Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:13, курсовая работа
1. Теоретические основы нормы численности
1.1. Понятие численности и структуры персонала
1.2. Определение потребности в персонале. Методы прогнозирования кадровых потребностей
Введение
Теоретические основы нормы численности
Понятие численности и структуры персонала
Определение потребности в персонале. Методы прогнозирования кадровых потребностей
Нормативное регулирование нормы численности в предприятии
Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия
Краткая характеристика предприятия ООО «Л-Этуаль»
Анализ нормы численности на предприятии ООО «Л-Этуаль»
Совершенствование нормы численности
Зарубежный опыт расчета нормы численности
Основные направления совершенствования правового регулирования нормирования численности в РФ
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Рис 1.
Среднесписочная численность.
Из рис.2 видно, что с каждым годом численность персонала в ООО «Л-Этуаль» увеличивается.
Рис 3.
Производительность
труда.
С
увеличением численности
2.2
Анализ нормы численности
на предприятии
ООО «Л-Этуаль»
Определение потребности в персонале. Планирование потребностей в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений. Что и происходит на специальных собраниях руководителей отделов ООО "Л-Этуаль".
В основе стратегического определения в потребности персонала лежит сравнение потребностей производства в человеческих ресурсах и с фактическим их наличием. При обосновании качественного и количественного состава персонала должны быть соблюдены существующие ограничения на финансовые ресурсы, а также учтены внешние и внутренние факторы. Например, на ООО "Л-Этуаль", в частности, наблюдается следующая показательная тенденция. Некоторые отделы отказываются от планирования численности персонала по принципу лимитов, то есть заранее согласованной и утвержденной на некоторой срок максимальной численности работников и фонда заработной платы, а вместо этого напрямую увязывают свои потребности в трудовых ресурсах исходя из портфеля заказов, оценки производственных перспектив и других моментов.
Определение потребности в человеческом факторе по существу представляет собой применение методов и способов планирования для комплектации штата организации оптимальным образом. Для удобства можно считать, что процесс такого планирования включает в себя три этапа:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Расчет будущих потребностей.
3. Программа удовлетворения потребностей в персонале.
Во-первых, руководству нужно знать, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели, и знать насколько качественно каждый из них ее выполняет.
Второй этап - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации целей организации. Так, например, руководство ООО "Л-Этуаль" решило организовать и провести широкомасштабную акцию, ему необходимо определить, сколько для этого потребуется дополнительно персонала. Естественно, что при крупных организационных изменениях, например, при создании нового филиала оценка будущей потребности в рабочей силе представляет собой сложную и весьма важную задачу. В этих случаях необходимо оценить внешний рынок труда и определить имеющуюся на нем рабочую силу. Программа удовлетворения потребности в персонале. Программа должна уже включать в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
Конкретное
определение потребности в
Цель такого планирования - правильно организовать долгосрочную работу с кадрами. Отделы персонала планируют следующие изменения:
1) Потребность в замещении персонала по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т.д.;
2) Потребность в снижении численности персонала вследствие рационализации или сокращения объемов производства, простоев, неплатежей и т.д.;
3) Потребность в расширении численности персонала в связи с расширением производства, с развитием предпринимательской деятельности и т.д.
Формирование трудовых ресурсов - сложная и ответственная функция. Во многом кадровая политика зависит от возможностей организации. Например, отделу персонала стало известно, что есть специалист экстра-класса, который способен решать задачи на уровне мировых стандартов. Можно предложить ему условия лучшие, чем у него были (жилищные, социальные льготы, более высокую зарплату, условия для повышения квалификации, творчества, профессионального статуса и т.д.).
Исходя из материальных возможностей, организация приглашает специалиста соответствующего уровня. Разумеется, есть возможность "вырастить" специалиста и в своем коллективе.
К. Хардит, вице-председатель компании "Ролстон-Пурина", советует отбирать молодых специалистов только высшего качества, тех, которые смогут быстро продвинуться в организации.
Планирование трудовых ресурсов нередко представляют как четырехэтапный процесс:
1) Оценка имеющихся трудовых ресурсов;
2) Планирование будущих потребностей в кадрах;
3) Оценка будущих потребностей в кадрах;
4) Разработка проекта удовлетворения будущих потребностей в кадрах.
Оценка трудовых ресурсов. Фактически это внутренняя аттестация работников на самом предприятии. Работающих в ООО "Л-Этуаль" условно можно разделить на четыре группы:
1) Работники, которые решают все поставленные перед ними задачи, достигают запланированных результатов;
2) Работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют добросовестно, но остальную часть по разным причинам выполнить не могут;
3) Работники, которые не могут выполнить качественно большую часть своих задач, а выполняют только меньшую часть задач;
4) Работники, которые в настоящий момент организации не нужны, оплата труда которых составляет для организации прямой убыток.
От работников третьей и четвертой групп кадровая служба ООО "Л-Этуаль" обязана освободиться, расторгнув с ними контракт, оставив их в резерве, если они представляют интерес для организации. При расширении организации, производства их можно вновь пригласить на работу. Оценка содержания работы на каждом рабочем месте осуществляется совместно с линейными руководителями ООО "Л-Этуаль".
Такая оценка в компании "Л-Этуаль" включает:
1) Наблюдения за работником с целью выяснения, как он работает, какие задачи решает на рабочем месте;
2) Собеседование с работником на эту же тему;
3) Заполнение работником вопросника на эту же тему (вопросы сформулированы таким образом, что ответы на них дают возможность судить о характере работы). Такой же вопросник заполняет и непосредственный руководитель работ.
Объединив все методы, имеем возможность создать классификатор каждого рабочего места или, как его еще называют, классификатор занятий. Составляя классификатор, используется описания работ, данные в квалификационных справочниках. Собрав соответствующую информацию, можно решить следующие задачи:
а) Отделить бесполезные работы от полезных для сокращения штата;
б) Исключить ненужное дублирование работ;
в) Максимально расширить рабочие функции, задачи, решаемые работником, избегая узкой специализации.
В результате проделанной работы отдел кадров составляет для себя описание всех работ - рабочих, технических, административных и т.п. Эта информация необходима для принятия решения о перемещениях рабочей силы, реорганизациях, найме рабочей силы, установлении зарплаты, оценке деятельности кадров, повышении и понижении в должности.
Планирование трудовых ресурсов - это система комплексных решений, позволяющих:
а) Обеспечить организацию необходимым персоналом;
б) Подобрать таких людей, которые могли бы решать поставленные задачи и ставить новые;
в) Обеспечивать необходимый уровень квалификации работников;
г) Обеспечивать максимально возможное активное участие работников в деятельности организации.
Сам процесс планирования может включать разные этапы, например, такие, как:
а) Определение проблем и целей организации;
б) Сбор необходимой информации;
в) Поиск решения в виде мероприятий по достижению цели;
г) Реализация решения;
д) Контроль за всем процессом.
Существует множество видов планирования. Среди них чаще всего в ООО "Л-Этуаль" используются следующие:
а) Стратегическое планирование, позволяющее путем использования потенциала организации, включая кадровый, свести к минимуму слабые места в организации;
б)
Оперативное планирование - планирование
мероприятий.
Планирование целей в сфере персонала
- это политика в отношении персонала.
Все виды планирования целесообразно
осуществлять как планирование по результатам.
В основе планирования по результатам лежат следующие действия:
-определение результатов;
-оперативное управление деятельностью по достижению результатов;
-контроль на всех стадиях функционирования и развития.
При этом устанавливается четкая прямая связь между задачами структурных подразделений и задачами отдельных работников, а также ответственностью каждого работника за результат его деятельности, а также за общий результат. Например, при планировании трудовых ресурсов ООО "Л-Этуаль" используют следующие результаты деятельности компании:
-результаты коммерческой деятельности;
-результаты функциональной деятельности - количество и качество продукции, качество работ, услуг, и т.д.;
-уровень квалификации кадров;
-уровень профессионального опыта;
-уровень здоровья работника - физического и психического;
Уровень мотивированности работника.
Развитие персонала неразрывно связано с общей системой планирования организации. В целом система планирования деятельности организации включает планирование в следующей последовательности:
-трудовых ресурсов;
-сбыта;
-производства;
-организационного развития;
-технического развития;
-финансов;
-капитальных вложений и т.д.
Планирование персонала осуществляется одновременно с каждым видом планирования, так как каждый вид деятельности должен быть обеспечен человеческими ресурсами. В то же время планирование в сфере персонала нередко разделяют на отдельные части. Планирование персонала нередко позволяет разрешать конфликтные ситуации в организации. К таким ситуациям относятся:
а) Незаполненность рабочих мест;
б) Несоответствие работника занимаемому месту;
в) Неудовлетворенность работника условиям работы и др.
Информация о работе Норма численности и методы ее расчета на примере ООО Л-Этуаль