Модель функционирования фирмы в рыночной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности:
- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;
- определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик;
- организация технической подготовки и технического обслуживания производства;
- определение и управление кадровым составом предприятия;
- выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей;
- получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат);
- определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство все

Содержание

введение………………………………………………………………………..3
МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ…...5
1.1. Общая структура модели рыночного типа……………………………...5
1.2. Основные функции фирмы. Маркетинг………………………………...8
1.3. Производство и материально-техническое обеспечение.
Финансы и учёт……………………………………………………………....13
1.4. Управление персоналом………………………………………………...19
Характеристика деятельности ОАО «Соломбальский ЛДК»…………………………………………………………………………..23
Общая характеристика предприятия……………………………………23
Производство……………………………………………………………..24
Инновационная деятельность…………………………………………...25
Маркетинговая стратегия………………………………………………..26
Финансовое хозяйство и учет…………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованной литературы и источников………...32

Работа содержит 1 файл

1063 Модель функционирования фирмы в рыночной среде Вар 3 СГМУ 2012.doc

— 260.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

введение………………………………………………………………………..3

  1. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ…...5

1.1. Общая структура модели рыночного типа……………………………...5

1.2. Основные функции фирмы. Маркетинг………………………………...8

1.3. Производство и материально-техническое обеспечение.

Финансы и учёт……………………………………………………………....13

1.4. Управление персоналом………………………………………………...19

  1. Характеристика деятельности ОАО «Соломбальский ЛДК»…………………………………………………………………………..23
    1. Общая характеристика предприятия……………………………………23
    2. Производство……………………………………………………………..24
    3. Инновационная деятельность…………………………………………...25
    4. Маркетинговая стратегия………………………………………………..26
    5. Финансовое хозяйство и учет…………………………………………...28

Заключение…………………………………………………………………..30

Список  использованной литературы и источников………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Существенным качеством  современного предприятия, фирмы является способность гибко реагировать  на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие изменения к этим целям. Для этого менеджерам и специалистам надо быть компетентными в избранной сфере деятельности.

Конкретным содержанием  управления производственной деятельностью  являются, в частности:

- выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест;

- определение состава  оборудования с учетом его  технико-экономических характеристик;

- организация технической  подготовки и технического обслуживания производства;

- определение и управление  кадровым составом предприятия;

- выбор и организация  производства продукции, исходя  из интересов рыночных потребителей;

- получение в результате  производства необходимого соотношения  экономических результатов (прибыли и затрат);

- определение и организация  рационального движения предметов  труда, темпов выпуска и запуска  в производство всей номенклатуры  продукции;

- организация материально-технического  снабжения производства, исходя  из его бесперебойного функционирования;

- организация управления  предприятием;

- решение задач социального  развития коллектива.

При выполнении курсовой работы ставилась задача ознакомится с теоретическим материалом по дисциплине «Экономика фирмы», охарактеризовать модель функционирования фирмы в рыночной среде, рассмотреть основные подсистемы модели, а также на конкретном примере (ОАО «Соломбальский ЛДК»)  рассмотреть все сферы деятельности фирмы (производство, инновационную деятельность, маркетинговую стратегию, финансовое хозяйство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая структура модели рыночного типа

 

    1. Общая структура модели рыночного типа

 

 

 

Любое предпринимательское  предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все хозяйствующие субъекты (кроме единоличных предпринимателей), состоят из частей, называемых подсистемами. Успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует. Эти подсистемы формируются исходя из принципов горизонтального разделения труда  и соответствуют таким основным функциям предпринимательской деятельности, как:

  1. производство и научно-техническое развитие;
  2. материально-техническое обеспечение;
  3. сбыт;
  4. финансовое хозяйство и учет;
  5. управление персоналом.

Осуществление деятельности в рамках этих функциональных сфер предпринимательской деятельности, а также взаимодействие с другими элементами хозяйственной среды (внешними блоками) называется операционными функциями фирмы.

Четыре из пяти перечисленных функциональных сфер деятельности (маркетинг, материально-техническое  обеспечение, финансовое хозяйство  и учет, управление персоналом) имеют непосредственное взаимодействие с внешними блоками (институтами). Это можно изобразить следующим образом:

 

Функциональные сферы  деятельности фирмы

   

     Внешние  связи (рынки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Объединив все факторы прямого  и косвенного воздействия внешней среды с функциональными сферами предпринимательской деятельности, получим полную модель фирмы рыночного типа.(см.рис.1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.  Полная модель фирмы рыночного типа

Разумеется, как и любая  модель, данная схема отражает действительность ограниченно, показывая лишь принципиальные взаимосвязи различных факторов, определяющих деятельность фирмы в условиях рыночной среды.

Основные функции фирмы  и их взаимодействие с внешней  средой, которые демонстрирует модель, являются справедливыми для любой фирмы - независимо от ее вида деятельности (производство, обслуживание), независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, а также независимо от ее размера (состоит ли фирма из нескольких человек или же из нескольких тысяч работающих).

Основная идея модели заключается в том, чтобы раскрыть главную функцию фирмы - преобразовывать  все виды ресурсов,  приобретенные  на рынках снабжения, в ходе производственного  процесса, в котором участвуют  производственный аппарат и трудовые ресурсы, полученные на рынке труда, в готовую для реализации на рынках сбыта продукцию и услуги. Конечный результат такой предпринимательской деятельности (выручка от реализации) вновь поступает в экономический кругооборот. Кроме того, модель показывает, что такой четкой границы между отдельными подсистемами (функциями) в действительности не существует. Более того, они теснейшим образом связаны друг с другом. Одной из главных функций управления фирмой как раз и является обеспечение слаженной работы всех подсистем для достижения общего результата. [7, с.63-65]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные функции фирмы. Маркетинг

 

 

 

Последовательность и  взаимосвязи указанных функциональных сфер деятельности в самом общем  виде могут быть охарактеризованы следующим  образом.

Производство и научно-техническое  развитие - организация производственной и научно-технической деятельности фирмы по изготовлению конкурентной на рынках продукции и оказанию услуг  потребителям высокого качества и в  нужном ассортименте.

Материально-техническое обеспечение - приобретение, хранение, подготовка к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов для бесперебойного выпуска продукции и выполнения услуг, а также для технического развития фирмы.

Сбыт - деятельность по упаковке, хранению, отгрузке, транспортировке готовой продукции от производителя к потребителю.

Финансовое хозяйство  и учет - обеспечение фирмы необходимыми финансовыми ресурсами, учет и контроль всех хозяйственных операций, затрат и результатов хозяйственной деятельности, своевременность расчетов фирмы с поставщиками и покупателями, банками, налоговыми и другими финансово-кредитными органами.

Управление персоналом - отбор и прием на работу работников в соответствии с потребностями  предпринимательской деятельности, решение всех вопросов, связанных с использованием рабочей силы.

Следует обратить внимание и на взаимосвязь таких сфер деятельности фирмы как снабжение, производство и сбыт. В процессе движения и  трансформации материальных ресурсов (предметов труда) достигается задача получения необходимых продуктов и услуг там, где они необходимы и тогда, когда они требуются. Это относится и к обеспечению производства сырьем, материалами, комплектующими, полуфабрикатами и продуктами незавершенного производства, и к обеспечению конечного потребителя готовыми изделиями. Весь этот сложный процесс, в котором никогда не бывает остановок, представляет уникальную область деятельности фирмы – логистику. [7, с.64]

Одним из основных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима главная цель любого предпринимателя – получение максимальной прибыли. Оно предусматривает рациональное использование все уменьшающихся ресурсов. Невыполнение этого требования делает весьма проблематичным включение российской экономики в международное разделение труда.

Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.

Основные функции маркетинга:

  1. комплексное изучение конкретного рынка, его проблем и перспектив;
  2. макетное планирование товарного ассортимента предприятия с учетом требований рынка и производственных возможностей;
  3. формирование спроса и проведение мероприятий по стимулированию сбыта с целью обеспечения соответствия производственных возможностей предприятия требованиям рынка;
  4. макетное планирование сбытовых операций;
  5. управление и контроль за маркетинговой деятельностью.

Перечисленные функции  маркетинга могут выполняться одна за другой. В таком случае реализация каждой последующей функции маркетинга не возможна без реализации предыдущей.[5, с.323]

Управление   маркетингом - это   анализ,    планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.[3,с.13]

Существует множество  концепций маркетинга, отражающих различные  специфичные подходы и методы достижения цели, усиление тех или  иных элементов. Наиболее известны пять основных подходов, на основе которых  коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории экономики и основные социальные, экономические и политические перемены за последние 50 лет. Общая тенденция развития - перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.

  • Концепция совершенствования производства. Это один из самых старых подходов, которым руководствуются продавцы.

  • Концепция совершенствования  производства утверждает, что потребители  будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

    Концепция совершенствования  товара. Это еще один основополагающий подход, которым руководствуются продавцы. Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Концепция совершенствования товара часто приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов.

    Информация о работе Модель функционирования фирмы в рыночной среде