Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
Объектом исследования является рентабельность ООО. Предметом является совокупность экономических отношений по поводу повышения эффективности работы предприятия. В ходе написания курсовой были: определены потребности организации в ресурсах, произведены расчеты и анализ основных экономических показателей, обоснованы решения по реализации нововведений, оценены результаты деятельности организации в условиях рыночной экономики.
Курсовая работа состоит из введения ,трех глав и заключения. В первой главе была рассмотрена сущность рентабельности предприятия, виды рентабельности и методы ее оценки. Во второй главе была показана организационно – правовая характеристика предприятия, была проведена оценка активов и пассивовов баланса предприятия и произведена оценка финансового потенциалал предприятия. В третьей главе были предложены пути повышения рентабельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты исследования рентабельности предприятия…….....5
1.1Сущность рентабельности предприятия……………………………...5
1.2Виды рентабельности ……………………………………………........16
1.3Методы оценки рентабельности предприятия……………....………22
2 Оценка и анализ практического решения проблемы рентабельности предприятия…………………………..……………………….…………………27
2.1Организационно – правовая характеристика предприятия…............27
2.2Оценка активов и пассивов баланса предприятия…………………..29
2.3Оценка финансового потенциала предприятия……………………..32
3 Пути повышения рентабельности предприятия…………….……………....37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...47
При
определении норматива
Основные пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшить финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.
Факторами её роста будут:
- Величина прибыли.
- Стоимость и эффективность использования основных фондов
- Стоимость и эффективность использования оборотных средств.
Чем
выше прибыль, чем с меньшей стоимостью
основных фондов и оборотных средств
она достигнута и более эффективно они
используются, тем выше рентабельность
производства, а значит выше экономическая
эффективность функционирования отрасли.
И наоборот. Таким образом, из факторов
рентабельности производства следуют
и основные пути её повышения. Существуют
два альтернативных пути повышения рентабельности
товаров - увеличение объемов продаж и
повышение эффективности их реализации
(т.е. получение большей прибыли при сохранении
объема продаж). Объем продаж может быть
увеличен двумя способами: путем расширения
рынка или путем более глубокого проникновения
в него. Эффективность реализации возрастает
при сокращении издержек, повышении цен
или оптимизации продаж-микс (т.е. исключении
малорентабельных видов деятельности). Пути
повышения рентабельности товара рассматриваются
нами как альтернативные друг другу. Так,
усилия по наращиванию объемов продаж
требуют инвестиций, а усилия по увеличению
эффективности как раз и способствуют
получению денежных средств. В реализации
современных методов управления затратами
российская практика рыночного периода
существенно отстала от западной. Для
принятия обоснованных управленческих
решений необходимо иметь информацию
о себестоимости производства единицы
продукции.
1.3 Методы оценки рентабельности предприятия
Для
оценки экономической эффективности
работы и сравнительного анализа
деятельности различных организаций
используются показатели рентабельности.
Общая рентабельность объединений рассчитывается по формуле:
где Р — уровень рентабельности, %;
П — прибыль;
—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
— среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Расчет рентабельности отдельных видов продукции:
где Р — уровень рентабельности, %;
О — оптовая цена предприятия на изделие;
С — полная себестоимость изделия.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- показатели рентабельности капитала (активов);
- показатели рентабельности продукции;
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, в которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал. Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Данные показатели
дают представление о степени
возможности предприятия
Наибольшее распространение в
торговых организациях в
- Рентабельность продаж – отношение прибыли от продаж к объему оборота торговой организации за определенный период в процентах. Этот показатель характеризует долю прибыли в цене товара. По существу рентабельность продаж не позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, однако на практике этот показатель легко сопоставлять с уровнем издержек обращения, уровнем доходов от торговых надбавок.
- Рентабельность текущих затрат – отношение прибыли от продаж к издержкам обращения за определенный период в процентах. Этот показатель используют при сравнении рентабельности предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания, заготовительной деятельности. Он широко применяется при обосновании размеров торговых надбавок, так как позволяет соизмерять соотношение издержек и прибыли в их составе.
- Рентабельность оборотных средств – отношение прибыли до налогообложения за определенный период к средней за этот период сумме оборотных средств организации.
- Рентабельность вложенного капитала – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме вложенного капитала. Этот показатель позволяет сравнивать рентабельность организаций, занимающихся разными видами деятельности.
-
Рентабельность собственного капитала
– отношение чистой прибыли к сумме собственного
капитала организации. В зависимости от
целей анализа могут быть использованы
и другие показатели рентабельности.
Общепринятой классификации методов учета затрат и калькулирования пока не существует. Тем не менее, их можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами. По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от индивидуальных особенностей предприятия. Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике. Выпускаемая продукция является одновременно объектом учета затрат и объектом калькулирования. Попередельный учет затрат и калькулирование используется в отраслях с серийным и поточным производством, когда одинаковые продукты проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Объектом калькулирования является продукт каждого законченного передела, а объектом учета затрат - часть технологического процесса, заканчивающегося получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. Сущность этого метода заключается в том, что прямые затраты отражаются в текущем учете не по видам продукции, а по стадиям производства, даже если в одном переделе можно получить продукты разных видов.
В условиях массового производства однородной продукции возможно использование простой калькуляции. При серийном производстве составляется калькуляция с пересчетом изготовленных полуфабрикатов в условно готовые продукты с применением метода усреднения. При этом затраты, накопленные на счете «Основное производство», делятся на условные единицы готового продукта, произведенного в отчетном периоде. Условная единица представляет собой набор затрат, необходимых для производства одной законченной физической единицы продукции.
Позаказный
метод учета затрат и калькулирования
используется при производстве уникального
или выполненного по заказу продукта.
Сущность метода в том, что все прямые
затраты учитываются в установленных
статьях калькуляции по отдельным заказам.
Все остальные затраты учитываются по
местам возникновения и включаются в себестоимость
заказов в соответствии с установленной
базой распределения. Позаказному методу
учета присущи следующие особенности:
обобщение затрат по заказам; списание
их за время изготовления заказа; ведение
карточек учета заказов, необходимость
распределения косвенных затрат между
отдельными заказами. Попроцессный, попередельный
и позаказный методы калькулирования
себестоимости можно использовать и при
учете полных, и при учете переменных затрат,
а также при нормативном методе учета
затрат. Особенностью учета полных затрат
является то, что прямые расходы непосредственно
относятся на единицу или другой измеритель
продукции в соответствии с разработанными
и используемыми нормами. При этом косвенные
расходы относятся на единицу продукции
пропорционально какой-либо базе с помощью
коэффициентов накладных расходов. Как
правило, учет затрат при калькулировании
продукции осуществляется в несколько
этапов: аккумулирование всех затрат по
местам их возникновения и распределение
косвенных расходов между подразделениями;
перераспределение затрат подразделений,
не выпускающих конечный продукт, в подразделения,
которые выпускают конечный продукт, пропорционально
какой-либо базе; перераспределение накладных
расходов подразделений, которые выпускают
конечный продукт, на выпускаемую продукцию
пропорционально какой-либо базе. Недостатки
метода: при использовании нескольких
баз распределения увеличивается вероятность
возникновения математических ошибок;
невозможно определить эффективно цену
на дополнительный заказ, так как при данном
методе все косвенные затраты являются
переменными; невозможно определить, в
какой момент деятельности предприятие
начинает получать прибыль; невозможно
получить необходимые сведения о поведении
затрат при рассмотрении различных альтернатив
принятия управленческого решения. Другим
вариантом учета затрат на производство
и калькулирования продукции является
расчет неполной себестоимости. Единого
подхода к тому, какие именно затраты включать
в себестоимость, не существует. В себестоимость
могут быть внесены только либо прямые
затраты, либо переменные, либо производственные.
Но, несмотря на различную полноту включения
в себестоимость различных видов затрат,
общим является то, что часть текущих расходов
не учитывается, а покрывается за счет
маржинальной прибыли, которая до достижения
точки безубыточности включает в себя
постоянные затраты, а после достижения
- прибыль до налогообложения. Именно подобный
учет затрат лежит в основе системы директ-костинг
(означает, что в себестоимость включаются
все расходы, кроме общехозяйственных).
Сущность этой системы в том, что переменные
затраты обобщаются по видам готовых продуктов,
постоянные же затраты собираются на отдельном
счете и списываются на общие финансовые
результаты того отчетного периода, в
котором они возникли. Надежность результатов
анализа затрат при данной системе учета
в значительной степени определяется
четкостью деления затрат на постоянные
и переменные. Типичной ситуацией, требующей
выделения постоянных и переменных затрат
является ограниченность рынка при сильной
конкуренции, когда необходимо постоянно
отслеживать затраты и планировать необходимые
для получения прибыли объемы продаж,
т.е. рассчитывать точку безубыточности.
Проблема заключается в том, что даже для
двух схожих предприятий одинаковые статьи
расходов могут быть разнесены по-разному.
Это происходит по ряду причин: в частности,
существуют условно-постоянные затраты,
которые могут зависеть от объемов производства,
но растут ступенчато и условно-переменные
- зависящие от объема производства, но
имеющие постоянную часть, - значит требуется
индивидуальный подход. Некорректная
информация может появиться и при ошибках
в распределении косвенных переменных
издержек по продуктам. Подобная информация
может ошибочно представить направление
деятельности убыточным. Однако и после
тщательного анализа необходимо отслеживать
количественные показатели отдельных
статей, - они со временем могут меняться,
- соответственно, будет меняться и значение
точки безубыточности.
2 Оценка и анализ практического решения проблемы рентабельности предприятия
2.1 Организационно – правовая характеристика предприятия В курсовой работе исследуется деятельность ЗАО «Александрия», занимающееся швейным производством. Закрытым акционерным обществом является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу; при этом акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. При этом акционеры ЗАО общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Учредительным документом ЗАО является Устав. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Минимально допустимый размер уставного капитала закрытого акционерного общества установлен законодательством в размере 10.000 рублей. Верхний предел не ограничен. Высшим органом управления в закрытом акционерном обществе является общее собрание акционеров, которое решает важнейшие вопросы деятельности общества, в том числе избирает постоянно действующий наблюдательный орган общества - Совет директоров и исполнительный орган. Для ЗАО формирование Совета директоров не является обязательным. Исполнительный орган ЗАО руководит его текущей деятельностью, решая вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. Исполнительный орган ЗАО как правило бывает единоличным (директор, генеральный директор). Закон допускает формирование в ЗАО наряду с единоличным также и коллегиального исполнительного органа (дирекции, правления).
Швейное
объединение Александрия
Информация о работе Оценка и анализ практического решения проблемы рентабельности предприятия