Методы управления муниципальным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:38, дипломная работа

Описание работы

Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4

1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника

муниципального имущества. 4

1.2 Понятие, цели и методы управления муниципальным имуществом 10

2 Управление муниципальной собственностью в Перелюбском

муниципальном районе 17

2.1 Нормативно-правовая база управления собственностью в Перелюбском

муниципальном районе 17

2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 21

2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского

муниципального района 24

3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском

муниципальном районе и пути их разрешения 30

Заключение 36

Список использованных источников 38

Приложения 40

Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в

муниципальной собственности Перелюбского района 40

Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского

муниципального района 41

Работа содержит 1 файл

методы управления муниц имущ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

      В отделе экономики, инвестиционной политики и управления собственностью вопросами муниципальной собственности занимается специалист отдела, который:

      - готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность РФ и муниципальную собственность;

      - осуществляет найм руководителей  муниципальных предприятий на контрактной основе по согласованию с высшим должностным лицом, органа управления районом;

      - разрабатывает с учетом требований Государственной программы приватизации и представляет Главе администрации проекты местной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты нормативных актов по приватизации;

      - организует и контролирует реализацию  государственной и местной программ  приватизации;

      - принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности района, организует преобразование их организационно-правовых форм;

      - решает вопросы использования  нежилых помещений, аренды зданий  и сооружений, находящихся в муниципальной  собственности;

      - назначает и освобождает от  должности в порядке, установленном законодательством, руководителей муниципальных предприятий;

      - размещает в порядке, установленном представительным органом, муниципальные предприятия, учреждения, организации на подведомственной территории;

      - создает муниципальные внешнеэкономические организации.

      Непосредственным  органом администрации муниципального образования, занимающимся управлением собственностью Перелюбского муниципального района, наряду с Главой администрации, который осуществляет общее руководство администрацией и принимает стратегические решения, является отдел экономики, инвестиционной политики и управления собственностью.

      В соответствии с Положением отдел  осуществляет следующие функции:

      - готовит предложения по разграничению государственной собственности на собственность и муниципальную собственность;

      - осуществление найма руководителей муниципальных предприятий на контрактной основе по согласованию с высшим должностным лицом органа управления районом;

      - разрабатывает с учетом требований Государственной Программы приватизации и представляет Главе администрации района проекты местной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты нормативных актов по приватизации;

      - организует и контролирует реализацию  государственной и местной программ  приватизации;

      - принимает решения о приватизации  предприятий, находящихся в собственности  района, организует преобразование их организационно-правовых форм;

      - может привлекать на конкурсной  основе посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью.

      - может привлекать на конкурсной  основе посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью;

      - ведет реестр государственного  и муниципального жилья, оформляет

документы на приватизацию жилого фонда

      Специалист  отдела экономики, инвестиционной политики и управления собственностью имеет право:

      - выступать в качестве Арендодателя имущества района в соответствии с решениями районной администрации;

      - продавать земельные участки на территории района при приватизации государственных и муниципальных предприятий и порядке, определенном действующим законодательством;

      - Продавать принадлежащие району доли (паи, акции) свидетельство о собственности предприятий, активы ликвидируемых предприятий и распоряжаться нереализованными акциями;

      - Формировать конкурсные комиссии по продаже предприятий по конкурсу, проводить аукционы по продаже предприятий и иного имущества района. 

      2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 

      Имущество, находящееся в собственности Перелюбского муниципального района, делится на две части: движимое имущество и недвижимость. Движимое имущество носит вспомогательный характер, служит для обеспечения деятельности рабочих и служащих предприятий, организаций и служб района. С точки зрения повышения доходов муниципального образования непосредственно движимое имущество не представляет для нас интереса. Поступления в местный бюджет от такого имущества происходят лишь в случае его продажи ввиду чрезвычайного износа или ненадобности. Это в основном транспортные средства предприятий, организаций и служб района. Они продаются на аукционах по цене, определяемой специализированными организациями. Но эти поступления в бюджет бывают крайне редко, носят случайный характер, а суммы перечислений незначительны.

      Наибольший  интерес в плане получения доходов от управления собственностью носит муниципальная недвижимость. Недвижимость Перелюбского муниципального района состоит из:

      - зданий, строений и сооружений  жилого и нежилого фонда;

      - земли, находящейся в муниципальной  собственности.

      Количество  объектов недвижимости, не находящихся в частной собственности, приведено в таблице 1.

      В таблице находятся данные лишь по федеральной, областной и муниципальной собственности, т.к. точных данных по частной и коллективной собственности и БТИ не имеется, потому что учет ведется только той недвижимости, которая зарегистрирована в Саратовской областной регистрационной палате. А эту процедуру прошли далеко не все физические и юридические лица Перелюбского муниципального района. Из таблицы видно, что в собственности муниципального образования находится 260 объектов недвижимости. Эта цифра небольшая, что значительно сужает возможности по управлению этой собственностью с точки зрения получения доходов. Объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, на территории муниципального образования также немного (103). Это в свою очередь ограничивает возможности увеличения количества муниципальной недвижимости за счет передачи из государственной в собственность Перелюбского муниципального района. Поэтому расширение имущественной базы муниципального образования может происходить лишь в результате покупки и строительства объектов недвижимости, что ввиду сложившейся экономической ситуации в настоящее время не представляется возможным.

      Таблица 1-Состояние учета недвижимости на территории Перелюбского муниципального района на 01.10.2001 (по данным БТИ Перелюбского района)

Объекты недвижимости количество
Объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности 83
Объекты недвижимости, находящиеся в областной собственности 20
Объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности 260
В то числе  объекты жилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности 148
Объекты нежилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности 112
 

      Муниципальная собственность Перелюбского муниципального района закреплена за двумя группами собственников: учреждениями местных органов власти и муниципальными предприятиями. В таблицах приведена балансовая стоимость основных фондов, но при оценке муниципальной недвижимости на нее ориентироваться нельзя, т.к. рыночная цена значительно выше. Большинство жилых площадей сосредоточено в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (135 квартир). Остальные предприятия и учреждения приобретают или строят жилье для своих работников, которое, как правило, сразу же приватизируется. Таким образом, в собственности Перелюбского муниципального района находится 148 объектов жилого фонда общей площадью 24998 кв.м. и 112 объектов нежилого фонда площадью 82308 кв.м.

      Другим  важным составляющим муниципального имущества  является земля. Площадь территории Перелюбского муниципального района составляет 369082 га. Эта земля должна делиться на федеральную, областную и муниципальную. В настоящее время такого деления еще нет. Над этим в полную силу работает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Перелюбского муниципального района. Поэтому сейчас нет данных о том, сколько земли (даже приблизительно) будет в муниципальной собственности.

        На данный момент органы местного  самоуправления Перелюбского муниципального района распоряжаются лишь землями населенных пунктов и фондом перераспределения. В черте населенных пунктов находится 5017 га земли. Эта земля, за минусом уже приватизированных и находящихся в частной собственности участков, уже находится в муниципальной собственности, так как Перелюбская администрация сейчас обладает в отношении этих земель всеми правами собственника (вплоть до права на продажу). После разграничения эти земли, вероятнее всего, и будут закреплены за Перелюбским муниципальным районом.

      С землями сельскохозяйственного  назначения дело обстоит сложнее.

        Во-первых, еще до законодательного  закрепления права частной собственности  на земли сельскохозяйственного назначения частная собственность уже была. В 1993 г. колхозы и совхозы при реорганизации выделяли своим работникам, в т.ч. и пенсионерам, земельные паи в размере 18 га на человека. По решению правления, а это происходило в большинстве случаев, такими паями наделялись и другие люди, которые работают или работали на территории хозяйства (учителя, медработники и т.д.). Хотя эти паи нельзя продавать, их можно дарить и передавать по наследству. Обладатели этих паев либо сами занимались на своей земле земледелием, либо передавали их фермерам для ведения хозяйства, либо входили со своими долями во вновь образовавшиеся акционерные общества или предприятия других организационно-правовых форм.

      Во-вторых, даже после законодательного закрепления  на областном и федеральном уровнях  права частной собственности на сельхозугодия реальной купли-продажи этой земли не происходит, т.к. закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» только начал действовать, он вступил в силу с января 2003 г. Поэтому обладатели земельных паев еще не могут их продать, а органы власти различных уровней еще не знают, какая земля им принадлежит.

      Однако, существует фонд перераспределения. Это 37611 га земли, из них 23720 га пашни и 13891 га пастбищ. Он создан для сдачи в аренду крестьянско-фермерским хозяйствам (для активизации этого вида деятельности) и для расширения площадей сельхозугодий сельхозпредприятий. Этот фонд в настоящее время закреплен в областной собственности, но распоряжается им Перелюбская районная администрация, и доходы от него поступают в местный бюджет. Таким образом, земли Перелюбского муниципального района представляют собой существенный ресурс повышения доходов местного бюджета. 

2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского муниципального района  

      Собственность Перелюбского муниципального района находится на балансе различных учреждений и предприятий района1). Созданные для обслуживания жилищно-коммунального комплекса с. Перелюб МУП «ЖКХ» и ДМУП «Водник» распоряжаются муниципальной собственностью на праве хозяйственного ведения. МП «Ателье разнобытовых услуг» и ДМУП «Эра» занимаются предоставлением различных бытовых услуг населению, муниципальная собственность находится у них на праве хозяйственного ведения. Для обеспечения своей деятельности МЗП «Редакция газеты «Целинник»» и МП «Аптека №111» также получили в хозяйственное ведение собственность. Часть муниципального имущества находится на балансе непосредственно у администрации района, которая фактически и является собственником всего имущества муниципального образования. Остальная муниципальная собственность закреплена за муниципальными учреждениями района для реализации их функциональных обязанностей на праве оперативного управления.

      Одним из перспективных направлений в области управления собственностью является приватизация. Этот процесс в отношении муниципальных предприятий в Перелюбском районе завершился еще в 1995 году. Оставшиеся же предприятия либо не подлежат приватизации ввиду их большой значимости для населения муниципального образования (МП «Аптека №111», МУЛ «ЖКХ», ДМУП «Водник»), либо не представляют интереса для инвесторов (МУЛ «Редакция газеты «Целинник»», МП «Ателье разнобытовых услуг», ДМУП «Эра»). Собственность муниципальных учреждений приватизации вообще не подлежит.

Информация о работе Методы управления муниципальным имуществом