Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:52, реферат
Внимание и интерес к развитию человеческих ресурсов и управлению трудом на микроуровне сегодня неуклонно возрастают. Одной из главных причин является исчерпание наиболее простых источников роста доходов во время рыночных преобразований. Сегодня многие предприятия столкнулись с различными кадровыми проблемами, сложностями с расширением производства из-за отсутствия соответствующих специалистов на национальном рынке труда, оттоком интеллектуальных ресурсов за рубеж. Именно поэтому постепенно приходит осознание необходимости развивать и обучать своих сотрудников, развивать систему накопления и использования их знаний, повышать эффективность управления трудом и имеющимися человеческими ресурсами.
Микроэкономические
проблемы труда
Внимание и
интерес к развитию человеческих
ресурсов и управлению трудом на микроуровне
сегодня неуклонно возрастают. Одной
из главных причин является исчерпание
наиболее простых источников роста
доходов во время рыночных преобразований.
Сегодня многие предприятия столкнулись
с различными кадровыми проблемами, сложностями
с расширением производства из-за отсутствия
соответствующих специалистов на национальном
рынке труда, оттоком интеллектуальных
ресурсов за рубеж. Именно поэтому постепенно
приходит осознание необходимости развивать
и обучать своих сотрудников, развивать
систему накопления и использования их
знаний, повышать эффективность управления
трудом и имеющимися человеческими ресурсами.
Вместе с тем, существует ряд нерешённых
проблем, с которыми сталкивается почти
каждое предприятие, которое предпринимает
попытки поменять свое отношение к собственным
человеческим ресурсам, внедрить и реализовывать
разработанную систему управления персоналом.
В связи с этим целью данной работы является
сформулировать и рассмотреть наиболее
актуальные проблемы в области управления
трудом на уровне предприятия.
Кадровый реинжиниринг
Фундаментальное
переосмысление и радикальная перестройка
структурно-функционального и
Одним из важнейших
инструментов кадрового реинжиниринга
считается аттестация рабочих мест.
В отечественной практике в настоящее
время чаще всего аттестуется только техника
безопасности, т.е. условия труда. В зарубежной
же практике под аттестацией рабочих мест
подразумевается комплексная оценка функций,
выполняемых на конкретных рабочих местах,
с учетом их роли в структуре целостного
этапа выполняемых организацией функций.
Сегодня на предприятиях
Украины рабочие места
Часто проблема
аттестации состоит в неполном представлении
о компонентах, входящих в понятие
«рабочее место», и ошибочной последовательности
в выполняемых при его анализе
процедурах. Аттестация должна пройти
несколько этапов. Первый из них – нормирование,
на котором производится измерение времени
выполнения, результатов и качества работы.
Сейчас же чаще других используется только
один из способов нормирования, в котором
за основу берутся только объемы выполняемой
работы, но не ее качество. За нормированием
следует аттестация рабочих мест, их паспортизация
и тарификация. Чтобы освоить логически
упорядоченную последовательность этапов
необходимо обучение многих руководителей
и обмен опытом между ними.
Одним из недостатков
классической теории и практики управления,
ориентированной на формализацию должностных
функций с помощью должностных
инструкций, является негибкость и
жесткий характер распределения
функций между подразделениями
и между работниками внутри подразделений.
Это приводит к тому, что ситуация постоянно
опережает разработанные на длительное
время организационные структуры и должностные
инструкции. Они неминуемо отстают от
требований условий хозяйствования и
НТП, в значительной степени сдерживают
прогрессивные процессы либо вообще перестают
выполняться. Попытки своевременно пересматривать
всю совокупность регламентирующих трудовую
жизнь организации документов, как правило,
не решают проблему, потому что это длительная
и трудоемкая работа, к окончанию которой
часто выясняется, что появляются все
новые и новые обстоятельства, которые
оказываются неучтенными. Поэтому чаще
всего должностные инструкции на предприятиях
имеют формальный характер, никем не исполняются,
а круг реально исполняемых работниками
обязанностей определяется некими неписаными
правилами, договоренностями, обстоятельствами.
Альтернативные
формализаторскому подходу
Принятие решения
о том, какой из методов распределения
функций и контроля за их исполнением
найдет наиболее широкое применение
должно основываться на анализе соотношения
повторяющихся и изменяющихся функций
и направлений деятельности. Наиболее
распространенным методом для информационной
подготовки такого решения является анализ
деятельности (Job Analysis). Чаще всего конкретное
рабочее место предполагает сочетание
повторяющихся и изменяющихся функций.
Соответственно их пропорции упор может
делаться на то или иное соотношение стандартного
контроля с помощью должностных инструкций
и контроля посредством индивидуальных
планов, периодических собеседований
и оценок. В таких условиях должностным
инструкциям отводится роль общего указания
на место должности в системе управленческих
диспозиций. Они призваны определять самые
общие моменты в деятельности работников.
При программно-целевом
управлении для достижения четко
поставленной подразделению цели его
коллектив действует как относительно
самостоятельная единая команда, которая
использует все имеющиеся в ее распоряжении
ресурсы. Обязанности распределяются
соответственно требованиям ситуации,
определяются конкретные задачи, критерии
и сроки их выполнения. На этой базе основывается
оценка деятельности, оплата и премирование
труда работников. Понятно, что при таком
методе управления самое активное участие
уже на стадии планирования работ, а также
и в процессе их реализации должны принимать
сами исполнители – рядовые работники
подразделений. Зарубежный опыт показывает,
что наиболее сложной в программно-целевом
методе является разработка конкретных
целевых показателей для каждого работника.
Процедура их выработки должна проходить
несколько этапов:
1. Для каждого
работника определяется перечень главных
обязанностей, среди которых выделяются
регулярно осуществляемые специалистом
функции и целевые мероприятия разового
характера на планируемый период, например,
на квартал. При этом имеется в виду, что
если исполнение целевых мероприятий
может быть непосредственно проконтролировано
и оценено, то для четкого понимания, контроля
и оценки исполнения функций необходимо
произвести их дальнейшую декомпозицию.
2. Определяется
подотчетный работнику состав
каждой функции (сфера
3. Для каждой
категории выбирается
4. По каждому
из показателей
5. В том случае,
если в дальнейшем
Методика проведения
периодической оценки и собеседования
позволяет руководителю подобрать
индивидуальный подход к каждому
сотруднику. Это, предусматривает: делегирование
полномочий, обучение и развитие персонала,
стимулирование сотрудников к высокопроизводительному
труду, эффективное планирование их деятельности.
Собеседования с работниками постепенно
занимают одно из ключевых мест в деятельности
руководителей. Как показывают результаты
последних исследований, популярность
умений, входящих в собеседование, занимает
одно из первых мест как у опытных менеджеров,
так и у студентов бизнес-школ. В то же
время в нашей стране этим методам уделяется
относительно незначительное внимание
по сравнению с исторически более ранними
методами формализации производственных
функций работников.
Накапливаемая
информация о проведенных собеседованиях
и результатах оценки сотрудника
позволяют избежать при аттестации
персонала и принятии важных кадровых
решений таких характерных ошибок,
как излишняя снисходительность или требовательность,
личная предрасположенность, учет только
последних событий, тенденция оценивать
деятельность работника под влиянием
и на основании общего впечатления (хорошего
или плохого), производимого сотрудником,
а не результатов его работы.
Развитие
и обучение персонала
Под развитием
персонала следует понимать
1) диагностику
актуального состояния
Достигается несколькими
методиками. Среди них: анализ производительности
и качества работы, собеседование (интервьюирование)
с работником, психологическое тестирование.
Следует учитывать, что применимость теста
как любого другого метода имеет свои
границы. Например, тесты теряют в своей
информативности в том случае, если их
используют для измерения качеств сотрудников,
работающих в организации достаточно
длительное время и хорошо знакомых коллегам.
Гораздо информативнее использование
оценки качеств сотрудника его коллегами.
Другое ограничение состоит в том, что
не желательно применение тестов сотрудниками,
не имеющими психологического образования.
Если руководителю до конца ясны причины
неудач подчиненного, он может рекомендовать
подчиненному пройти аттестацию и в ее
рамках процедуру психологического тестирования.
2) мотивирование
работников на развитие и
3) определение
стратегических целей развития;
Мотивирование
работника на развитие и служебный
рост – одна из важнейших работ
как его непосредственного
Информация о работе Микроэкономические проблемы трудовой деятельности