Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:38, дипломная работа
Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4
1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника
муниципального имущества. 4
1.2 Понятие, цели и методы управления муниципальным имуществом 10
2 Управление муниципальной собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.1 Нормативно-правовая база управления собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 21
2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского
муниципального района 24
3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском
муниципальном районе и пути их разрешения 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 40
Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в
муниципальной собственности Перелюбского района 40
Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского
муниципального района 41
Государственное
и муниципальное управление
Методы
управления муниципальным
имуществом
Курсовая
работа
Саратов 2008
Содержание
Введение
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4
1.1
Понятие муниципальной
муниципального
имущества.
1.2
Понятие, цели и методы
2
Управление муниципальной
муниципальном
районе
2.1
Нормативно-правовая база
муниципальном
районе
2.2
Состав имущества Перелюбского
муниципального района
2.3
Управление и распоряжение
муниципального
района
3
Проблемы управления
муниципальном
районе и пути их разрешения
Заключение
Список
использованных источников
Приложения
Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в
муниципальной
собственности Перелюбского района
Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского
муниципального
района
Введение
Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность. Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы. Одной из важнейших составляющих экономического базиса муниципального образования является муниципальная собственность. Именно муниципальная собственность представляет собой один из собственных доходных источников местного бюджета, поэтому управление собственностью муниципального образования в настоящее время является актуальной проблемой развития местного самоуправления в России.
В
соответствии с Конституцией РФ и
законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» муниципальное
1
Теоретические основы
управления муниципальной
собственностью
1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника
муниципального
имущества.
Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение, прежде всего:
- в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8);
-
в праве органов местного
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими законами и нормативными правовыми актами.
Понятие «муниципальная собственность» было введено в РФ Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Таким образом, субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования.
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», (ст. 29), устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
-
средства местного бюджета,
- имущество местного самоуправления;
-
муниципальные земли и другие
природные ресурсы,
- муниципальные предприятия и организации;
-
муниципальные банки и другие
финансово-кредитные
- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
-муниципальные
учреждения образования,
- другое движимое и недвижимое имущество.
Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.
Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ и ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, населением непосредственно.
Поэтому фактически субъектами муниципальной собственности выступают местные территориальные органы управления. Они обладают всем пакетом прав собственника на управляемое ими муниципальное имущество. Право собственности распространяется на все объекты собственности и подразумевает триаду полномочий: владение, пользование и распоряжение.
Право владения предполагает фактическое обладание имуществом, ответственность за его воздействие на среду и охрану его от чужого воздействия.
Право пользования - это извлечение из вещи ее потребительских свойств, определенной выгоды. Это право получать от вещи доходы, использовать ее по своему усмотрению и в соответствии с назначением. Применительно к недвижимости - это право на ренту (в условиях исключительно государственной собственности она зачисляется в бюджет). В настоящее время эта рента в определенной степени опосредуется земельным налогом. По отношению к нежилым помещениям право пользования означает, что собственник может использовать их сам или сдавать в аренду, извлекая пользу в виде денежного дохода.
Право
распоряжения - это компетенция уполномоченных
на то государственных или
Объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, земля), находящиеся в муниципальной собственности, могут подвергаться купле-продаже, обмену, аренде, дарению. Жилые помещения могут предоставляться во временное пользование, сдаваться в безвозмездное пользование на определенный срок.
Продажа объектов муниципальной собственности осуществляется юридическим и физическим лицом. Покупка или продажа собственности осуществляется органом управления имуществом по согласованию с главой муниципального образования. Цена покупки или продажи объектов определяется по рыночной стоимости, определенной оценщиками, имеющими соответствующую лицензию.
Находящиеся в муниципальной собственности здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения и другое недвижимое имущество может быть передано в любую другую собственность в обмен на другое имущество (договор мены). При этом каждая из сторон признается продавцом имущества, которое она обязуется передать, и покупателем имущества, которое она обязуется принять.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения и другое движимое и недвижимое имущество. Дарителем может быть любое юридическое или физическое лицо.
Органы
управления муниципальным имуществом
могут также выступать
В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Арендная плата за арендуемое имущество устанавливается в денежной форме и является средством местного бюджета. Установленная в договоре аренды плата за пользование зданием с нежилым помещением, включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено. Размер арендной платы за один квадратный метр общей площади нежилого помещения устанавливается на основе базовой ставки годовой арендной платы, утверждаемой постановлением главы муниципального образования.
Информация о работе Методы управления муниципальным имуществом