Оборотный капитал предприятия

Автор: Елена Иванова, 20 Сентября 2010 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Анализ деятельности маргаринового завода "Здрава"
Экономический потенциал формируется на промышленном предприятии как результат использования всех ресурсов при условии активизации трудового и научно-технического потенциала с учетом факторов внешней среды, при этом в процессе реализации производственного потенциала происходит изменение структуры имущества предприятия и финансовых источников, его обеспечивающих, что отражается на финансовом состоянии предприятия.
Для предприятий, сфера деятельности которых - материальное производство, управление потоками оборотных средств является стратегическим фактором развития конкурентоспособности и расширения экономического потенциала.

Работа содержит 1 файл

основная часть курсовой.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

Введение 

       Экономический потенциал формируется на промышленном предприятии как результат использования  всех ресурсов при условии активизации  трудового и научно-технического потенциала с учетом факторов внешней  среды, при этом в процессе реализации производственного потенциала происходит изменение структуры имущества  предприятия и финансовых источников, его обеспечивающих, что отражается на финансовом состоянии предприятия.

       Для предприятий, сфера деятельности которых - материальное производство, управление потоками оборотных средств является стратегическим фактором развития конкурентоспособности  и расширения экономического потенциала.

       Согласно  теории бухгалтерского учета, оборотными средствами являются активы, которые  могут быть обращены в наличность в течение одного года.  Целью данной работы является обобщение теоретических исследований в области эффективности использования оборотных средств предприятия и адаптации научных методов и приемов к практической деятельности организации с целью получения обоснованных оценок и принятия управленческих решений, направленных на поиск скрытых резервов для повышения эффективности использования оборотных средств.

       В соответствии с целью выделяются следующие основные задачи для проведения оценки эффективности использования  оборотных средств:

  • оценка организационно - экономической характеристики объекта исследования; оценка финансовых результатов деятельности организации;
  • обоснование эффективности использования оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости;
  • выявление резервов повышения эффективности использования оборотных средств;
  • обоснование комплекса практических мероприятий, необходимых для более интенсивного и эффективного использования оборотных средств на предприятии.

       Предметом данного исследования, является, анализ и оценка эффективного использования  оборотных средств в масложировой промышленности, а объектом - финансово  – экономическая деятельность предприятия  ОАО «Кировский маргариновый завод». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1Теоретические  основы эффективности использования  оборотных средств 

       1.1 Особенности оборота текущих  активов в масложировой промышленности  и факторы эффективности их  использования 
 

       Предприятия масложировой промышленности производят растительные масла, моющие средства на жировой основе, саломас, маргариновую и майонезную продукцию. Растительные масла производятся из отечественного и импортного сырья, основным отечественным  сырьем являются семена подсолнечника  и сои. Майонез - это соус, вырабатываемый из жидких рафинированыых и дезодорированных растительных масел, яичного желтка, сухого молока и добавок (горчица, соль, сахар, уксус, различные специи и  пряности). Маргарин - твердый, пластичный пищевой жир, который по составу, структуре, калорийности, внешнему виду, вкусу и запаху сходен со сливочным  маслом. Сырьем для производства моющих средств на жировой основе (туалетное  и хозяйственное мыло) являются растительные и животные жиры.

       Продукция масложировой отрасли - незаменимый  компонент для выработки широкого ассортимента пищевых товаров. Удельный вес отрасли в общих объемах  пищевой промышленности занимает около 10-12%. Если учесть, что по социальной значимости здесь производят в основном самые доступные для широких  слоев населения продовольственные  товары, она относится к числу  главнейших отраслей, как мясная, молочная, сахарная, хлебобулочная и плодоовощная, которые являются базовыми для обеспечения  питания граждан.

       Майонез является наиболее распространенным промышленно  изготовляемым соусом.

       Майонез является наиболее перспективным сегментом  отрасли из трех рассмотренных, о  чем свидетельствует уровень  рентабельности и стадия жизненного цикла майонезной подотрасли. Нынешние производители постоянно обновляют  линейку вкусов, предлагая продукты, все более отвечающие требованиям  потребителей. В дальнейшем ожидается  смещение спроса от недорогих марок  в сторону более качественной и дорогой брендированной продукции.

       Рынок маргариновой продукции делится  на 2 основные части - рынок домашних хозяйств и рынок промышленной переработки, к которому относятся предприятия  кондитерской и хлебобулочной промышленности. На долю промышленного потребления  приходится около 20% производимой продукции. Рынок растительных масел сильно зависит от урожая масличных культур.

       У нас в стране основная масличная  культура - подсолнечник. На его долю приходится 85% общего объема производства растительного масла. Возможности  увеличения производства подсолнечника  и сои в стране далеко еще не использованы. Но все же они ограничены многими факторами, в том числе  и климатическими.

       Масложировая  продукция является, как известно, важным компонентом питания. Особенно возрастает ее значение в условиях, когда качество питания становится главнейшим показателем уровня жизни  населения того или иного государства. Вот почему во многих развитых странах  потребление растительного масла  гораздо выше, чем в России. В  Великобритании этот показатель составляет 18, в США и Нидерландах - 25 кг на душу населения в год, что в  значительной степени объясняется  большей долей овощей в рационе  питания населения, а также низким потреблением животного масла. Иными  словами, в ближайшей перспективе  перед АПК страны стоит большая  задача по значительному увеличению производства масложировой продукции  и расширению ее ассортимента.

       Но  пока эта задача в определенной степени  осложняется тем, что в последнее  время на отечественном масложировом рынке заметно возросла доля импорта. Так, в объемах потребления растительного  масла она составляет около 40%, по маргариновой продукции - почти две  трети. Между тем, мощности отечественных  предприятий и возможности по производству сырья для получения  данных видов продуктов позволяют  сполна удовлетворять все наши потребности. [10]

       В России масложировая продукция производится на 77 крупных специализированных предприятиях и примерно в 1300 (12% по мощностям) малых  цехах и мелких производствах. Хотя в последнее время большой  удар был нанесен малым цехам, которыми предполагалось охватить зоны нетрадиционного возделывания масличных  культур. Причина этого в том, что произошло снижение площадей посевов рапса, а также российского  льна, который по масличности не уступает подсолнечнику, но многовариантен в использовании.

       Нельзя  сбрасывать со счета и другие обстоятельства. Дело в том, что многие малые цеха применяют далеко не совершенную  технологию, что, в конечном итоге, ведет  к снижению эффективности переработки  маслосемян. Необходимо совершенствовать технологические процессы, повышать эффективность каждого малого и  среднего предприятия. [5]

       Развитие  масложировой промышленности в условиях жесткой конкуренции, вполне естественно, немыслимо без серьезных научных  разработок. Роль отраслевой науки  в решении проблем масложирового  комплекса, ускорении научно-технического прогресса трудно переоценить. Несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, работники масложировой науки проводят фундаментальные и прикладные исследования, способные серьезно обновить научные  представления и основные процессы маслодобывания и жиропереработки.

       Дальнейшее  развитие событий на масложировом рынке  будет зависеть от действий крупнейших отраслевых игроков, поскольку уменьшение объемов сырья и повышение цен на него приведут к сокращению числа участников рынка за счет ухода наименее конкурентоспособных мелких предприятий. 

       Известно, что значительная часть ассортимента и объемов масложировой продукции  российского происхождения по определяющим показателям не уступает аналогичным  видам продуктов развитых стран  мира, а по некоторым параметрам, в том числе таким, как экологическая  чистота, нередко их превосходит. Рост конкурентоспособности отечественной  масложировой продукции не только создает  ей приоритет на внутреннем продовольственном  рынке, но и всерьез начинает затрагивать  интересы известных транснациональных  компаний. Не случайно экспорт растительных масел заметно возрос. И очень  важно, наращивая объемы производства для отечественного рынка, постоянно  расширять российское присутствие  на международном рынке. [3]

       В XXI веке перед масложировой промышленностью  стоят исключительно ответственные  задачи. В условиях непростой экономической  ситуации, низкого энергетического  уровня рациона питания значительной части населения страны работники  сельского хозяйства и отечественные  производители масложировой продукции  призваны искать, опираясь на достижения науки, новые пути повышения эффективности  возделывания масличных культур, совершенствования  технологии производства растительного  масла, маргарина, майонеза и освоения новых видов масложировой продукции  с улучшенными потребительскими свойствами.

     Поэтому для предприятий этой отрасли  проблемы организации и эффективность  использования оборотных средств  имеют большое значение.

       Оборотные средства являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия, т.е. производстве и реализации продукции. В процессе производственно-хозяйственной  деятельности предприятие нуждается  в денежных средствах, необходимых  для изготовления продукции, закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы и т.д., а затем в средствах, которые требуются на ее реализацию. Таким образом, оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

       Оборотные производственные фонды обеспечивают непрерывность производственного  процесса, а фонды обращения –  реализацию произведенной продукции  на рынке и получение денежных средств, гарантирующих благополучие предприятия. Это экономическая  роль оборотных средств определяет их сущность, которая заключается  в необходимости обеспечения  бесперебойного функционирования процесса производства и процесса обращения.

       Оборотные средства, затрачиваемые в ходе изготовления продукции и ее реализации, полностью  потребляются и переносят свою стоимость  на продукцию в течение одного года или операционного цикла. Операционный цикл включает следующие действия по производству продукции:

  • приобретение сырья и материалов за наличные средства и безналичную оплату счетов поставщиков;
  • производственная обработка сырья и материалов, выплата заработной платы;
  • переход продукции в процессе ее производства из категории «незавершенное производство» в категорию «готовая продукция»;
  • реализация готовой продукции и выставление счетов покупателя;
  • поступление денег от покупателей. [2]

       К оборотным фондам  относятся: материальные запасы, затраты незавершенного производства и расходы будущих периодов. Это  часть средств производства, которая  один раз участвует  в производственном процессе и полностью переносит  свою стоимость на производимую продукцию  и в процессе производства изменяет или утрачивает свою натурально вещественную форму.

         К фондам обращения  относят  дебиторскую задолженность, готовую  продукцию, краткосрочные вложения  в ценные бумаги,  денежные  средства. Они обслуживают процесс  реализации продукции. Фонды обращения  не участвуют в производственном  процессе, но необходимы для обеспечения  единства производства и обращения.[9]

       Производственные  запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно  в  свою очередь выделить следующие  элементы: сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие  изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, хозяйственный  инвентарь.

       Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся  в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью  производством в одних цехах  и подлежащие дальнейшей переработке  в других цехах того же предприятия.

       Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода.

Информация о работе Оборотный капитал предприятия