Оценка финансового состояния торгового предприятия и пути повышения финансовой устойчивости и платежеспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ финансового состояния предприятия.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:

- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ЗАО «Тандер»

- проанализировать финансовое состояние ЗАО «Тандер»

Содержание

Введение 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Понятие, принципы и виды анализа финансового состояния предприятия 7

1.2 Информационная база изучения финансового состояния предприятия 16

1.3 Методические основы анализа финансового состояния предприятия 19

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «Тандер» 30

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 30

2.2 Анализ данных баланса ЗАО «Тандер» 32

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности 38

2.4 Анализ финансовой устойчивости 46

2.5 Анализ рентабельности ЗАО «Тандер» 48

3.Пути повышения финансовой устойчивости и платежеспособности. . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Заключение 58

Список литературы 60

Работа содержит 1 файл

Копия курсовик.docx

— 137.39 Кб (Скачать)

     Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение  внутрихозяйственное по отдельным  показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей  данного хозяйствующего  субъекта с  показателями конкурирующих субъектов  хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.

     Финансово-экономический  анализ может осуществляться разными  методами. К количественным методам  относят статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные  величины, средние величины, сводка, группировка, ряды динамики, индексы  и т.д.), экономико-математические (методы математического программирования, экономико-математического моделирования  и факторного анализа, исследование операции и т.д.). Каждый из экономико-математических методов делится на отдельные  приемы, способы, используемые в аналитической работе .

     Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного  понимания его содержания.

     В связи с этим выделяют:

     технико-экономический  анализ, которым занимаются технические  службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его  содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических  процессов и установление их влияния  на экономические результаты деятельности предприятия;

     финансово-экономический  анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам  деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

     аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или  аудиторскими фирмами с целью  оценки и прогнозирования финансового  состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

     социально-экономический  анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние  друг на друга и на экономические  результаты хозяйственной деятельности;

     экономико-статистический анализ (статистические органы) применяются  для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятие, отрасли, региона;

     экономико-экологический  анализ (органы охраны окружающей среды) исследуют взаимодействие экологических  и экономических процессов, связанных  с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

     маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия  или объединения) применяется для  изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта  готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и т.д.

     По  методике изучения объектов анализ хозяйственной  деятельности может быть сравниваемым, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

     При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о  результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего, данными  прошлых лет, передовых предприятий.

     Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и  уровень результативных показателей.

     Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой  способ установления характера нарушений  нормального хода экономических  процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного  нарушения. К примеру, если темпы  роста валовой продукции опережают  темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте  остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции  выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации  и автоматизации производства, улучшению  организации труда и на этой основе сокращение численности работающих. Знание признака позволяет быстро и  довольно точно установить характер нарушений не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые  требуют дополнительного времени  и средств.

     Маржинальный  анализ – это метод оценки и  обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании  причинно-следственной взаимосвязи  объема продаж, себестоимости и прибыли  и деление затрат на постоянные и  переменные.

     С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической  задачи, выявляются резервы повышения  эффективности производства за счет более полного использования  имеющихся ресурсов.

     Стохастический  анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для  изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

     Функционально-стоимостной  анализ (ФСА) представляет собой метод  выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект и сориентирован на оптимальные  методы их реализации на всех стадиях  жизненного цикла изделия (научно-исследовательские  работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его  основное назначение в том, чтобы  выявить и предупредить лишние затраты  за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

     По  субъектам (пользователям анализа) различают внутренний  внешний  анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии  для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании  финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами.

     По  охвату изучаемых объектов анализ делится  на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а  при выборочном – по результатам  обследования только части объектов.

     По  содержанию программы анализ может  быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные  ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости  продукции и пр.

     Каждая  из названных форм анализа хозяйственной  деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

     Эффективность деятельности предприятия может  исследоваться с самых различных  сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др. Однако, анализ поведения затрат, методов их распределения, составление  и контроль выполнения смет, калькулирование  себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности производства и реализации продукции  – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом оценки общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как  единое целое.

     Оценка  общей эффективности хозяйственной  деятельности предприятия является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия. Эффективность  или неэффективность частных  управленческих решений, связанных  с определением цены продукта, размера  партии закупок сырья или поставок продукции, замена оборудования или  технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей эффективности.

     Основными задачами оценки эффективности являются:

     оценка  хозяйственной ситуации;

     выявление факторов и причин достигнутого состояния;

     подготовка  и обоснование принимаемых управленческих решений;

     выявление и мобилизация резервов повышения  эффективности хозяйственной деятельности.

    1. Информационная  база изучения финансового  состояния 

      предприятия

 

     Основными источниками информации для анализа  финансового состояния хозяйствующего субъекта являются:

     - информация о технической подготовке  производства;

     - нормативная информация;

     - плановая информация (бизнес-план);

     - хозяйственный (экономический) учет, оперативный (оперативно-технический)  учет, бухгалтерский учет, статистический  учет;

     - отчетность (публичная финансовая  бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность (непубличная,  представляющая собой коммерческую  тайну), выборочная статистическая  и финансовая отчетность (коммерческая  отчетность, производимая по специальным  указаниям), обязательная статистическая  отчетность);

     - прочая информация (публикации в  прессе, опросы руководителя, экспертная  информация).

     Исходной  базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

     В составе годового бухгалтерского отчета предприятия имеются следующие  формы, представляющие информацию для  анализа финансового состояния.

     - форма № 1 «Бухгалтерский баланс».  В нем фиксируется стоимость  (денежное выражение) остатков  внеоборотных и оборотных активов  капитала, фондов, прибыли, кредитов  и займов, кредиторской задолженности  прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется «на начала года» и «на конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:

       - форма № 2 «Отчет о прибылях  и убытках» - предназначен для  характеристики финансовых результатов  деятельности предприятия за  отчетный период. Данные в отчете  приводятся с нарастающим итогом;

       - форма № 3 «Отчет об изменениях  капитала» - содержит показатели  о состоянии и движении собственного  капитала, целевых финансирования  и поступлений, резервов предстоящих  расходов и платежей, и оценочных  резервов;

       - форма № 4 «Отчет о движении  денежных средств» - содержит сведения  о денежных потоках с учетом  остатков на начало и конец  отчетного периода;

       «Пояснительная записка» с изложением  основных факторов, повлиявших в  отчетном году на итоговые  результаты деятельности предприятия,  с оценкой его финансового  состояния.

     Анализом  финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие  службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий  кредитования и определения степени  риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции  – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

     Внутренний  анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для  планирования, контроля и прогнозирования  финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное  поступление денежных средств и  разместить собственные и заемные  средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить  банкротство.

Информация о работе Оценка финансового состояния торгового предприятия и пути повышения финансовой устойчивости и платежеспособности