Методы управления муниципальным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:38, дипломная работа

Описание работы

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4

1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника

муниципального имущества. 4

1.2 Понятие, цели и методы управления муниципальным имуществом 10

2 Управление муниципальной собственностью в Перелюбском

муниципальном районе 17

2.1 Нормативно-правовая база управления собственностью в Перелюбском

муниципальном районе 17

2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 21

2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского

муниципального района 24

3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском

муниципальном районе и пути их разрешения 30

Заключение 36

Список использованных источников 38

Приложения 40

Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в

муниципальной собственности Перелюбского района 40

Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского

муниципального района 41

Работа содержит 1 файл

методы управления муниц имущ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

      Единственная  область, где приватизация еще имеет место - это муниципальный жилой фонд. Квартиры и дома, находящиеся в муниципальной собственности по мере необходимости приватизируются жильцами с разрешения руководителей учреждений и предприятий, за которыми закреплено жилье. Данные о ходе приватизации муниципального жилья приведены в таблице 2.

      Из  таблицы видно, что большинство муниципальных квартир приватизировано (708 из 856). Но в муниципальной собственности остаются еще 148 квартир, которые в ближайшее время могут быть приватизированы. Но следует отметить, что от приватизации жилого фонда муниципальное образование дохода не получает. Все жилые квартиры передаются в частную собственность безвозмездно.

      Основным  способом управления муниципальным имуществом Перелюбского муниципального района с целью получения дохода является сдача помещений в аренду заинтересованным юридическим и физическим лицам. Все договоры аренды недвижимости отдел экономики, инвестиционной политики и управления собственностью заключает сроком на 11 месяцев, т.к. по действующему законодательству больший срок регистрации предполагает, что собственность прошла процедуру регистрации в Саратовской областной регистрационной палате, а перелюбская муниципальная собственность такую процедуру еще не прошла1).

Таблица 2-Приватизация муниципального жилого фонда Перелюбского муниципального района (на 01.07.03)

Показатели

Предприятие/ Учреждение

Количество квартир к началу приватизации из них приватизированно остаток
МУП «ЖКХ» 838 703 135
МУ  «Отдел образования администрации МО Перелюбского района» 12 2 10
ММУ «Перелюбская ЦРБ» 6 3 3
Всего 856 708 148
 

      Арендаторами  выступают как некоммерческие государственные и муниципальные учреждения, так и коммерческие организации, в т.ч. и индивидуальные предприниматели. С каждым арендатором отдел экономики, инвестиционной политики и управления собственностью заключает типовой договор, в котором оговариваются срок аренды, назначение арендуемого помещения, условия его эксплуатации, права и обязанности сторон. Состав арендаторов постоянный, он сформирован уже достаточно давно, и изменения в нем происходят крайне редко. Поэтому договоры по истечении срока действия автоматически перезаключаются. Помещения арендуются в основном под офисы, а также на торговые и производственные нужды. Но есть и аренда гаражей для легковых автомобилей (АКХ «Октябрьская»), помещения под кабинет зубопротезирования (ЧП Гаврилов В.И.). Арендуемые площади находятся в зданиях Администрации, Управления сельского хозяйства и продовольствия МУП «Редакция газеты «Целинник»», МП «Ателье разнобытовых услуг», МУ «Отдел образования Администрации МО Перелюбского муниципального района» и в поселковых домах культуры.

      Размер  арендной платы, взимаемой за аренду муниципального нежилого фонда, устанавливается  постановлением Главы администрации района. В настоящее время действует ставка, утвержденная Постановлением «Об изменении ставок арендной платы» №289 от 11.10.2000 г. Главы администрации МО Перелюбского муниципального района, в размере 250 руб. в год за 1кв.м. с 1 октября 2000 г.. Общая площадь сдаваемых в аренду помещений равна 708,4 кв.м., а совокупный доход от аренды муниципального нежилого фонда составляет 177100 руб. в год. Эти деньги арендаторы перечисляют на расчетный счет администрации, а там они зачисляются в доходную часть бюджета муниципального образования.

      Отделом экономики, инвестиционной политики и управления собственностью был заключен договор с Отделением Федерального Казначейства Министерства Финансов РФ по Перелюбскому муниципальному району I июня 2002 года на передачу имущества в безвозмездное пользование. По этому договору ОФК по Перелюбскому муниципальному району был передан кирпичный гараж площадью 20 кв.м. в безвозмездное пользование на 15 лет.

      Отделом также был заключен договор 19 октября 1999 года на передачу Перелюбскому муниципальному районному подразделению Службы судебных приставов Министерства Юстиции Саратовской области в оперативное управление помещение площадью 59,7 кв.м. в здании бывшей школы сроком на 5 лет.

      Эти договоры были заключены в соответствии с указаниями Правительства Саратовской области и Главы администрации района об обеспечении данных служб помещениями. Никаких поступлений они в бюджет муниципального образования не принесли.

      Как отмечалось в п.2.2 крупной составляющей муниципального имущества является земля. Для получения дохода органы местного самоуправления имеют право продавать и сдавать землю в аренду. Размер арендной платы за землю устанавливается Постановлением Главы администрации МО Перелюбского муниципального района «Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы на 2003 год» №25 от 4.02.03 г.

      Арендная  плата за земли сельскохозяйственного назначения должны быть не ниже ставок земельного налога арендуемых земельных участков под объекты промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, торговли, предпринимательской деятельности и других целей за 1 га в год устанавливается:

      -в черте населенных пунктов,

      -в с. Перелюб 1 зона - 21600 руб.,

      -2 зона-14400руб.,

      -3 зона - 7200 руб., для остальных населенных пунктов - 7200 руб.,

      -вне черты населенных пунктов - 20736 руб.

      Данные об аренде земельных участков приведены в таблице 3.

      Всего в настоящее время отделом  экономики, инвестиционной политики и  управления собственностью заключено 10 договоров на аренду земли, из них  в пяти договорах арендуются сельскохозяйственные земли, а в других пяти - участки под строительство магазинов, эксплуатацию производственной базы и другие цели. Максимальный срок аренды, устанавливаемый законом равняется 49 годам, поэтому и максимальный срок заключенных договоров тоже 49 лет. Причем для земель сельскохозяйственного назначения, как правило, устанавливается максимальный срок аренды, а для участков, используемых в других целях, обычно 3-5 лет. Поступления от аренды земельных участков зачисляются в бюджет в размере 129073,5 руб.

      Еще одним способом пополнения местного бюджета является продажа земельных участков в черте населенных пунктов, т.к. это земли не сельскохозяйственного назначения, и они относятся к муниципальной собственности. Продажа земельных участков производится через аукционы. Организатором аукционов по продаже земли выступает отдел экономики, инвестиционной политики и управления собственностью. Основную часть документов на участки готовит Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Перелюбского муниципального района.

Таблица 3-Аренда земельных участков в Перелюбском муниципальном районе

(на 1.07.03)

№ п/п Арендатор Срок аренды, лет Площадь участка, га Сумма поступлений, руб. в год Назначение земли
1 К/Ф X «Степное-К» 49 1500 14689 с/х
2 ООО «Степная Нива» 49 3,8797 27934 не с/х
3 СХПК «Строитель-П» 5 3,8032 54766 не с/х
4 К/Ф X «Корнишин» 49 1731,6 8745 с/х
5 ОАО «Сельхозтехника» 49 375 3742,5 с/х
6 ОАО «Сельхозтехника» 49 1250 10600 с/х
7 ООО «Альфа- Люкс» 5 0,0015 2160 не с/х
8 К/Ф X «Вираж» 25 50 557 с/х
9 Яхьяев Д.Г. 5 0,004 1920 не с/х
10 Шихвердиев  Р.М. 3 0,0055 3960 не с/х
        Всего: 129073,5  
 

      Всего с 1998 года было проведено 4 аукциона, на которых было продано 14 земельных  участков, в основном под строительство  магазинов. Только один был продан под  строительство жилого дома. В январе 2002 года в Перелюбе проводился аукцион где были проданы земли сельхозназначения. Но несмотря на закон Саратовской области «О земле», где закреплено право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, закон, регулирующий оборот сельхозземель должен был вступить в силу лишь с января 2003 года, поэтому вышел протест Прокурора Перелюбского муниципального района о незаконности продажи земельных участков, и в соответствии с ним результаты аукциона были аннулированы. Стартовая цена аукциона устанавливается Правительством Саратовской области. В настоящее время базовая цена установилась следующая: 40 руб за 1 кв.м. - для целей промышленности, торговли, предпринимательства и т.д.; 4 руб. за 1 кв.м. - для строительства жилья, развития личного подсобного хозяйства.

      Применительно к стартовым ценам действуют  следующие коэффициенты:

      -в с. Перелюб - 1 зона - 3;

      -2 зона-2;

      -3 зона - 1;

      -в остальных населенных пунктах - 1.

      В целом площади продаваемых земельных  участков невелики, и объемы поступлений в бюджет от их продажи незначительны. Так, в 2002-2003 годах, кроме опротестованного аукциона в январе 2002 г., других не проводилось и не планируется провести, значит, и пополнения бюджета Перелюбского муниципального района в этом бюджетном году от этого источника не предвидится.  
 
 
 
 
 
 
 

    3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском муниципальном районе и пути их разрешения 
     
     

      Принципиальная  особенность современного состояния  муниципальной собственности (как  в Перелюбском, так и других муниципальных образованиях) состоит в том, что в абсолютно преобладающей своей части она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей. Огромная (до 60-70%) часть бюджетных доходов (с учетом кредиторской задолженности бюджета) направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. И в то же время доходы от этой собственности редко превышают 1% общей суммы бюджетных доходов муниципалитета.

Информация о работе Методы управления муниципальным имуществом