Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:16, курсовая работа
Важной проблемой управления предприятиями в сложных условиях рынка являются своевременное принятие правильных решений в связи с изменениями экономической ситуации. Одним из путей решения этой проблемы является применение методов экономико-математического моделирования в управлении предприятиями, в том числе и железнодорожным транспортом.
Введение
Глава 1.Принципы экономико-математического моделирования
1.1. Общее понятие моделирования.
1.2. Классификация экономико-математических моделей
1.3. Экономико-математическая модель оптимизационной задачи
1.4. Этапы экономико-математического моделирования
Глава 2. Поиск оптимальных решений с помощью линейных транспортных задач
2.1. Постановка линейной транспортной Задачи
2.2. Решение матричных транспортных задач методом условно-оптимальных планов
Заключение
Список литературы
Рисунок
1.8. Этапы экономико-
3. Математический анализ модели.
Целью этого этапа является выяснение общих свойств модели, для чего применяются математические приёмы исследования. Наиболее важный момент- доказательство существования решений в сформулированной модели (теорема существования).. Если удастся доказать, что математическая задача не имеет решения, то необходимость в последующей работе по первоначальному варианту модели отпадает;
4. Подготовка исходной информации
Моделирование
предъявляет жёсткое требования
к системе информации. В то же
время реальные возможности получения
информации ограничивают выбор моделей,
предназначаемых для
5. Численное решение.
Этот
этап включает разработку алгоритмов
для численного решения задачи, подбор
необходимого программного обеспечения
и непосредственное проведение расчётов.
Трудности этого этапа
6. Анализ численных результатов и их применение.
На этом заключительном этапе цикла встаёт вопрос о правильности и полноте результатов моделирования, о степени практической применимости последних.
Математические методы проверки могут выявлять некорректные построения модели и тем самым сужать класс потенциально правильных моделей.
Недостатки, которые не удаётся исправить на промежуточных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах.
Следует выделить четыре основных аспекта применения математических методов в решении практических проблем.
1.
Совершенствование системы
2.
Интенсификация и повышение
3.
Углубление количественного
4. Решение принципиально новых экономических задач.
Глава 2.ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ
Одной
из главных задач
Линейное
программирование – это метод
поиска неотрицательных значений переменных,
максимизирующих или
Метод
нахождения решения основной задачи
линейного программирования, получивший
название “симплексный метод” или
“метод решения с помощью
Разновидностью
общей задачи линейного программирования
является так называемая транспортная
задача, применяемая как для
2.1. Постановка линейной транспортной Задачи
Формальным признаком транспортной задачи является то, что каждая переменная входит лишь в два ограничения, причем с коэффициентами, равными единице. Если при этом критерий оптимальности (сумма расходов, общий пробег) прямо пропорционален значениям переменных (транспортных потоков), возникает линейная транспортная задача. В других случаях рассматривается нелинейная транспортная задача, решаемая другими методами.
Транспортные задачи известны в двух постановках: матричной и сетевой.
Матричная:
Пусть имеется ряд пунктов потребления и предприятий-поставщиков некоторой продукции.
Дано:
Аi – ресурс i-го поставщика (запас продукции или план отгрузки из текущего производства).
Вi – потребности в той же продукции в пунктах j.
Сi – расстояние или стоимости перевозки из i в j.
Требуется найти такие размеры поставок от каждого поставщика каждому потребителю Хi (переменные задачи), при которых общая сумма расходов или общий пробег будут минимальными.
Различают
следующие разновидности
Система ограничений закрытой задачи: предусматривает поставку каждому потребителю количество продукции, равного потребности в ней (2.1.) и вывоз продукции от каждого поставщика в количестве, равном ее ресурсу (2.2.)
Σ Хij = Bi (j=1,2, … n); (2.1)
Σ
Xij = Ai (i= 1,2, … m);
Типы транспортных задач | |||||||
ΣАi = ΣBj | ΣАi > ΣBj | ΣАi < ΣBj | |||||
Закрытая задача | Открытая задача с превышением ресурсов | Открытая задача с превышением потребностей | |||||
Применение:
В текущем планировании |
Применение:
Для оптимизации перспективного планирования |
Применение:
Может быть составной частью сложных оптимизированных задач |
Рис. 2.1. Разновидности транспортных задач
В открытой задаче с превышением ресурсов возможен вывоз меньше наличия:
Σ Xij < Ai (i=1,2, …m ), где
m – отправители;
n – получатели.
Каждая конкретная переменная входит в два условия: типа (2.1) для данного потребителя и типа (2.2) для данного поставщика.
Критерием
оптимальности решения является
минимум общих расходов по перевозке
или с пробега в тонно-
F = Σ Σ Cij Xij → min
Транспортная задача в этой постановке решается на матрице, в строках которой показываются поставщики, в столбцах – получатели, а в клетках (пересечениях)- корреспонденции между ними.
Сетевая задача:
Оптимальное планирование перевозок может быть произведено непосредственно на схеме сети путей сообщения (рисунок 2.2). Схема состоит из (или дуг) и узлов (или вершин). Вершинами являются пункты или (центры агрегации) погрузки и выгрузки а также все реальные узловые пункты сети.
Вершины без погрузки и выгрузки данного груза являются транзитными.
Каждый участок (звено) сети между двумя соседними вершинами обычно рассматривают как две дуги противоположного направления с движением в одну сторону по каждой дуге.
|
Рисунок 2.2. Схеме транспортной сети
+10 Б - Пункты и размеры отправления
-8 Д - Пункты и размеры прибытия
- линии соединения – «дуги» или «звенья»
- стрелка – поток груза
ХАВ = 8 - размер груза
Каждая дуга характеризуется показателем расстояния (или стоимости) перевозки единицы груза- или длиной дуги. При решении задач по критерию стоимости длины прямой и обратной дуг обычно различны (т.к. издержки перевозки по участку “туда” и “обратно” не совпадают).
Переменными сетевой транспортной задачи являются потоки груза по каждой дуге. Поток может включать много отправок, например, поток по дуге Б-Д включает поставки из Б в Д – 8 единиц груза, а из Б в Г – 7 единиц груза.
до
решения, как правило, неизвестно, в
какую сторону будет
Обязательным условием сетевой задачи является требование балансировки прибытия и отправления груза в каждой вершине сети: прием груза со всех направлений плюс собственная погрузка равны сдаче на все направления собственная выгрузка:
Σ Xks – Σ Xkr = Rk (2.3)
где К – произвольная вершина;
Rk – погрузка (+) или выгрузка (-) (Rk -О для транзита);
Хks – потоки от К по всем соседним вершинам S;
Хkr – потоки к К от соединительных вершин r;
Целевая функция закрытой сетевой задачи имеет вид:
F = Σ Crs Xrs → min (2.4)
Суммирование выполняется по всем дугам сети.
Итак, сетевая транспортная модель включает в себя:
Информация о работе Математические методы исследования в экономике