Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
Объектом исследования является рентабельность ООО. Предметом является совокупность экономических отношений по поводу повышения эффективности работы предприятия. В ходе написания курсовой были: определены потребности организации в ресурсах, произведены расчеты и анализ основных экономических показателей, обоснованы решения по реализации нововведений, оценены результаты деятельности организации в условиях рыночной экономики.
Курсовая работа состоит из введения ,трех глав и заключения. В первой главе была рассмотрена сущность рентабельности предприятия, виды рентабельности и методы ее оценки. Во второй главе была показана организационно – правовая характеристика предприятия, была проведена оценка активов и пассивовов баланса предприятия и произведена оценка финансового потенциалал предприятия. В третьей главе были предложены пути повышения рентабельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты исследования рентабельности предприятия…….....5
1.1Сущность рентабельности предприятия……………………………...5
1.2Виды рентабельности ……………………………………………........16
1.3Методы оценки рентабельности предприятия……………....………22
2 Оценка и анализ практического решения проблемы рентабельности предприятия…………………………..……………………….…………………27
2.1Организационно – правовая характеристика предприятия…............27
2.2Оценка активов и пассивов баланса предприятия…………………..29
2.3Оценка финансового потенциала предприятия……………………..32
3 Пути повышения рентабельности предприятия…………….……………....37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...47
При внутреннем анализе финансового состояния необходимо изучить динамику и структуру собственного и заёмного капитала, выяснить причины изменения отдельных слагаемых и дать оценку этим изменениям за отчётный период. Анализ структуры пассива баланса предприятия необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости.
Из данных таблицы следует: капитал и резервы
в 2008 г. уменьшились на 0,3%, а в 2009 г. – на
4,9%. Уставный капитал в 2008 г. и в 2009 г. не
изменился. Добавочный капитал в 2008 г.
увеличился на 5,1%, а в 2009 г. на 2,8%. Резервный
капитал в 2008 г. уменьшился на 7,4%, а в 2009
г. – на 16,9%. Нераспределенная прибыль
в 2008 г. увеличилась на 17,1%, а в 2009 г. на 46,9%.
Долгосрочные обязательства в 2008 г. увеличились
на 46,3%, а в 2009 г. – на 571,2%. Кредиты и займы
в 2008 г. увеличилось на 46,3%, а в 2009 г. на 571,2%.
Краткосрочные обязательства в 2008 г. увеличились
на 33,4%,а в 2009 г. – на 91,3%. Кредиты и займы
в 2008 г. увеличились на 19,4%, а в 2009 г. на 156,8%.
Кредиторская задолжность в 2008 г. увеличилась
на 37,6%,а в 2009 г. на 57,4%.
2.3Оценка
финансового потенциала
Таблица 4 – Показатели финансовых результатов предприятия, тыс. руб.
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Выручка от реализации | 163589 | 201784 | 248421 |
Себестоимость | 138896 | 174434 | 219859 |
Прибыль от реализации | 12181 | 12685 | 12736 |
Прибыль до налогообложения | 31054 | 11173 | 12354 |
Чистая прибыль | 24843 | 9043 | 10264 |
В отчетном году Общество выполнило плановое задание по чистой прибыли, которая составила по итогам года 10264 тыс. руб. Выручка от реализации продукции, работ и услуг получена в размере 248421 тыс. руб. В целом, анализируя систему данных показателей, можно сказать, что предприятие является финансово устойчивым и на конец отчётного периода остаётся на прежнем уровне, не смотря на некоторые отклонения в значениях показателей от норматива.
Рисунок 1 – Динамика финансовых показателей деятельности предприятия.
На
рисунке 1 видно, что выручка от реализации
в 2007 г. составила 163589 тыс. руб., а себестоимость
138896 тыс. руб. В 2008 г. выручка от реализации
составила 201784 тыс. руб., а себестоимость
– 174434 тыс. руб. В 2009 г. выручка от реализации
составила 248421 тыс. руб., а себестоимость
219859 тыс. руб.
Таблица 5 - Динамика затрат предприятия
Затраты на производство и реализацию продукции | тыс. руб. | Темп роста, % | |
2008/2007 | 2009/2008 | ||
2007 год | 138896 | 125,6 | 126 |
2008 год | 174434 | ||
2009 год | 219859 |
Из анализа таблицы 5 видно, что затраты на производство и реализацию продукции увеличиваются на 25,6% в 2008 г. и на 26% в 2009 г. В данной ситуации можно только предложить предприятию политику рационального накопления и использования средств, возможно улучшение положения в случае выявления реализации нерациональных активов. Далее проанализируем показатели рентабельности предприятия.
Таблица 6 – Показатели рентабельности предприятия.
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Изменение
% | |
2008 | 2009 | ||||
Рентабельность собственного капитала, % | 42,9 | 14,3 | 16,7 | 33 | 117 |
Рентабельность активов, % | 27,9 | 9,3 | 8,7 | 33,3 | 96,5 |
Рентабельность деятельности, % | 15,1 | 13,6 | 11,5 | 90,1 | 84,6 |
Рентабельность продаж, % | 7,4 | 6,3 | 5,1 | 85,1 | 81 |
Рентабельность реализации, % | 15,2 | 4,5 | 4,1 | 29,6 | 91,1 |
В целом анализируя рентабельность собственного капитала можно сделать вывод о том, что на рубль собственного капитала приходилось 43 коп. чистой прибыли в 2007г. Данный показатель снизился на 67% в 2008 году. В 2009 году на рубль собственного капитала приходилось 17 коп чистой прибыли. Положительно оценивается рост рентабельности собственного капитала на 17% в 2009 году.
Рентабельность деятельности – это сколько валовой прибыли приходится на рубль выручки. Анализируя рентабельность деятельности видно, что на рубль выручки приходилось 15,1 коп. валовой прибыли в 2007 г. Данный показатель в 2008 снизился на 9,9%, а в 2009 г на 15,4%.
Рентабельность продаж – это сколько прибыли от продаж приходится на рубль выручки. Анализируя этот показатель можно сделать вывод о том, что на рубль выручки приходится 7,4 коп. прибыли от продаж в 2007 г. Данный показатель в 2008 г. снизился на 14,9%, а в 2009 г. на 19%.
Рентабельность
реализации – это сколько чистой
прибыли приходится на рубль выручки.
Анализируя этот показатель видно, что
на рубль выручки приходится 15,2 коп. чистой
прибыли в 2007 г. Данный показатель в 2008
г. снизился на 70.4%, а в 2009 г. – на 8,9%.
3 ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Как отмечалось ранее, платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Кроме того, такое предприятие не вступает в конфликт с государством и обществом по перечислению налогов и неналоговых платежей, по выплате заработной платы, дивидендов, возврату кредитов и процентов по ним.
В условиях рыночных отношений каждое предприятие заинтересовано в стабильности, платежеспособности, возможностях экономического роста, в современных методах оценки и анализа. Широко известные коэффициентные расчеты лишь вскрывают, но не объясняют улучшение или ухудшение финансового состояния предприятия, поскольку осуществляются на базе бухгалтерского баланса, в котором отражается положение предприятия только на начало и конец отчетного периода. Все процессы, происходящие между этими датами, искусственно выпадают из рассмотрения. Поэтому и выводы могут быть поспешными и даже ложными.
Следовательно,
предприятию целесообразно
Постоянное изменение факторов внешней финансовой среды и внутренних условий осуществления финансовой деятельности увеличивает вероятность периодического возникновения кризиса финансового состояния предприятия, что обусловливает актуальность исследования путей повышения рентабельности предприятия. Таким образом, для оценки конечных финансовых результатов экономического субъекта кроме абсолютных показателей необходимо использовать показатели рентабельности. Рентабельность показывает, какое количество рублей приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Исследование финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства, является составной частью общего финансового анализа. Объектами наблюдения возможного "кризисного поля", реализующего угрозу банкротства, являются в первую очередь показатели текущего и перспективного потока платежей и показатели формирования чистого денежного потока по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Способность к нейтрализации угрозы банкротства за счёт внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей: коэффициента рентабельности деятельности и коэффициента оборачиваемости активов. Первый из этих показателей даёт представление о том, в какой мере капитал предприятия способен генерировать прибыль, т.е. формировать дополнительные денежные потоки для удовлетворения возрастающих платежных обязательств. Второй из них показывает степень скорости формирования этих дополнительных денежных потоков, т.е. выступает как мультипликатор формирования прибыли предприятия. В основе этой совокупной оценки лежит двухфакторная и трёхфакторная модели «Дюпона» имеющие следующий вид:
Rа
= Ктранс · Rдеят,
где Rа – рентабельность активов;
Ктранс – коэффициент трансформации;
Rдеят
– рентабельность деятельности.
Rск
= Ктранс · Rдеят · (1 + ЗК/СК),
где Rск – рентабельность собственного капитала;
(1 + ЗК/СК) – финансовый рычаг.
Модель Дюпона является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счет каких факторов происходило изменение рентабельности.
Формула позволяет определить значение входящих в нее показателей обеспечения рентабельности активов и выявить причины достигнутого уровня прибыльности активов. Выяснить, что повлияло на рентабельность активов:
- снижение либо ускорение оборачиваемости используемых активов;
- рост или снижение рентабельности реализации;
- оба фактора вместе.
Поскольку рентабельность реализации зависит от Ценового фактора и уровня затрат, можно проанализировать, за счет чего, в свою очередь, происходил ее рост или снижение. Таким образом, можно определить, что было наиболее значимым для предприятия в отчетном периоде и в течение ряда лет: рост цен или более эффективное использование имеющихся активов.
Результаты анализа могут использоваться для выбора варианта, между рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов при прогнозировании соответствующего уровня прибыльности активов в целом.
Регулировать рентабельность активов можно, используя как рентабельность реализации, так и оборачиваемость активов. Так, при низкой скорости оборота активов, увеличить их рентабельность можно за счет роста цен либо снижения себестоимости продукции. При низкой рентабельности реализации следует увеличивать скорость оборота капитала предприятия.
При привлечении дополнительных источников финансирования в виде кредитов, предприятие могло бы повысить рентабельность собственного капитала при условии допустимых расходов по процентным платежам. Взятые в долг денежные средства повышают финансовые возможности предприятия-заемщика и будучи инвестированными в доходные проекты могут принести прибыль.
Информация о работе Оценка и анализ практического решения проблемы рентабельности предприятия