Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение неравенства в заработной плате как источник экономического неравенства.
Данная цель определяет следующие задачи:
рассмотреть экономическое неравенство, влияние неравенства на динамику экономического развития, причины неравенства заработной платы среди населения РФ;
провести анализ показателей, характеризующих неравенство в заработной плате и экономическое неравенство, а также негативных последствий неравенства.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Сущность неравенства в заработной плате как источник экономического неравенства 4
1.1 Экономическое неравенство. Понятие и влияние неравенства на динамику экономического развития 4
1.2. Причины неравенства заработной платы среди населения Российской Федерации. 9
Глава 2. Анализ неравенства заработной платы в Российской Федерации. 13
2.1. Анализ показателей, характеризующих неравенство в заработной плате и экономическое неравенство. 13
2.2. Негативные последствия неравенства 18
Глава 3. Пути решения проблем неравенства. 21
3.1. Пути снижения дифференциации доходов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
Существуют также показатели, измеряющие неравенство заработной платы степенью концентрации доходов. Они отвечают на вопрос: какая доля доходов сосредоточена в руках той или иной группы населения с данной численностью или удельным весом. Следовательно, место каждой группы характеризуется двумя величинами: долей в общей численности и долей присваиваемых доходов. Чем глубже расслоение, экономическое неравенство членов общества, тем большая часть богатства концентрируется в руках немногих, тем больше разница между первой и второй долями. Соотношение между ними является показателем неравномерности распределения и может быть представлено графически (так называемая кривая Лоренца).
А также используется коэффициент Джини — индекс концентрации доходов, показывающий степень расслоения общества, — составляет 0,41 (1 — абсолютное неравенство, 0 — равномерное распределение). У 10% самых бедных сконцентрировано, как и в 2009 г., 1,9% всех доходов, у 10% самых обеспеченных — 30,5%. В сравнении с 2008 г. доли почти не изменились (1,8 и 31,5% соответственно). Доходы 20% наименее обеспеченных в 15,8 раза меньше, чем у 20% с наивысшими доходами.17
Таким
образом, в настоящее время для
Российской Федерации характерны рост
неравенства и бедности. Быстрый рост
безработицы, а также снижение заработной
платы и пенсий в сочетании с высочайшей
инфляцией привели к тому, что миллионы
людей оказались за чертой бедности.
При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии
гарантированной работы, будущее многих
семей стало неопределённым.
2.2. Негативные последствия неравенства
Изменения
в доходах населения и
Известно,
что от неравенства заработной платы
зависит множество факторов, происходят
различные экономические
Росстат опубликовал подсчеты потребительской инфляции в зависимости от дохода того или другого потребителя (Представлены на рисунке 3, Приложение Г).
Из данных графиков видно, что инфляция бьет по беднякам гораздо больнее, чем по богатеям. Можно, правда, отметить в порядке некоторого парадокса, что закуска вкупе с выпивкой дорожают почти одинаковыми темпами для всех доходных групп, независимо от доходов.
Напротив, девальвация рубля в 2009 и последующий спад экспортной выручки и импорта привели к выравниванию темпов обесценения доходов и сбережений для богатых и бедных. Из-за падения прибыли и доходов от собственности, а также повышения пенсий благодаря кризису и номинальное доходное неравенство ощутимо снизилось. Коэффициент фондов (соотношение доходов верхних 10% к беднейшим 10%) в прошлом году снизился до 16.7, а Джини – до 0.422. В начале 2010-го доходное выравнивание продолжилось. Однако обозначившийся к лету уже совершенно четко разрыв в темпах инфляции для бедных и богатых, похоже, вернул разрыв в реальных доходах богатых и бедных к исходным позициям.
Отсюда вытекает еще один довольно печальный вывод – чем лучше будет состояние российской экономики, тем сильнее в нем в нем, при прочих равных условиях, будет расти дифференциация реальных доходов. Выправление этой ситуации требует дополнительной работы государства через налоговый пресс и систему адресных субсидий. Но надо иметь в виду, что прямая денежная помощь через пособия и пенсии может оказаться неэффективной, так как может привести к разгону инфляции для соответствующих доходных групп, что мы и наблюдаем сегодня.19
Таким
образом, следует сделать вывод, что социально-экономическое
неравенство является принципиально важным
фактором в объяснении экономической
динамики и динамики демографических
процессов; избыточное социально-экономическое
неравенство в России достигло угрожающих
величин и является основным препятствием
для расширенного воспроизводства человеческого
капитала и повышения темпов экономического
роста, показатели неравенства и относительной
бедности должны стать ключевым ориентиром
согласованной экономической, социальной
и институциональной политики; без радикального
пересмотра распределительных отношений
(увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы
и увеличения доходов малоимущих до уровня,
соответствующего нормам социального
государства) мы не решим проблему нарастающей
относительной бедности и увеличивающегося
разрыва бедные - богатые.
Глава 3. Пути решения проблем неравенства.
3.1. Пути снижения дифференциации
доходов
Основной целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения.
Среди
способов прямого воздействия на
уровень доходов населения и
их распределение основным является
законодательное установление минимального
уровня заработной платы. Она должна
быть связана с прожиточным
Также следует не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку.
Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.
Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции.
Любое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить доступность таких услуг в условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем россиянам минимальный стандарт жилищных условий. Только такие меры способны обеспечить необходимое качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных случаях.
Государственной поддержки требуют также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные средства в бюджете. На такие регионы должны распространяться налоговые льготы, льготы по отчислению в федеральный бюджет.21
Также, на пути решения проблемы неравенства главным регулятором должна стать прогрессивная шкала налогообложения, но не по заработной плате, а по совокупным доходам, иначе мы ударим по всему работающему населению. И это не значит, что нужно опять все отнять и разделить. Дело в том, что государство тем самым обеспечивает определенный уровень социальных гарантий и определяет свои приоритеты по отношению к бюджетной сфере: здравоохранению, образованию, науке и т. д. Сегодня в России налоговая система построена таким образом: с общего фонда оплаты труда отчисляются 26 % единого социального налога, 13 % подоходного налога берется непосредственно с зарплаты сотрудника. Итого 39 % — почти половина заработанного — уходит на налоги. Что же у богатого человека? Он вложил деньги в акции, положил в банк на депозит, а налог на дивиденды составляет всего 9 %, с банковского капитала он равен и вовсе нескольким процентам. Предприниматель, к примеру, платит налог по упрощенной системе — 6 %. А ведь в структуре доходов богатых почти 70 % составляют как раз эти дополнительные доходы, а не зарплата (в Москве — больше 90 %). Вот и получается, что реальная налоговая нагрузка на богатых, живущих на «рентные» доходы, в несколько раз меньше, чем на получающих зарплату! 22
В Европе налоги на доходы составляют в среднем 50 %, а в Норвегии вообще 80 %, благодаря чему им и удается достичь в определенном смысле социальной гармонии. В Америке первоначальное неравенство доходов (до взимания налогов и выплаты социальных трансфертов) тоже очень большое — коэффициент дифференциации составляет порядка 70. Но как только включается налоговая система, то сразу неравенство уменьшается в пять раз, а доходы низкодоходных групп вырастают в пять раз, так как выравниваются за счет социальных трансфертов. И уровень бедности там является своеобразным индикатором, после которого назначаются различные дотации и выплаты. У нас же статус бедности ничего не меняет — просто записали тебя в бедные и никаких дотаций не платят, только пособие на ребенка немного в большем размере.
Просчитано, что введение прогрессивной шкалы на совокупные доходы со ставками налогов в пределах, принятых в Европе, позволит решить все наши проблемы: увеличить пенсию в четыре раза, минимальную заработную плату в 3,5 раза, зарплату бюджетникам в 2,5–3 раза, и на все это хватит денег! К тому же механизм перераспределения безинфляционный, так как денежная масса не увеличивается. Есть и еще один плюс: все богатые ориентированы на импортные товары, а когда мы увеличим доходы низкодоходных групп, ориентированных на отечественные товары, появится спрос на нашу продукцию, который станет стимулом для развития экономики.23
Таким
образом, следует выделить главные
способы решения проблемы дифференциации
доходов: социальная политика государства,
социальные трансферты и прогрессивное
налогообложение.
Заключение
Анализ
изменений в уровне жизни населения
России в последние годы показал,
что сохранение низкого жизненного
уровня большинства населения
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат создании институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами. Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда. Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.