Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:52, реферат
Внимание и интерес к развитию человеческих ресурсов и управлению трудом на микроуровне сегодня неуклонно возрастают. Одной из главных причин является исчерпание наиболее простых источников роста доходов во время рыночных преобразований. Сегодня многие предприятия столкнулись с различными кадровыми проблемами, сложностями с расширением производства из-за отсутствия соответствующих специалистов на национальном рынке труда, оттоком интеллектуальных ресурсов за рубеж. Именно поэтому постепенно приходит осознание необходимости развивать и обучать своих сотрудников, развивать систему накопления и использования их знаний, повышать эффективность управления трудом и имеющимися человеческими ресурсами.
Типы
социального управления.
Учитывая исторический подход, типы социального управления можно
классифицировать в соответствии с этапами развития общества:
родоплеменное управле-ние, управление в рабовладельческом, феодальном,
капиталистическом и социалистическом обществах.
В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью
и пользующиеся авторитетом, выступали выразителями «доброй воли» и
осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности
родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль
играло групповое сознание, воплощенное в традициях, с чем связан
свойственный родоплеменному мышлению ритуально-символический характер
коллективных решений и практических действий. Здесь еще слабо
дифференцирована сфера субъекта и объекта управления.
В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные
принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и
объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными
законами, то при рабовладении появляются писаные законы (например, законы
Хаммурапи). Своего высшего развития законодательная власть впервые
достигла в римском праве. Именно на этой стадии развития общества
управление обрело классовое содержание. Рабы выступали лишь как объект
управления, подвергаясь крайне жесткой его форме, уподобляющей их
домашним животным.
В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем
управления - политических, правовых, нравственных, религиозных,
философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие
принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в
целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер
(передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы
материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура
земледелия, художественная и др.). Для феодализма вообще характерна сложная
иерархичность субъекта управления.
В основе изменения и
процессами при капитализме лежали процессы развития материального и
духовного производства, форм собственности, различных видов конкурентной
борьбы, а в этой связи и правовых отношений. В период своего
становления капитализм вывел на жизненную арену массу волевых, одаренных,
предприимчивых и талантливых людей, умевших организовать свое дело в
интересах и развития производства, и получения прибыли. Были максимально
использованы достижения науки и техники, а также вскрыты глубокие
резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае
организация управления имела четко выраженный целенаправленный
характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам
рынка[1].
В условиях общей демократизации общественной жизни политическая
власть, навсегда утратив наследственный характер, становится
выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить
различными звеньями общественной жизни.
На государственно-
система управления сочетает в себе последние достижения в области
организации и управления с системой эксплуатации трудящихся. Усложнились
и механизмы обратной связи в виде прямых и косвенных форм контроля
за деятельностью законодательных и исполнительных органов со
стороны трудящихся: это и выборы, и общественное мнение, которое
фиксируется определенными институтами, тщательно изучается и как-то
принимается в расчет, и массовые выступления широких слоев
населения, прежде всего борцов за мир, против ядерной угрозы, за
сохранение окружающей среды и т.д. Управление различными видами
материального и духовного производства стало самостоятельной профессией,
требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера.
Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на
экономические исследования, социологию, психологию, математику,
кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных
специалистов по управлению различными областями деятельности. Важными
элементами системы управления наиболее развитых государств являются
выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации
труда, системы учета и контроля, широкое использование электронно-
вычислительной техники, информатики и т.п.
Итак, социальное управление
носит конкретно-исторический,
классовом обществе классовый характер. Любой общественной формации наряду
с общими принципами управления присуща и своя специфика, которая
проявляется в целях, формах и методах его осуществления. Общим для всех
антагонистических формаций является то, что классовые противоречия
определяют и специфику управления: здесь каждый человек управляем, но
далеко не каждый управляет, то есть, управляет одна часть общества
(меньшинство), а объектом управления оказывается другая часть
(большинство).
Управление в социалистическом обществе имеет качественно иной
характер по сравнению с управлением на всех предшествующих ступенях
развития общества. Это выражается, прежде всего, в том, что здесь человек
(народ) не только управляем, но и сам получает реальную возможность
воздействовать на управление. Для социалистического управления характерны:
глубокий гуманизм и демократизм целей управления; плановость его
методов; системность подхода к выработке управленческих решений; такое
взаимодействие субъекта и объекта управления, которое предполагает в
качестве своей фундаментальной основы широкое развитие форм общественного
самоуправления. Вся система управления при социализме нацелена на повышение
эффективности и качества продукции, заинтересованности каждого трудящегося
в результатах своего труда, на развертывание инициативы и
социалистической предприимчивости, а, в конечном счете, на увеличение
вклада каждого звена народного хозяйства в достижение высшей цели -
наиболее полного удовлетворения потребностей общества, направленных на
возвышение человеческой личности.
Выдвинутая перед нашим обществом задача ускорения социально-
экономического развития страны предъявляет соответствующие требова-ния и к
совершенствованию системы управления, его организационных принципов и
структуры. Оно должно опираться на глубокое и всестороннее использование
экономических законов, преимуществ социалистической системы хозяйства, на
рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс
трудящихся, то есть человеческий фактор в его конкретном выражении, и,
кроме того, учитывать и социальные потребности, нужды людей. Это возможно
лишь при выполнении условия оптимального сочетания личных интересов,
интересов трудовых коллективов, различных социальных групп с
общегосударственными,
общенародными интересами.
Управление
как фактор социального
развития.
Управление необходимо в целях не только сохранения и поддержания
функционального здоровья системы, но и ее развития.
Особенно важной эта сторона управленческой деятельности
становится при гармоничном типе развития, снимающем напряжение между
неантагонистическими противоречиями. Управление в таких случаях становится
рычагом или, наоборот, тормозом развития социальной системы.
Для проведения успешной управленческой деятельности мало одного
только научного постижения объективных законов развития общества (хотя оно
и является необходимым условием). Ведь законы - общие тенденции движения
общества, а для конкретного социально-исторического управления необходимо
знать не только эти основные тенденции, но и причины появления тех или
иных социальных явлений (в том числе и негативных), управление которыми
в каждом данном случае и будет реальным фактором социальной эволюции.
Неверное определение причин противоречий, даже при адекватном понимании
общей тенденции их разрешения, всегда мешает найти верное управленческое
решение.
Кроме общих законов развития и конкретных причин тех или иных
социальных явлений необходимо при составлении управленческой программы
учитывать еще множество других факторов, например, морально-психологическую
атмосферу в обществе, от которой зависит исполнение управленческого
решения (учет принципа обратной связи). Необходимо ежеминутно сверять
управленческую программу с конкретными интересами людей, с динамикой
интересов, игнорирование которых может привести к неудаче управленческой
деятельности.
Искусство управления, таким образом, заключается в умении
корректировать общее частным и особенным и в то же время так
воздействовать на частное и особенное, чтобы они не выходили за пределы
Информация о работе Микроэкономические проблемы трудовой деятельности