Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:38, дипломная работа
Право населения на местное самоуправление, т.е. право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4
1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника
муниципального имущества. 4
1.2 Понятие, цели и методы управления муниципальным имуществом 10
2 Управление муниципальной собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.1 Нормативно-правовая база управления собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 21
2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского
муниципального района 24
3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском
муниципальном районе и пути их разрешения 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 40
Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в
муниципальной собственности Перелюбского района 40
Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского
муниципального района 41
В отделе экономики, инвестиционной политики и управления собственностью вопросами муниципальной собственности занимается специалист отдела, который:
-
готовит предложения по
-
осуществляет найм
-
разрабатывает с учетом
-
организует и контролирует
-
принимает решения о
-
решает вопросы использования
нежилых помещений, аренды
- назначает и освобождает от должности в порядке, установленном законодательством, руководителей муниципальных предприятий;
-
размещает в порядке,
-
создает муниципальные
Непосредственным
органом администрации
В соответствии с Положением отдел осуществляет следующие функции:
-
готовит предложения по
- осуществление найма руководителей муниципальных предприятий на контрактной основе по согласованию с высшим должностным лицом органа управления районом;
-
разрабатывает с учетом
-
организует и контролирует
-
принимает решения о
-
может привлекать на
-
может привлекать на
-
ведет реестр государственного
и муниципального жилья,
документы на приватизацию жилого фонда
Специалист отдела экономики, инвестиционной политики и управления собственностью имеет право:
- выступать в качестве Арендодателя имущества района в соответствии с решениями районной администрации;
- продавать земельные участки на территории района при приватизации государственных и муниципальных предприятий и порядке, определенном действующим законодательством;
- Продавать принадлежащие району доли (паи, акции) свидетельство о собственности предприятий, активы ликвидируемых предприятий и распоряжаться нереализованными акциями;
-
Формировать конкурсные комиссии по продаже
предприятий по конкурсу, проводить аукционы
по продаже предприятий и иного имущества
района.
2.2
Состав имущества Перелюбского
муниципального района
Имущество, находящееся в собственности Перелюбского муниципального района, делится на две части: движимое имущество и недвижимость. Движимое имущество носит вспомогательный характер, служит для обеспечения деятельности рабочих и служащих предприятий, организаций и служб района. С точки зрения повышения доходов муниципального образования непосредственно движимое имущество не представляет для нас интереса. Поступления в местный бюджет от такого имущества происходят лишь в случае его продажи ввиду чрезвычайного износа или ненадобности. Это в основном транспортные средства предприятий, организаций и служб района. Они продаются на аукционах по цене, определяемой специализированными организациями. Но эти поступления в бюджет бывают крайне редко, носят случайный характер, а суммы перечислений незначительны.
Наибольший интерес в плане получения доходов от управления собственностью носит муниципальная недвижимость. Недвижимость Перелюбского муниципального района состоит из:
- зданий, строений и сооружений жилого и нежилого фонда;
-
земли, находящейся в
Количество объектов недвижимости, не находящихся в частной собственности, приведено в таблице 1.
В таблице находятся данные лишь по федеральной, областной и муниципальной собственности, т.к. точных данных по частной и коллективной собственности и БТИ не имеется, потому что учет ведется только той недвижимости, которая зарегистрирована в Саратовской областной регистрационной палате. А эту процедуру прошли далеко не все физические и юридические лица Перелюбского муниципального района. Из таблицы видно, что в собственности муниципального образования находится 260 объектов недвижимости. Эта цифра небольшая, что значительно сужает возможности по управлению этой собственностью с точки зрения получения доходов. Объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, на территории муниципального образования также немного (103). Это в свою очередь ограничивает возможности увеличения количества муниципальной недвижимости за счет передачи из государственной в собственность Перелюбского муниципального района. Поэтому расширение имущественной базы муниципального образования может происходить лишь в результате покупки и строительства объектов недвижимости, что ввиду сложившейся экономической ситуации в настоящее время не представляется возможным.
Таблица 1-Состояние учета недвижимости на территории Перелюбского муниципального района на 01.10.2001 (по данным БТИ Перелюбского района)
Объекты недвижимости | количество |
Объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности | 83 |
Объекты недвижимости, находящиеся в областной собственности | 20 |
Объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности | 260 |
В то числе объекты жилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности | 148 |
Объекты нежилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности | 112 |
Муниципальная собственность Перелюбского муниципального района закреплена за двумя группами собственников: учреждениями местных органов власти и муниципальными предприятиями. В таблицах приведена балансовая стоимость основных фондов, но при оценке муниципальной недвижимости на нее ориентироваться нельзя, т.к. рыночная цена значительно выше. Большинство жилых площадей сосредоточено в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (135 квартир). Остальные предприятия и учреждения приобретают или строят жилье для своих работников, которое, как правило, сразу же приватизируется. Таким образом, в собственности Перелюбского муниципального района находится 148 объектов жилого фонда общей площадью 24998 кв.м. и 112 объектов нежилого фонда площадью 82308 кв.м.
Другим важным составляющим муниципального имущества является земля. Площадь территории Перелюбского муниципального района составляет 369082 га. Эта земля должна делиться на федеральную, областную и муниципальную. В настоящее время такого деления еще нет. Над этим в полную силу работает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Перелюбского муниципального района. Поэтому сейчас нет данных о том, сколько земли (даже приблизительно) будет в муниципальной собственности.
На данный момент органы
С землями сельскохозяйственного назначения дело обстоит сложнее.
Во-первых, еще до законодательного
закрепления права частной
Во-вторых,
даже после законодательного закрепления
на областном и федеральном
Однако,
существует фонд перераспределения. Это
37611 га земли, из них 23720 га пашни и 13891 га
пастбищ. Он создан для сдачи в аренду
крестьянско-фермерским хозяйствам (для
активизации этого вида деятельности)
и для расширения площадей сельхозугодий
сельхозпредприятий. Этот фонд в настоящее
время закреплен в областной собственности,
но распоряжается им Перелюбская районная
администрация, и доходы от него поступают
в местный бюджет. Таким образом, земли
Перелюбского муниципального района представляют
собой существенный ресурс повышения
доходов местного бюджета.
2.3
Управление и распоряжение
имуществом Перелюбского
муниципального района
Собственность Перелюбского муниципального района находится на балансе различных учреждений и предприятий района1). Созданные для обслуживания жилищно-коммунального комплекса с. Перелюб МУП «ЖКХ» и ДМУП «Водник» распоряжаются муниципальной собственностью на праве хозяйственного ведения. МП «Ателье разнобытовых услуг» и ДМУП «Эра» занимаются предоставлением различных бытовых услуг населению, муниципальная собственность находится у них на праве хозяйственного ведения. Для обеспечения своей деятельности МЗП «Редакция газеты «Целинник»» и МП «Аптека №111» также получили в хозяйственное ведение собственность. Часть муниципального имущества находится на балансе непосредственно у администрации района, которая фактически и является собственником всего имущества муниципального образования. Остальная муниципальная собственность закреплена за муниципальными учреждениями района для реализации их функциональных обязанностей на праве оперативного управления.
Одним из перспективных направлений в области управления собственностью является приватизация. Этот процесс в отношении муниципальных предприятий в Перелюбском районе завершился еще в 1995 году. Оставшиеся же предприятия либо не подлежат приватизации ввиду их большой значимости для населения муниципального образования (МП «Аптека №111», МУЛ «ЖКХ», ДМУП «Водник»), либо не представляют интереса для инвесторов (МУЛ «Редакция газеты «Целинник»», МП «Ателье разнобытовых услуг», ДМУП «Эра»). Собственность муниципальных учреждений приватизации вообще не подлежит.
Информация о работе Методы управления муниципальным имуществом