Маркетинг и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности. Поэтому занимающийся в этой области человек должен обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.
Маркетинг - это наука. Без неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более, молодому. Это дело непростое и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 194.65 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

 

В сложных экономических  условиях современного рынка в структуре  фирмы одну из ключевых ролей играет служба маркетинга.

Специалисты в области  маркетинга на предприятиях называются маркетологами. Главными задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей.

Маркетинг - такой вид  рыночной деятельности, благодаря которой  предвидятся и удовлетворяются  постоянно меняющиеся нужды и  потребности. Поэтому занимающийся в этой области человек должен обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.

Маркетинг - это наука. Без  неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более, молодому. Это дело непростое  и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех.

Актуальность темы заключается  в том, что в современных условиях наличие маркетинговой службы на предприятии является обязательным условием не только эффективной деятельности и развития, но и, зачастую, необходимым  условием выживания фирмы.

Цель курсовой работы – показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности предприятия и доказать его важность на практике, на основе отечественного предприятия ЗАО «Тиротекс».

В соответствии с целью  данной работы были определены следующие  задачи:

-раскрыть теоретические  основы маркетинговой деятельности, как одного из наиболее важных  и действенных инструментов увеличения  эффективности финансово- экономической  деятельности предприятия.

- рассмотреть организацию  маркетинговой деятельности. Служба  маркетинга занимается разработкой  тактики и стратегии фирмы  и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения товара на рынке.

- раскрыть сущность маркетинговой деятельности на практическом примере.

Предметом исследования проведенного в работе является маркетинговая  деятельность фирмы и повышение  ее эффективности.

Объектом исследования проведенного в данной работе выбрано ЗАО «Тиротекс»- флагман легкой промышленности в  Приднестровье, уникальный производственный комплекс с мощной инфраструктурой, развитой технической и научной  базой.

Практическая значимость работы заключается в возможности  использования сформулированных  рекомендаций по повышению эффективности  маркетинговой деятельности, представленных в работе, на ЗАО «Тиротекс»

Основными методологическими  источниками при написании данной работы служили отечественные и  зарубежные издания, посвященные маркетингу и повышению эффективности маркетинговой  деятельностью на предприятии, среди которых Герчикова И.Н.,Дорошев В. И. ,Завьялов П.С.,Зурко В.П.,Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. и многие другие, а также источники электронного характера.

Научная новизна данной работы заключается в том, что автор рассматривает маркетинговую деятельность, анализирует её и дает практические рекомендации по повышению эффективности на ЗАО «Тиротекс»

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  

1.1Особенности маркетинговой деятельности предприятия.

 

Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных  видов продукции в заранее  установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим  характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме  получение высоких прибылей или  прочное положение на рынке.

Философия маркетинга предельно проста: производитель  должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечен сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под  регулирующее воздействие заранее  устанавливаемых хозяйственных  связей, где особая роль отводится  потребителю. Потребитель выдвигает  свои требования к продукту, его  технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего  машин и оборудования) и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать  конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет  высокие требования к качеству и  конкурентоспособности продукции.

Осуществление маркетинговой  деятельности выступает как объективная  необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного  спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь отражается и  постоянно усиливается тенденция  к планомерной организации производства в целях повышения эффективности  функционирования фирмы в целом  и ее хозяйственных подразделений.

Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие  и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль. Другими словами, производитель призван выпускать  такую продукцию, которая найдет сбыт, принесет прибыль. А для этого  нужно изучать общественные и  индивидуальные потребности, запросы  рынка как необходимое условие  и предпосылку производства. Поэтому  все больше углубляется понимание  того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта  концепция нашла свое воплощение в маркетинге. Именно всестороннее изучение спроса, потребностей и их учет в целях более правильной ориентации производства и составляют главное назначение маркетинговой деятельности в системе управления процессом производства.

Маркетинговая деятельность - это деятельность, прежде всего  ориентированная на перспективу. В  этом заинтересован как потребитель, так и производитель. В фирмах используются специфические методы в области осуществления текущей  и перспективной маркетинговой  деятельности.

[5, c.356]

Весь процесс управленческой деятельности можно разделить на несколько  составляющих, или этапов, взаимосвязанных  между собой, проработка которых  обеспечивает эффективность всего  процесса в целом.

Анализ является первой ступенью любой  управленческой деятельности. В его  рамках проводится сбор информации, ее обработка, классификация, систематизация, хранение и анализ в целях управления.

Реализация функции анализа  распространяется на все элементы и  компоненты организации, поэтому в  управленческой системы создаются  обособленные подразделения по выполнению этой деятельности.

Наиболее широко используемые методы анализа – метод опроса (ориентированный на получение информации от непосредственных участников исследуемых  процессов и явлений), метод наблюдения (подразумевающий собой достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых  явлений) и метод эксперимента (основанный на проверке жизнеспособности исследуемого явления).

Информация, полученная в  результате обработки аналитиками, является основой для разработки управленческих прогнозов. Само прогнозирование  ориентировано на предвидение будущего и разработку научно-обоснованных прогнозов, являющихся, в свою очередь, альтернативами для принятия управленческого решения.

Содержание планирования как функции управления состоит  в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и  внутренних факторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей фирмы и каждого  подразделения в частности на установленный период времени; определении  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач. [3, c.128]

 

 

 

1.2 Маркетинг как инструмент повышения эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.

 

Финансово-экономическое  состояние предприятия является одним из

самых важных показателей  эффективной работы предприятия.

Маркетинг влияет на все  этапы формирования прибыли и, в  конечном счете, на общее финансово –экономическое состояние предприятия.

Предприятие в современном  мире добивается успеха лишь в том  случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения  эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального  объема требований покупателя. Маркетинг  занимается исследованием поведения  потребителя, которое включает его  потребности и требования.

Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по

А. Маслоу. По этой системе  потребности делятся на:

- физиологические (голод,  холод, жажда);

- потребность самосохранения (безопасность, защита);

- социальные потребности;

- потребности самоуважения (социальный статус, признание);

- потребности в самоутверждении  (самореализация и саморазвитие).

Выявление потребностей –  одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может  спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его  покупки данного товара [2, c.26-27]

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные  факторы покупки товара.

К мотивационным факторам причисляются:

- мотив выгоды (желание  человека разбогатеть);

- мотив снижения риска  (потребность в безопасности);

- мотив признания (потребность  в статусе, престиже);

- мотив комфорта (стремление  скрасить свое существование);

- мотив свободы (потребность  в независимости);

- мотив познания (потребность  в развитии).

Важную роль в маркетинге играет изучение структуры рынка.

Первый этап – исследование конкурентов, т.е. оценка степени конкуренции  на выбранном рынке (совершенная, несовершенная  конкуренция или монополия).

Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует  определить: какую часть рынка  контролирует конкурент, насколько  быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму  рекламы и сбыта, техническую  поддержку.

При правильно проведенном  исследовании возможно установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.

[7, c.112,114]

Анализ фирменной структуры  рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без  помощи которых фирма практически  не может существовать в современных  условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное  лицо либо организация, поставляющая предприятию  необходимое сырье, оборудование, информацию.

Изучение фирменной структуры  рынка включает в себя исследование транспортных компаний, страховых организаций  и др. Это помогает фирме сразу  почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.

Под исследованием товарного  рынка понимается исследование рынка  отдельного товара или группы товаров, например хлеб (отдельный товар) и  продукты потребления или роскоши (группа товаров). Исследование рынка  ставит своими целями изучение соотношения  спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Основная цель изучения конъюнктуры  рынка – установление связей между  деятельностью предприятия и  рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное  исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз  изменения показателей рынка, предложения  и рекомендации по деятельности предприятия  в процессе изменения обстановки на рынке. [1, c.166]

Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может  «поглотить» рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует  показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует информацию и на ее основе прогнозирует увеличение или  уменьшение потенциала рынка, что ведет  к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.

Сегментация рынка – это  деление рынка на отдельные области  для закупки и сбыта товаров. Сегментация происходит по следующему ряду признаков:

- географический (учитывается  величина региона, плотность и  количество населения);

- демографический (учитываются  половозрастные критерии населения);

- социально-экономический  (учитывается образование, профессии,  доходы населения);

- психологический (учитываются  особенности отдельного индивида). [4, c.37]

Таким образом, изучая различные  аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает сэкономить средства на пробные  выпуски товаров в заранее  неэффективных зонах. Хотя предприятие  затрачивает определенные суммы  на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется  роль исследований маркетинга для повышения  эффективности.

 

На основе теоретических  данных, представленных в первом разделе  можно сделать вывод, что самой главной отличительной особенностью маркетинга является то, что значение маркетинга очень велико, причем как для предприятия, так и для потребителя.

Информация о работе Маркетинг и пути его совершенствования