на основе системы количественных и качественных факторов, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и уровень корпоративного управления Термин «квалиметрия» произошел от латинского слова «qualitas» - качество, свойство и древнегреческого слова «метрео» - мерить, измерять. Методы изучения какого-либо объекта с точки зрения измерения его качества стали называть квалиметрическими. Другой предпосылкой для использования нами теории квалиметрии, как метода количественного измерения качества, является то, что для инвестора инвестиционная привлекательность предприятия – это количественно выраженное качество совокупности свойств объекта инвестирования с позиций удовлетворения требований инвестора приносить доход на вложенный капитал. Это предположение позволило сформировать основные подходы к разработке квалиметрической модели инвестиционной привлекательности предприятия. В общем случае квалиметрическая модель состоит из многоуровневого дерева свойств, коэффициентов весомости, абсолютных и относительных показателей свойств, а также способа вычисления интегрального показателя оцениваемого объекта.

     Алгоритм разработки модели включает следующие этапы:

     - построение иерархической структурной схемы («дерева») свойств;

     - расчет коэффициентов весомости свойств и оценка погрешности расчета;

     - определение значений абсолютных показателей свойств и приведение их к единому масштабу измерения;

     - свертка и вычисление интегрального показателя - коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия.

     Перед тем как выбирать наиболее значимые факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность предприятий, нами были сформулированы критерии отбора. Так, включенные в модель факторы одновременно должны:

     - характеризовать привлекательность предприятия с позиций ее соответствия требованиям инвесторов, т.е. квалиметрическая модель должна быть «построена от инвестора», а не «от предприятия»;

     - охватывать большую часть рисков, возникающих на этапе прединвестиционных исследований;

     - содержать информацию из открытых и доступных для всех заинтересованных лиц источников;

     - иметь четкую количественную или качественную оценку.

     При выборе наиболее значимых факторов инвестиционной привлекательности предприятия пришлось учитывать две противоположные тенденции. Первая тенденция связана с естественным стремлением включить максимально возможное число факторов привлекательности из их бесконечного разнообразия. Другая тенденция заключается в том, что количество учитываемых факторов целесообразно уменьшить, так как возникает взаимная корреляция (взаимозависимость), что снижает точность оценки и усложняет работу экспертов. В этой связи было проведено исследование с целью выбора и оптимизации количества факторов, используемых для оценки.

     Современные тенденции в теории и практике финансового анализа связаны с проблемой модификации системы финансовых коэффициентов и приведением ее к форме, удобной для принятия адекватных управленческих решений в области финансового менеджмента. В этом направлении предлагается использовать статистический подход, который позволяет выбрать из множества финансовых коэффициентов те, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Сущность статистического подхода на основе корреляционного анализа может быть сведена к следующим основным моментам. Сначала формируется выборка данных финансовой отчетности предприятий и рассчитываются основные финансовые коэффициенты. Затем определяется корреляционная взаимосвязь между ними и составляется группировка финансовых коэффициентов по величине парных линейных коэффициентов корреляции (КК). Далее исключаются те показатели, которые содержат признаки дублирования информации, т.е. имеют величину КК более 0,7. Значения КК от 0,3 до 0,7 характеризуют слабую взаимосвязь, а менее 0,3 – ее практически полное отсутствие. На основе проведенных исследований для экспресс-анализа можно использовать минимальный набор следующих финансовых коэффициентов: коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент оборачиваемости активов; рентабельность продаж по чистой прибыли; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли. Чтобы выявить общие важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, характеризующие рыночное окружение и корпоративное управление, была составлена краткая характеристика основных типов инвесторов (приложение А). На ее основе были сформулированы факторы инвестиционной привлекательности предприятия, определена степень их значимости и соответствия критерием отбора. В итоге была построена двухуровневая структурная схема («дерево») свойств модели инвестиционной привлекательности предприятия (приложение Б).

       Далее хотелось бы подробнее остановиться на показателях финансового положения предприятия, так как они являются наиболее существенными для инвесторов. Хочется отметить, что помимо традиционных показателей в первом блоке анализа важно учесть факторы, характерные для нынешнего этапа экономического развития страны, а именно: неплатежи, проявляющиеся в росте дебиторской и кредиторской задолженности и существенной разнице между выручкой от реализации по отгруженной и оплаченной продукции, а также высокую долю бартерных операций и денежных суррогатов в платежах, и наконец, для инвестора являются значимыми вопросы анализа затрат предприятия.

     Предлагаются семь основных направлений анализа финансового положения предприятия: показатели рентабельности; показатели долгосрочной финансовой устойчивости; показатели ликвидности; показатели деловой активности; структура выручки от реализации; анализ затрат предприятия; собираемость платежей и анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

     Показатели рентабельности как основная характеристика доходности деятельности предприятия являются наиболее важными для инвесторов, так как характеризуют эффективность деятельности компании, а следовательно, косвенно и доходность осуществленных инвестиций. Хотя для инвестора, безусловно, приоритетное значение имеют относительные показатели рентабельности, сам факт наличия у предприятия прибыли уже немаловажен, ведь убыточными по состоянию на январь 2006 г. являлись больше трети всех российских предприятий (без учета субъектов малого предпринимательства) - 39,3%, в том числе по электроэнергетике - 32,4%, а повторяющиеся в течение ряда лет убытки предприятия являются свидетельством его возможного скорого банкротства.

     Особое значение для инвесторов имеют темпы роста прибыли предприятия. По результатам опроса акционеров 1000 ведущих корпораций Западной Европы и США консультантами из Кэмбриджа и Массачусетса выяснилось, что инвесторы однозначно предпочитают компании, демонстрирующие быстрый рост прибыли, но одновременно покупают ценные бумаги предприятий с высокой степенью прогнозируемости прибыли и устойчивым характером ее роста.

     Что касается относительных показателей рентабельности, то отметим, что в зарубежной теории и практике финансового анализа применяют три основные группы: показатели рентабельности капитала, показатели рентабельности продаж и показатели рентабельности активов. Рентабельность капитала наиболее существенна для инвесторов, так как характеризует результативность вложения их капитала.

     Показателями рентабельности капитала являются:

     Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (return on capital employed, ROCE), который вычисляется как отношение чистой прибыли предприятия и выплаченных процентов к средней величине всего инвестированного капитала. Понятие чистая прибыль, очень распространенное за рубежом, к сожалению, не определяется российским законодательством. По нашему мнению, для определения чистой прибыли следует из величины прибыли до налогообложения вычитать все затраты (кроме процентов за кредит), не вошедшие в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно российскому законодательству, но это не всегда удается на практике из-за отсутствия необходимой информационной базы. В среднем в мировой экономике считается нормальным уровень показателя рентабельности инвестированного капитала в размере 7-8%. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE), который рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу (equity). Под собственным капиталом обычно понимается сумма акционерного капитала и резервов, образованных из прибыли предприятия.

     Показателями рентабельности продаж являются:

     Рентабельность продаж по чистой прибыли (net profit margin), которая рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к выручке от реализации и является наиболее распространенным коэффициентом среди финансовых аналитиков. Именно этот показатель приводит известный американский журнал FORTUNE наряду с коэффициентом рентабельности активов для оценки эффективности деятельности крупнейших мировых компаний. Медианным значением показателя рентабельности продаж по чистой прибыли для 500 крупнейших мировых компаний было в 2005 г. 3,2%, а наиболее прибыльной была американская компания Microsoft (30,4%). Рентабельность продаж по маржинальному доходу (gross profit margin), которая рассчитывается как отношение маржинального дохода предприятия, т.е. выручки от реализации за вычетом переменных затрат к выручке от реализации. Рентабельность продаж по прибыли от реализации (operating profit margin), которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. В некоторых случаях инвесторы предпочитают использовать не прибыль от реализации, а прибыль до выплаты налога, процентов и амортизации (EBDIT).

     Основным показателем рентабельности активов является отношение чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости его активов. Медианным значением показателя для 500 крупнейших мировых компаний было в 2006 г. 1,9%, а наиболее прибыльной была американская компания Coca Cola (24,4%).

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности предприятия